1-го сентября сего года вышло долгожданное продолжение легендарной серии от не менее легендарного геймдизайнера Hideo Kojima. Даже самые преданные фанаты, хоть и рады продолжению, но признают, что это уже не тот Metal Gear Solid. Давайте разберёмся, что же изменилось, а что всё-таки вызывает скупую фанатскую слезу.

Начнём с того, что перед нами почти тот самый Metal Gear Solid, который многие помнят ещё со времён PS1 (разве что камера изменилась на вид со спины, графика подтянулась да добавилось гаджетов). Это суровая история про суровых патриотов, а мы играем за самого известного наёмника, которого хочет убить весь мир. Если не знакомы, то прощу любить и жаловать - Большой Босс. Он же Ликвид Снейк, он же Веном Снейк, он же ББ. Когда-то был частью секретного проекта американского правительства, но потом ушел от мерзких ему господ, чтобы основать собственный мир для наёмников. Без государства, без власти, без тупых патриотических идей. Как завещала Босс (события MGS3: Operation Snake Eater)... Спустя несколько лет ему удалось основать первую платформу (события MGS: Peace Walker), которая временно стала воплощением мечты ББ, но была уничтожена обожженным на всю голову (буквально) злодеем в шляпе (события MGS: Ground Zeroes, которая являлась "демо-версией" The Phantom Pain). Задача, которая стоит перед Снейком сейчас - вернуться в мир после девяти лет комы, построить и защитить новый дом, ну и, на десерт, отомстить. Что мы и будем делать всю игру. Если окинуть взглядом сюжет, то для серии - далеко не предел. Неплохо, но и не торт. А если сравнивать с любой другой игрой в жанре милитаристического шутера, то это лучшее, что выходило за последние годы. Драматично, эпично, гнетуще.


Ладно, пошли по геймплею.

Начнём с того, что перед нами TPS, а что обычно делают в шутерах? Верно. Выбор оружия здесь очень щедрый (от пистолетов до пулемётов, винтовок и ракетниц, с обязательно прилагающимися гранатами и минами разных типов), плюс возможность почти всё кастомизировать, плюс наборы всевозможных аксессуаров, плюс прочая экипировка типа надувных Снейков да прочих маскирующих предметов. Не забываем, что серия впервые перешла в открытый мир, а значит, уже не получится идти из точки А в точку В, сливаясь с ландшафтом. Теперь у нас есть огромная карта с базами и аванпостами, с которых (ура-ура) убрали вышки, хоть они и были неотъемлемой частью жанра. Да, территория доступна с самого начала - летите, куда хотите! Но не все побочные квесты открыты сразу, так что надо идти по сюжету, чтобы раздобыть хоть парочку. А помимо побочных и сюжетных заданий здесь просто ничего нет. То есть ничего, что можно было бы делать вне тех самых заданий. Ибо все ресурсы, плакаты для коробок и прочие листовки прекрасно собираются во время миссий. Но если очень хочется, можно вначале украсть с помощью системы фултон, а потом вызвать себе один из десятка видов транспорта (джип, танк, БТР, грузовик) и спокойно колесить по пересечённой местности, врубив в кассетнике любимую песню, и давить местную живность или сбивать деревья да столбы. Но это большой минус, если разобраться. Пустой мир, хоть и логичен, бьёт по удовольствию от игры.


Теперь давайте вспомним, что перед нами стелс-экшен, да ещё и шпионский, и поговорим о способах обмануть врага. Самое простое - глушитель. Только они ломаются, да ещё у каждого оружия уникальны и между классами не взаимозаменяются. Сломался - ищите новый или закажите с базы доставку. Это касается и других вещей. Например, коробок - практически символа серии уже, появившегося ещё в самой первой части Metal Gear (даже без Solid). Надев одну на себя, можно ползать, бегать, двигаться пригнувшись (впрочем, как и без неё). А вот вставать в полный рост не стоит, пока не найдёте плакат знойной советской красотки, которая вызывает у солдат онемение верхних конечностей и обильное слюноотделение. Пока они щупают плакат - хватайте горяченькими, допрашивайте (помечает всё самое вкусное на привязанной к нему локации), а затем оглушайте/убивайте. Можете спрятать тело за углом/в туалете/в контейнере, но не забывайте, что любой оглушенный враг может в любой момент проснуться (длительность зависит от способа усыпления). Не хотите "заспинных сюрпризов" - будите отдыхающих мощным пинком и наводите на них пистолет. Всё. Противник испуган и не встанет, пока не начнётся стрельба.

Но не стелсом единым, как говорится. Проблема в том, что игра даёт столько способов пройти одну и ту же миссию, что ограничиваться скрытным проникновением глупо. Можете вызвать танк/БТР (на них дают самостоятельно кататься) или вертолёт (огнём прикроет все ваши выкрутасы), а можно взять АК-47 и РПГ, сесть на верного коня и объявить Джихад всем неверным в радиусе полкилометра. Комбинируйте тактики. Ищите то, что нравится именно вам. Это и делает MGS5 игрой, которую мы все так ждали.

Призваны немного разнообразить геймплей напарники (новшество серии). Упомянутый боевой конь (можно обвешать бронёй), тихая снайперша Молчунья (единственная из всего боевого прайда представляет сюжетную важность), няшный одноглазый волк Diamond Dog (DD, бриллиантовый пёс) (его можно вооружить летальным оружием, нелетальным или фултоном) и грозная двуногая шагающая огневая точка Walker Gear (можно навесить много чего, а потом ещё и ИИ добавить, чтобы прикрывал самостоятельно). У каждого есть свои плюсы, так что всем найдётся напарник по вкусу. Важно отметить, что Молчунья имеет различные функции и помимо прямого приказа через кнопку "Q". Если зайти в I-Droid (всё и сразу: карта, прибор для управления базой и всем-всем-всем с расстояния и т.д.), то можно найти дополнительные команды для неё, типа "Пойти и разведать определённый пост". Там же запрятаны ряд дополнительных функций, которые ещё сильнее облегчат прохождение игры: изменение погоды и различные артобстрелы.


Игровых локаций две: Афганистан и пограничье между Анголой и Заиром. Но помимо них есть наша новенькая база, которую надобно с нуля отстроить. Когда мы впервые туда залетим - увидим лишь одну трёхэтажную платформу. Но стоит только начать вкладывать ресурсы, которые либо автоматически добываются в ПБ (передовых базах, но о них позже), либо добываются вами на картах (в кейсах - готовые (переработанные) - или непереработанные в трёхтонных контейнерах, которые добываются ТОЛЬКО сильно прокачанным фултоном), как она начнёт расти. Всего 7 типов платформ, каждая из которых отвечает не только за какие-то плюшки в бою, но и за пассивные вещи, типа ускорения переработки материалов. Каждый враждебный солдат, которого вы встретите (а потом эвакуируете, чтобы убедить воевать на вашей стороне), обладает 7-ю навыками; какой выше - туда его и переводите, чтобы получить максимальный профит. Впрочем, большая часть этого процесса автоматизирована, но вы всегда вольны перевести почти любого бойца из одного подразделения в другое. Чтобы увеличить максимальное количество "экипажа" в отделе, просто стройте ещё одну такую же платформу (до четырёх штук на одной базе) или покупайте за реальные деньги жетоны, растрачиваемые либо как раз на дополнительную ПБ, либо на ускорение боевых действий передового отряда во внешних миссиях (побочные автоматические задания для персонала боевой платформы. Одни протекают в реальном времени, то есть не зависят от вашего нахождения в игре, а есть такие, когда надо обязательно быть там, чтобы таймер тикал).


Рано или поздно (по сюжету - во время выполнения миссии 21) на вас неожиданно нападут. На вашу базу, если быть точнее. Надо будет срочно её отбить, но главная фишка в том, что это самая первая тренировка мультиплеерного режима. Персонал захвачен, вражеские солдаты бегают по родным лестницам... Ух. После этого вам разрешат построить передовую базу, на которую и будут нападать другие игроки. Её надо развивать точно так же, как и основную, но с учётом того, что персонал, как и уровни развития, общие, что позволяет набрать парочку уровней "мясом", а потом уже просто увольнять лишних бойцов, чьи навыки "загрязняют генофонд". Но если вернуться к геймплею мультиплеерного режима, то вы здесь сильно ограничены. Никаких напарников, машин, артобстрелов и особо крутых гаджетов. А ещё заранее известно количество врагов, их вооружение и сколько контейнеров можно украсть. Уже на этом этапе необходимо решить, как вы будете проходить миссию: тихо или не стесняясь в средствах. Не забываем, что при появлении первой ПБ добавляется ещё одно подразделение, которое будет защищать все ваши ПБ. Его развитие позволяет изучать всякие защитные структуры типа лазеров, мин и дронов. Но за всё это надо платить дополнительную копеечку, которая снимается при неудачной обороне (при удачной - тоже, но за успех платят столько, что все расходы покрываются раза три-четыре). Важно помнить, что во время захвата вражеских ПБ нельзя подбирать чужое оружие, так что либо экономьте боеприпасы, либо используйте те же пушки, что и противник. И да. Если вдруг окажется, что тот, на кого вы напали, сейчас в игре, то ему придёт срочный призыв на базу (даже если хозяин оффлайн, есть шанс, что в сети его союзник, тоже способный вступиться за собрата). Аналогично получите сообщение вы, когда охрана обнаружит любую подозрительную деятельность уже у вас "дома".

Отдельно хочется сказать о сложности, которая при грамотной игре может показаться невысокой. Всё зависит от того, с чем вы ходите на миссии и на какую оценку претендуете. Некоторая часть гаджетов понижает максимальный рейтинг с S до A, так что о них придётся забыть, если хотите S, что прибавляет хардкора. Также придётся не поднимать тревог и выполнять максимальное количество побочных заданий (а противник, между прочим, относительно глазаст. Ну то есть как, вас могут и не заметить в траве в паре шагов от себя, если уткнётесь носом в землю, но метров за полсотни увидят бегущий силуэт). Один плюс - рейтингу плевать, убивает игрок врагов или нет. Вы лишь теряете потенциальных оперативников. Что до боя, то здесь тоже всё зависит от того, как вы приоделись. Выйти в открытое противостояние (особенно в мультиплеере), если на вас не броня, а маскировка... Это печально. Да, здоровье восстановится, если пару десятков секунд отсидеться в теньке, но вы сначала найдите такой тенёк, чтобы не простреливался, а потом следите, чтобы к вам не прилетела граната.


Итог. Геймплейно игра дала скачок не только серии, но и жанру, который ещё со времён Assassin's Creed 3 находился в коме (одна только свобода в прохождении миссий чего стоит!). Сюжетно верна основной серии (MG 1-2 и MGS 1-4), но переплюнуть по качеству, количеству и размерам роликов четвёртую часть не смогла. Печально? Не факт. Аналогов до сих пор нет, особенно на ПК, где игра столь основательно (особенно в России) и быстро вышла впервые.

P.S. Позже здесь появится ссылка на мнение.
Комментарии
  • 1BlinkRaven | 27 сентября 2015 г.
    Жаль, что ничего не сказано о пасхалках, которые по игре раскиданы везде и всюду.
    • 0Wanderbraun | 27 сентября 2015 г.
      Как я уже сказал, говорить про эту игру можно очень и очень много.
      • 0Nord | 27 сентября 2015 г.
        Немного о сюжете будет во мнении
  • 1John_Nyaruki | 27 сентября 2015 г.
    Хороший обзор на MGSV. Давно ждал.
    В самом начале игры, я просто сидел в ступоре и покрывал Кодзиму 3х этажным матом (в хорошем смысле), за то что он сделал.
    А так - годно. Ожидания оправдались.
  • 0Wanderbraun | 27 сентября 2015 г.
    Я вот сейчас поигрываю иногда в неё... У меня какие-то мутные впечатления.
    Одно я понял точно, хороший стелс почти нереально сделать с открытым миром. Я поэтому половину миссий прохожу, устраивая геноцид. А по другому или слишком сложно, или слишком долго.
    Понравился юмор. Он такой, с изюминкой.
    Ну и сюжет... Я из-за него и играю. Точнее даже не он сам, а игровая цель - строительство базы-государства, свободное от патриотизма, предрассудков, политики и прочей чепухи. Смак.
    Правда непривычно, что мне пришлось посмотреть 7 часов видео на Тытрубе, чтобы понять, что здесь вообще происходит. Но оно того стоило. Наверное.
    Да, спасибо за относительно короткий обзор. У меня бы он точно раза в 2 больше вышел по объему, наверное. Слишком большая игра.)
    • 0Dicur3x | 28 сентября 2015 г.
      Отличный тут стелс вполне. А вот что слишком долго не должно беспокоить истинного любителя стелса. Это же стелс, там надо изучать маршруты, выжидать врагов, помечать всех (благо бинокль есть), ждать, пока они пройдут мимо и метр за метром двигаться ближе к цели. Проникнуть на базу, никого не усыпив - это интересно.
  • 0Dicur3x | 28 сентября 2015 г.
    помимо прямого приказа через кнопку "Q" - не все на клавиатуре играли/играют.
    Вы лишь теряете потенциальных оперативников - а тут не только потеря оперативников. У игрока ещё рог растёт в зависимости от поступков. При максимальной жестокости, убийствах и т.д, он вырастает большой, да и ещё лицо постоянно в крови, сколько ни мойся в душе.
    • 0BlinkRaven | 28 сентября 2015 г.
      По поводу рога-это уже фича/пасхалка, я выше напомнил, что о них в обзоре не было рассказано, а количества этих пасхалок хватилобы на ещё один абзац.
      • 0Nord | 28 сентября 2015 г.
        Это обзор. Такими вещами я буду пуляться во мнении
        • 0Dicur3x | 28 сентября 2015 г.
          Написано так, будто это единственное, может кого-то ввести в заблуждение, кто не играл.