Игры, музыканты и модели редко стареют достойно. Современные квесты-адвенчуры радостно предлагают геймеру оркестральные саундтреки, полную голосовую озвучку, высокополигональных протагонистов и всё большее, большее и большее количество пикселей на экране, потому редко кто вообще задумывается о "поиграть во что-то постарше пары лет от сегодня". И именно поэтому для меня всегда приятным сюрпризом оказываются квесты из прошлого века, по-прежнему сохраняющие свою привлекательность. The Legend of Kyrandia, господа!

Вообще-то Кирандия — не одна игра, а трилогия, и будет вполне логично начать с первой. Теперь уже несуществующие Westwood Studios выпустили её под флагами Virgin Games ещё в 1992, замысловато обозвав "Fables & Friends: The Legend of Kyrandia - Book One". Под DOS, а потом ещё под Маки и Amiga. Но не волнуйтесь, даже сегодня её можно запустить без проблем — взяв релиз с GOG, например.

Здесь геймера стремительно швыряют в фэнтезийный мир Кирандии — прекрасной страны, бичуемой обезумевшим злобным королевским шутом Малкольмом. Начинается всё с визита этого интереснейшего человека к Каллаку — дедушке главного героя — и после эпичного сражения (ну, насколько эпичной может быть битва переполненного силой молодого парня и старика) Малкольм, естественно, побеждает, превратив противника в камень и отправившись отдыхать домой. Очень вовремя: Брэндон (протагонист) возвращается к жилищу деда и обнаруживает того в не слишком здоровом состоянии. Очевидно, что оставлять всё просто так парень не намерен, и выдвигается в путь, собираясь любой ценой отыскать способ излечить Каллака. Тут нам и дают управление.

История с таким-то началом просто не может быть плохой, согласитесь. Спойлерить я не стану, укажу лишь очевидное: Брэндону доведётся узнать о себе шокирующую правду и пережить грандиозное сражение с Малкольмом. Ну... Или типа того. Увидите сами. Вообще сюжет здесь хорош настолько, насколько он вообще может быть в фэнтезийном квесте. И — самое главное! — не перегружен серьёзностью. Да, Кирандия под угрозой, Каллак обращён в камень, везде опасности (протагонист вполне себе может помереть, если вы неосторожны), на горизонте маячит серьёзный противник, но всё это подано в настолько точной и виртуозной смеси с комичными ситуациями, что воспринимается просто как занятное интересное приключение. Надо сказать, такими были большинство старых квестов, и почему сейчас традиция разрушена — совершенно не ясно.

Основной источник беззаботного духа — диалоги, которых в игре полно. Отличный пример тому — диалог между волшебником Дармом и его подругой-питомицей-спутницей-ассистенткой Брендивайн (которая вообще драконесса, кстати): первый жалуется, мол, у Бренди изо рта пахнет котами, на что та отвечает "Ну не я же сама себе рыцарей есть не даю!". Благодаря этой атмосфере читать реплики интересно и совсем не напрягает; более того, с каждой новой хочется ещё больше. Верно, читать. Была в продаже версия и с голосами, но самый первый релиз вышел "с голым текстом". Не то чтобы кто-то слишком страдал от чтения, впрочем. Неозвученные реплики имеют свой особый шарм, спорить с чем довольно сложно.

У вас, наверное, уже создалось впечатление некой "идеальности" Кирандии? Не спешите, я как раз добираюсь до проблем. Головоломки периодически переходят от просто сложных к безумно раздражающим, например. Особенно лабиринт тёмных пещер, практически полностью опирающийся на схему проб и ошибок. В нём очень легко помереть столько раз, что захочется выкинуть в окно и диск с игрой, и компьютер, и самому прыгнуть следом. Такого лучше не допускать, благо можно делать карту на листочке — это очень помогает. А смешивание зелий в доме Занции? Уф, лучше не вспоминать. Большинство загадок всё же остаются в пределах разумного, требуя для решения лишь включить логику и подумать, так что несколько неудачных можно и перетерпеть. Но они тут есть. Будьте морально готовы.

А инвентарь? Здесь почти всё делается через него и незамысловатую "стрелку", простота — ключевое слово. Она неизбежно покажется избыточной привыкшим к многорежимным курсорам ветеранам, зато новичкам изрядно облегчит ориентирование. Другой недочёт — необходимость иногда ёрзать по экрану носом, выискивая надёжно прикрытый мусором нужный предмет среди задников.

Но это в основном придирки. Нормальный геймер вообще не заметит никаких проблем (за исключением, может, пещер), будучи захваченным с головой красочной графикой, удачно подобранной музыкой и, конечно, отличным сюжетом. Картинка, выдаваемая "Кирандиями", особенно удивительна, если учесть её гладкую работу даже на старике 286-ом. Сейчас, скорее всего, никто не поймёт, о чём я вообще говорю... Просто поверьте на слово: это — достижение! А теперь прибавьте ещё плавные, красивые анимации персонажей и фонов (да, тут есть анимированные фоны! Немало притом!). Даже сегодня такая графика приятна глазу способных отбросить "антипиксельные" стереотипы людей, что уж говорить про 92-ой, когда Book One только вышла? Даже сам стиль подобран очень удачно: отказавшись от ненужного реализма, разработчики смогли создать практически идеальный образ "сказочного" мира.

Музыка, хоть и MIDI, достаточно разнообразна и приятна, чтобы желания пойти в меню и выключить её к чертям не возникало и в помине. Мотивы разнятся от бодрых к зловещим, практически всегда удачно сочетаясь с происходящим на экране.

Интерфейс, как уже говорилось, весьма прост. Действия персонажа контролируются однокурсорной системой со всегда открытым инвентарём, но даже на такой банальной основе разработчики ухитрились реализовать несколько инноваций. Возможность выкинуть вещь в любое место, например. А потом вернуться и забрать, когда она понадобится. И поверьте, вам понадобится: размер "карманов" протагониста жёстко ограничен, и не то чтобы очень велик. Особенно с учётом огромного количества поднимаемых вещей.

Второе новшество — магический амулет, камни для которого вы будете находить в процессе игры, постепенно обретая новые силы, от превращения в огонёк (полезно для освещения тех самых чёртовых пещер) до универсального противоядия. Они не ограничены в количестве использований, но после каждого "разряжаются", и требуют времени, чтобы вернуться в рабочий вид. Используйте их не вовремя, и получите геймовер. А чего вы хотели? Это жестокий мир.

Заключение

The Legend of Kyrandia — отличная, редкая вещица прямиком из Золотого Века Квестов. Сюжет, музыка, головоломки — все её элементы сочетаются почти идеально (недочёты все описаны выше), обещая этой игре местечко в памяти отдельных ветеранов даже спустя десяток или больше лет. Почему только в памяти ветеранов? "Кирандии" довольно плохо известны, вот и всё. Но вы можете слегка поправить ситуацию прямо сейчас: просто пойдите и поиграйте. Кто знает, вдруг вам понравится?
Комментарии
  • Комментов пока нет.