Знаешь то чувство, когда тебе страшно настолько, что кровь стынет в жилах? То чувство, когда не можешь сделать даже один шаг в сторону, вслушиваясь в каждый наименьший шорох. То чувство, когда ты понимаешь, что не один, но не знаешь, откуда придёт опасность. Мои длительные поиски по-настоящему страшной игры, наконец-то, закончились, встречай же лауреата этой редчайшей премии — Monstrum. Устраивайся поудобнее, закрывай глаза и слушай мою историю...

Стоило мне только запустить Monstrum и увидеть первые кадры стартовой локации, как тут же появилось бетонное ощущение — нужно отсюда сваливать... И нет, я говорю не о 'сбежать из виртуальной комнаты' — игра настолько пробирает, что хочется выйти из неё в первые же минуты. Так организм на подсознательном уровне даёт понять, что здесь опасно. Забавно, но именно такие ощущения испытывали те обзорщики на YouTube, которые делали первый взгляд на эту игру. Что же такое происходит, что куча разных людей испытывает жесткое отторжение и желание сбежать?

Один дома

Сюжет Monstrum не шибко открыт и понятен, а если точнее, он разбросан по всему игровому миру в виде записочек. То и дело ты натыкаешься на пару-тройку листовок тут да там, а когда собираешь большое количество, начинает вырисовываться цельное повествование. Но это абсолютно ничем не поможет в полевых условиях. Если говорить о страшных играх, то не сюжет ими правит, и даже не идеальная рисовка монстров, а именно атмосфера. И прежде чем кто-то в заднем ряду выкрикнет 'о нет, только не скримеры', я заверю — тут нет ни одного скримера. Никаких громких звуков, возникающих из ниоткуда, никаких вылетающих в лицо кукол или клоунов, никаких отключений света и резких открытий дверей — долой всю эту дешевую белиберду. Настоящий ужас страшен сам собой, он не церемонится, он не пытается подловить тебя на тишине, он просто берёт и убивает.

Игра разворачивается на огромном корабле, причём на случайно генерируемом корабле, да. Минуты через 2-3 ты проигрываешь в первый раз, ага, так что приходится откладывать много-много кирпичей с завидной периодичностью. Начиная заново, попадаешь в совсем другой отсек корабля, где всё вокруг меняется, так что ты не имеешь ни малейшего понятия, куда идти. В руках у тебя фонарик и непонятная ключ-карта, а также небольшой пустой журнальчик, куда записываются все мысли. Только времени подумать о 'что бы пожрать' не будет, потому что спасаться нужно, спасаться. Способов выиграть всего три, и они очень разные. Первый — добраться до вертолёта, на котором успешно улететь. Второй — использовать подлодку, чтобы погрузиться в океан. Третий же способ — спасательный плот. Все три метода одинаково хороши, только есть одно 'но' — тварь, которая хочет тебя убить.

Пвп или ссыкло?

Часто слышу в интернете эту фразу, мол, если ты так крут, то давай схлестнёмся в битве один на один и решим, кто из нас самый крутой. Так вот, в Monstrum ты всегда слабее монстра! Структура корабля устроена так, что он состоит из множества кают, палуб и отсеков. Всё это, конечно же, закрыто дверьми. Только не удобными смазанными дверьми, а ржавыми, громкими дверищами, звук от открытия которых эхом расходится по всему судну. Так ты даёшь противнику понять, где именно находишься. А иначе никак, ведь именно в запертых каютах нужно находить все те предметы, которые помогут покинуть это гиблое место. Изрядно пошумев, берёшь руки в ноги и, нет, не убегаешь на шифте куда глаза глядят — тихонечко прячешься в шкафчик.

Как бы ты круто не играл, сколько бы опыта не набрался, в Monstrum смерть приходит резко и брутально. Шуметь приходится постоянно, хоть и делаешь всё возможное, чтобы действовать тихо. Я даже на корточках раз лазил, чтобы лишнего шума не привлекать. В общем, рано или очень рано, монстр тебя заметит и начнёт погоню. Ох, дело это непростое. Во-первых, персонаж со временем выдыхается. Уж не знаю, влияет длительный спринт на скорость моего бега или нет, но почему-то всегда меня догоняют. Во-вторых, корабль не очень стабилен, так что повсюду из труб идёт пар, а он, как известно, имеет свойство запекать людей в собственном соку. Так или иначе, длительная беготня приводит к неминуемой гибели. А частенько просто упираешься в тупик, где остаётся лишь одно — запереть за собой дверь (с грохотом, само собой), открыть тумбочку (с грохотом, ага), влезть туда, а затем закрыть дверцу (опять под шумок). А потом ты сидишь, иногда, кажется, по пять минут, и вслушиваешься в происходящее. Он уже рядом, похоже, вошел в комнату, или это мне просто показалось? Проверить или нет? Ладно, прове...


О геймплее

Как ты уже мог понять, игра заставит себя бояться (не себя, а её). Тем не менее, время уже перейти к фактическому процессу. Открывая различные каюты, герой может находить предметы экипировки, помещаемые в ограниченный инвентарь. Слотов всего несколько, а вариантов подбираемого лута много. Может, взять фонарик и бутылку, для звукового отвлечения монстра, а может, канистру с бензином и зажигалку?.. А ещё лучше вот те ключи от вертолёта. Тебя постоянно ставят в условия выбора. Чтобы успешно сбежать, необходимо найти и принести около пяти различных предметов к зоне эвакуации. Соответственно, за одну ходку всё не донесёшь. Это означает, что придётся пересечься с монстром несколько раз. Случайная генерация на то и случайная, чтобы доставлять с одной стороны неприятности, а с другой более разнообразный геймплей. Иногда тебе может выпасть всё необходимое прямо под носом, так что один забег я закончил минут за 6. Представь себе, всего шесть минут. А затем последовала череда проигрышей, где я по полчаса бегал в поисках хоть чего полезного, но раз за разом проигрывал.

Причём большая часть вещей не сразу понятна в плане своего функционала. Ясен пень, что нужно делать с фонарём, а как насчёт радио? Да, оно производит шум, но это далеко не та его функция, которая является основной. Признаюсь, я почти сразу отправился читать руководства и подсказки, так как эта мука была психологически невыносима. Многие секреты ускользают из виду, так что своими извилинами додуматься до них не так уж просто. Ну, к примеру,
Что до общей длительности, я бы сказал, что игра изживает себя часов за 10. Зато в Monstrum начинаешь по достоинству ценить каждую секунду своего времени, и получаешь дивный навык растягивать его в несколько раз. Конечно, большую часть из этого времени ты потратишь на изучение корабля, так как это ОЧЕНЬ больная тема. Если ты думаешь, что все те фильмы про море, типа Титаника, описали реальную жизнь на огромном лайнере, увы, вынужден огорчить. Восемь этажей, длиннющие палубы, прогнивший пол, камеры слежения, подымающие сирену, а также тёмные участки и запутанные коридоры. Целый лабиринт из комнат, поворотов и ходов каждый раз будет генерироваться заново. Правда, некоторые места статичны, к примеру, расположение лестниц и мостика капитана. Но случайностей достаточно много, чтобы взять игрока 'на слабо' и заставить искать отгадки на форумах. Думаешь, какой этаж идёт после третьего? Неправильно — пятый!

Нежданный гость

Что самое смешное, привыкнуть к игре довольно сложно. Вероятно, виной всему наличие случайной генерации МОНСТРОВ! Ага. Один из трёх супостатов каждый раз подбирается случайным образом. Успеть вовремя определить, какой из них тебе выпал на этот раз, не всегда представляется возможным. Так что ко всему прочему приходится постоянно анализировать действия врага, чуть ли не замеряя его рост / вес. Ну, не всё так плачевно, когда под рукой интернет. Но как же я соболезную тем, кто играет оффлайн, не имея возможности заглядывать в прохождения. Чтобы внести некую ясность, каждый противник специфически выглядит, по-разному шумит и даже по-разному перемещается. Не удивляйся, если тебя убьют сразу за первым поворотом, не издав ни единого звука — так действует Демон. Брут же любит хорошенько пошуметь, так что забиваешься в ближайшую тумбочку и дрожишь от страха. А Ползун (ещё его называют соплёй, но давайте без этого) умеет пользоваться вентиляцией. Ты не подумай, это я не спойлерил — просто парочка базовых вещей. Самое трудное придётся постигать на собственной шкуре.

Среди умений персонажа, как уже было сказано, есть бег, приседания и 'взаимодействие с объектом'. Двери и дверцы можно открывать, а вещи подбирать и бросать. Некоторые создают громкий звук, другие же поджигают горючее, разлитое тобою же заблаговременно. Нет, нельзя убить монстра, было бы слишком просто жить. Можно его отвлечь, замедлить или задержать, скажем, заперев дверь перед носом. Но всё это только временные меры. В этом и суть настоящего ужаса, когда понимаешь, что не можешь окончательно победить. Есть у меня подозрения, правда, что монстры умеют телепортироваться по кораблю, если ты слишком далеко от них отдаляешься. Меня во много ртов уверяли, что это всё неправда, но глаза не обманешь. Иногда враг просто появляется у тебя в комнате, иногда проходит сквозь стены, а иногда оказывается там, где его быть ну совсем не может. В такие моменты начинаешь беситься, поэтому страх заменяется гневом. Это неприятно, уж поверь. Хотя фрустрацию игра вызывает знатную и без того часто. Где-то не успел захлопнуть дверь вовремя, где-то случайно обронил бутылку, а где-то залез под стол, только потом поняв, что монстр уже в комнате, а ты, как идиот, ну, под столом...

Выводы

Я однозначно рекомендую прикупить Monstrum. Это чрезвычайно атмосферная и необычная игра, которая пугает не скримерами с резкими звуками, а настоящими хитроумными врагами, которые целенаправленно тебя ищут, выбивая двери, открывая тумбочки... Несмотря на некоторые баги и недостаток баланса, нельзя сказать, что 'ой, это невозможно пройти'. Всё возможно. Единственным действительно неприятным моментом оказалась оптимизация, так как даже при минимальной графике игра иногда лагает, особенно во время бега. Проходить рекомендуется строго в наушниках и кромешной темноте, а лучше одному в комнате, хотя даже с напарником под рукой будет достаточно страшно. Хочется верить, что в будущем появятся DLC с новым контентом, так как сейчас его ну очень мало. А ещё неплохо бы подтянуть анимацию, да. Вот и сказочке конец, можно открывать глаза.
Комментарии
  • 0Darya | 1 февраля 2016 г.
    На самом деле, игра не такая уж и страшная. И от того, что забеги длятся минут по десять, все это приедается. Первый раз "Дуделка" страшная, не спорю, но потом не так боишься.

    И да, монстры спавнятся не по одному. Это я могу сказать со 100%-ой вероятностью. Спавн двух я видела абсолютно точно.

    10 часов - это слишком много. Особенно, если вдруг решишь использовать гайды. Тогда ты просто носишься по кораблю с криками "СКОТЧ МНЕ" и проходишь игру раз пять за пару часов. К этому времени она банально надоест.

    Монстры не телепортируются. Подобное уже говорилось разработчиками. Более того, интеллект у них не ахти какой. То есть они могут не заметить тебя даже если ты банально стоишь перед ними. И на звук частенько не реагируют.
  • 0SAXAHOID | 1 февраля 2016 г.
    Просто квинтессенция того, что я терпеть в хоррорах не могу, какая-то. То есть монстров, да.
    Бывают вообще хорроры без этой дряни? Вот с атмосферой и всё такое, но без монстров, от которых надо сидеть по "тумбочкам" (btw, имеется в виду скорее всего всё же шкаф. В тумбочку взрослый человек даже по частям не влезет).

    Вроде бы та игра про художника подходит, но её же не доделали ещё.
    • 0LotusBlade | 1 февраля 2016 г.
      Тут есть шкафы и тумбочки xD В тумбочки герой, как бы, садится вприсядку. Ещё может залезть под стол и под кровать. Когда за тобой гоняется тварь, ты и в выдвижную шухлядку влезешь.
    • 0BlinkRaven | 1 февраля 2016 г.
      Вам прямая дорога в Kholat, там монстров как таковых нету (не считая некоторых областей с невидимками), а игрушка может напугать в некоторых местах изрядно.
      А вообще можно воспользоваться модами на Амнезию, где убираются монстры.
      • 0SAXAHOID | 1 февраля 2016 г.
        >Моды на Амнезию
        Это звучит заманчиво. Кхолат, судя по обзору, мне не пойдёт.
  • 0FruitGish | 2 февраля 2016 г.
    Заинтриговал.
    Но я не буду в это играть. Нет уж, мне после Sonic dot exe месяц кошмары снились.
    • 1SAXAHOID | 2 февраля 2016 г.
      >Sonic dot exe
      Microsoft dot NET ещё хуже >З>
      • 0FruitGish | 2 февраля 2016 г.
        Puns, puns everywhere =D
      • 0TyanNN | 2 февраля 2016 г.
        Наделают своих дотнетов, а потом пишут на них только под винду!