Пока Интернет ожидает богоявления нового Prey, хочется напомнить читателям о том, почему, собственно, многих так привлекла эта грядущая игра. История началась давным-давно, еще в 90-е…

… когда родилась на свет идея шутера с «живыми» порталами, которые бы не вызывали лишних загрузок и подарили бы игре динамику на абсолютно ином уровне. Уже тогда фишка была не совсем уж новая, но вопрос стоял в технических возможностях. Время шло, проект менялся, его успели коснуться руки многих талантливых разработчиков, художников, музыкантов и прочих. И грянули нулевые. Вручив движок от Doom 3 и бумажки с набросками идей, 3D Realms за дело усадили Human Head Studios, до этого уже отметившихся крайне эпичной рубилкой Rune (кликнуть, чтобы увидеть обзор на нее). Что вышло? Вот об этом и поговорим.

Итак, наши дни. Индейская резервация в Оклахоме. Томми, наш герой, потомок гордого народа чероки, сдыхает от смертной тоски в родном доме и одержим идеями поиска перспектив в очередного крупном Нерезиновске, к чему пытается склонить свою не очень сговорчивую подружку Джен, барменшу. Попутно дед парня, умудренный годами чингачкук-шаман Эниси пытается вправить мозги бестолковому внуку, которому в армии мозги отбили и привили неканоничные для потомка индейского народа ценности. И продолжалась бы эта "Санта-Барбара" еще неизвестно сколько, если бы не появились межпланетные «жнецы», свиснувшие половину бара напару с дедом и возлюбленной протагониста под меланхоличную “Don’t fear the Reaper” на фоне. И да, его самого тоже загребли.

Очнулся Томми в, мягко говоря, странном месте. Живые коридоры из блестящего металла и пульсирующей органики, чудаковатые вооруженные ребята, монструозные собаки, напоминающие ксеноморфов, а также целый цех самых натуральных биореакторов для переработки жалких людишек самым циничным и беспардонным образом (привет, Quake 4!). Девушку утащили в неизвестном направлении. Получив последние прижизненные наставления от деда и увидев, как его раскромсали на части в очередной вызывающей недвусмысленные подозрения машине, герой решается на радикальную месть и спасение дамы сердца. Но не все так просто… Пространство вокруг него сходит с ума, меняя гравитацию и сверкая манящими дырками порталов, а после смерти парень, ВНЕЗАПНО, попадает в Страну Предков на поруки к покойному Эниси (царствие ему индейское), где тот, как ни в чем не бывало, продолжает свои лекции о роли народного наследия в деле борьбы с инопланетными оккупантами. Выучив пару новых фокусов, протагонист возвращается обратно в мир живых. Еще более злой на чужаков и решительный.

Основным местом действия игры будет Сфера – гигантский мир-корабль пришельцев, представляющий из себя вполне автономную смесь ошметков искалеченной экосистемы размером с небольшую луну с мега-агломерацией заводов и фабрик. Его пронзают сотни узких коридоров, больших залов с гравитационными дорожками и, конечно же, множество порталов. Так что, с одной стороны, мы наблюдаем вполне себе коридорное мочилово в духе уже упоминавшегося Doom 3, вот только перемежается оно довольно креативными эпизодами, в которых игроку придется очень резво адаптироваться к меняющимся условиям боевой среды. Стрелять, стоя ногами вверх, не так уж и легко. Как и швырять гранаты через сеть порталов за спину супостату. Или летать в экзоскелете, паля во все стороны и направления. Первая встреча со многими фишками вызывает нехилый «вау»-эффект, да и потом тоже забавляет, а привыкнуть ко всем местным подлянкам получается далекоооо не сразу.

Дорогу герою преграждает довольно пестрая армия зловредных врагов, характерной способностью большинства из которых является умение пришить Томми двумя выстрелами/тычками. Тут вам и местные солдафоны-«охотники» с живыми винтовками, способные укоротить на одну голову зазевавшегося игрока метким снайперским хэдшотом, и агрессивные собаки-мутанты, и безногие летуны-гренадеры с их пауконогими пешими собратьями, выпрыгивающими из влагалищ на стенах и с ходу палящими снарядом в лоб. Живучесть большинства заставляет искать гибкую тактику боя и грамотно выбирать оружие. Последнее, кстати, предмет отдельного геймерского восторга. Собранное по принципу Painkiller и Unreal Tournament, оно многофункционально, а потому требует грамотного обращения. Уже упоминавшиеся живые винтовки «охотников» – это как пистолет, автомат и снайперка, единые в трех лицах аки некоторые небезысвестные сверхестественные сущности из людских книжек; пулемет, умеющий плеваться (в прямом смысле слова – он тоже живой) бомбочками с шрапнелью; кислотный пульверизатор, способный выбросить баллон с содержимым прямо из держателя на подошедшего слишком близко дурня. Садистический восторг при использовании чудо-арсенала порой накатывает теплыми волнами. Но ежели отряд врагов вы не сдюжили и получили-таки летальную порцию плазмы в нос, герой отправляется в местной чистилище и, проявив немного прямоты рук в стрельбе по духам падших предателей, возвращается на место гибели с новыми силами. И никаких quicksave\quickload не нужно. Впрочем, «духовные» навыки настоящего индейца не сводятся только к вознесению в Вальгаллу. Так, Томми может выпустить своего астрального двойника и пройти там, где плоть смертного ладу не дает. В этом состоянии наш бравый чероки использует волшебный лук, стрелы которого создаются из душ убитых представителей оккупационной военной машины. А чтобы игрок не блуждал по коридорам слишком долго, ища дорогу, ему выдан в виде призрачного сокола из Страны Древних натуральный GPS-навигатор со встроенным переводчиком с инопланетно-тарабарского . Все это, с одной стороны, убивает челлендж, но, с другой, позволяет не сжигать нервы на прохождении в сотый раз какой-нибудь засады.

И быть бы игре невзрачным клоном Doom 3, если бы не просто-таки феерический визуальный дизайн. Угловатые модели едва лишь портят впечатление от гротескных образов слитых воедино органики и высокой технологии. Стены туннеля могут запросто оказаться кишкой, готовой вот-вот исторгнуть… что-то. Игрока, например. Про настенные двери-гениталии я уже упоминал. Комнаты с «прирученной» гравитацией вызывают головокружение, а местная враждебная фауна вызывает теплые воспоминания о строггах. Отдельная песня – дизайн оружия. Прицел винтовки – это глаз, присасывающийся к вашему собственному при использовании, а вместо гранат – трехногие визжащие паучки, которых можно превратить в мины, оторвав одну из лап. Пулемет, перегреваясь, недовольно щелкает коготками по корпусу, а его «хвост»-базука буквально срыгивает содержимое. И все это – вокруг вас, перед вами и в руках у вас – щелкает, хлюпает, пульсирует и подает разнообразные признаки жизни. Аппетитно, правда?.. На фоне герой смачно ругается, проклиная Сферу и ее «квартирантов», а украшает происходящий на экране сюрреалистический кошмар из плоти и металла Джереми Соул со своими незабвенными симфоническими треками. Отдельно стоит, пожалуй, выделить голос Матери – той, кто управляет всем этим кораблем. Ироничные нотки в ее интонации изрядно забавляют игрока – и, что очевидно, бесят протагониста.

Конечно же, игру ругали. К примеру, за коридорность и перестрелки, похожие на Doom 3, уже не раз упомянутый. Сетовали также на ИИ – мол, не умеет он в партии работать. Странно, что при этом многими упускался из внимания тот факт, что враги довольно ловкие, меткие и живучие по одиночке, и фишка с воскрешением чертовски кстати оказывается регулярно (ну и скажем прямо: нелинейность уровней того же Far Cry никак не умаляла его однообразия, да и качественный AI мы увидели только в F.E.A.R.). В игре есть «небоевые»(условно) эпизоды с загадками, следующие буквально друг за другом, и, в основном, только в них и раскрываются все особенности игры. Самая популярная жалоба – на то, что фичи игры используются не так часто, как хотелось бы. Пройдя Prey уже не раз, могу лишь констатировать, что лютые обороты действие набирает ближе к самому концу, заставляя активно шевелить мозгами и булками, а вот цепь миссий с головоломками и полетами перед ним может, вероятно, прийтись по вкусу далеко не каждому. Чутка разбавляет процесс прослушивание кусочков радиопередачи Арта Белла (американский вариант «Необъяснимо, но факт»), посвященной событиям, происходящем на Земле во время вторжения пришельцев. Эти порой забавные трансляции делают чуть более понятным сюжет. Последний, кстати, довольно часто характеризуют как незамысловатый, что не лишено правды, но…

По итогу – проект противоречивый, что регулярно бросается в глаза. Вызывавший у многих нарекания движок, но невероятно сочная и самобытная стилистика; типичные «рельсы» сюжетного шутера, но с набором оригинальных нововведений, невероятно органично вклеивающихся в игровой процесс; отличный по задумке сюжет, бессовестно перебитый постоянным акцентированием внимания на типа романтической линии. Низкий старт, погружение в вызывающий восторг мир и адреналиновый драйв в конце; между ними – ожесточенные перестрелки и серии головоломок, порой чересчур резко сменяющие друг друга.
Однако одно можно сказать точно – в Prey стоит сыграть. Это действительно необычный и самобытный шутер. Даже десять лет спустя, при нынешних масштабах индустрии, мы, положа руку на сердце, вряд ли назовем десяток или дюжину стрелялок,обладавших таким количеством клевых задумок и действительно заставивших по-новому взглянуть на жанр.

… И ждали мы все Prey 2. И не знали мы, что к моменту, когда свет увидел его трейлер, проект благополучно пылился не один год, не нужный никому. Флаг перешел к Bethesda, отдавших разработку Arkane Studios, уже порадовавших нас своими Dark Messiah of Might and Magic и Dishonored. По заявлениям, проект не будет иметь никакого отношения к сабжу обзора. Что ж, посмотрим, что выйдет из нового Prey?..
Комментарии
  • 1BlinkRaven | 18 сентября 2016 г.
    Кстати, а ты замечал, что ГГ из The darkness очень похож на Протагониста Prey? Как визуально, так и по характеру.
    • 1Pache | 18 сентября 2016 г.
      Я буквально на днях переигрывала Тьму и заметила то же самое (хотя в дурке он сам на себя не похож, да).
      • 0ChevalierNoir | 18 сентября 2016 г.
        Плюсую вас, товарищи. Аналогичная мысль мелькала при написании текста не раз.
    • 0Lester_Gta5 | 18 сентября 2016 г.
      Посмотрев на лого поста, я сначала подумал, что это Джеки Эстокадо.