Давным-давно были времена, когда Starbreeze Studios еще умели выпускать игры in one piece, а не как сейчас. Один из тогдашних проектов конторы - фэнтезийный экшен Enclave 2003 года выпуска.

2003 год для индустрии компьютерных игр был очень жарким - кто помнит его, наверняка согласится со мной. Релизы сыпались один за другим, но на фоне культовых проектов того времени, которые помнят до сих пор, затерялся уже полузабытый боевик Enclave. Давайте все же восстановим историческую справедливость!..

Итак, представьте себе эпическую битву Добра и Зла. Все уже на последнем издыхании. Тут со стороны Тьмы неспешно шерстит лапами огромный рогатый демон. А от команды хороших парней выбегает маг и заявляет черту, что тот, мол, не пройдет и вообще - пошел бы он куда подальше. Нет, это не сцена из "Властелина Колец" - просто примерно таким образом начинается история мира игры Enclave. Дело в том, что тот самый волшебник нашел отличный метод избавления от проблемы злодеев - он отделил страну сил Света, Селенхайм, огромным разломом, превратив ее в тот самый анклав. С этого события и начинается новая эпоха для обеих сторон. Хорошие строят себе порядок, мир и демократию суверенную монархию, а злодеи зализывают раны после неудачной попытки выпила халфлингов, эльфов и людей. И им немного обидно. Тем не менее, со временем отношения вроде бы теплеют...

... но внезапно в Дрег'атар, стране злыдней, появляется Мордесса - перспективный лидер, могущественная чародейка и обладательница роскошного бюста, упрятанного в бронелифчик. Она собирает раскисших орков, гоблинов и прочих, напоминает им об их истинном назначении - службе некогда ослабленному в схватке с магом Света демону - и начинает проводить агрессивные операции в отношении Селенхайма, от мелких рейдов и до полномасштабных штурмов и осад. Разгорается новый виток слегка утихшей, но еще не забытой никем вражды... Настало время вновь скрестить мечи и посохи в битве!



Игрок оказывался брошенным в самый эпицентр этого противостояния. По-быстрому разучивались основы: на эти кнопочки - бегать, на ту - прыгать, вон те на мышке - для атаки и блокирования, а также использования предметов. То есть, ничего сложного, в целом, все просто и понятно. И вот в таком духе проходит первая миссия игры - побег из тюрьмы небритым рыцарем, упрятанным за неуплату налогов. Закончив уровень, мы начинаем знакомиться собственно с игрой по-серьезному.

Enclave - экшен довольно своеобразный. Начнем с того, что вместо традиционного в таком жанре одного персонажа вам предлагают на выбор целую пачку героев. Но нет, это не RPG даже близко. Персонажей можно разделить условно на несколько классов - различие в предпочитаемых типах вооружения. "Воины" любят оружие ближнего боя и щиты и делают ставку на контактный бой; "стрелки" предпочитают мощные луки с разными типами стрел; "маги" используют посохи - оружие послабее, чем, к примеру, меч или арбалет, но обладающее специфическими свойствами вроде самонаведения или урона по времени; "инженеры" носят пачку каких-нибудь бомбочек в карманах, хотя тоже большие любители помахаться в ближнюю. При всем этом, каждый герой может нести две смены оружия - основное и чаще всего бестолковое вторичное.

Новые виды вооружения открываются по мере прохождения уровней кампании. Однако получить их бесплатно не получится - для этой цели по картам миссий разбросаны сокровища. Хочешь крутой меч? Собери шекелей! Самое приятное в том, что подбираемые деньжата добавляются каждому герою в свой отдельный кошелек одновременно. Т.е. если игрок подберет 1000 золота за этап любым бойцом, то на эту самую сумму активов увеличится "баланс" каждого доступного персонажа. И, следовательно, разным бойцам вы будете покупать свою особую, соответствующую "профессии" экипировку. Оружие придется обновлять постоянно, иначе не справиться с мощными врагами, коих всегда хватает. Чтобы не убивали с пары ударов - для каждого участника вашей партии есть возможность купить доспех/броню. При должной внимательности в ходе изучения уровня и пытливости при поиске сокровищ игрок не пропадет без денег. А если совсем постараетесь - откроете секретные миссии с состязаниями, за прохождение которых вас солидно наградят золотишком.



Впрочем, мелкое мародерство - это занятие второстепенное. Условно боевку можно разделить на две части: сражения на дистанции, т.е. стрельба, и ближний бой. И то, и другое - с видом от третьего лица. Когда разговор заходит об этом элементе игры, необходимо сделать несколько замечаний. Движения персонажей в битве - просто потрясающе плавные (по своим временам 2003 года!). Но это не означает, что сами драки медленные. Как раз наоборот. Махачи в Enclave невероятно ожесточенные, начиная со средней сложности (да и легкая для неопытного геймера - не сахар). Момент для удара придется умело выбирать, а щит не раз спасет игроку жизнь. При своей, казалось бы, чуть ли не аркадной простоте управления (всего пара клавиш - удар да блок) и отсутствии сложной системы комбо, как в Blade of Darkness, а также интерактивного окружения, игра быстро дает понять, что ее конек - забрасывать игрока максимально неприятными комбинациями врагов в неудобных ситуациях, заставляя прибегать к грамотному позиционированию на поле брани. Если не будете быстро соображать в бою - готовьтесь страдать. И это только контактные сражения! Столкновения с магами порядком потреплют нервы, заставляя быстро искать укрытия и вылетать на цель одним расчетливым и безжалостным рывком, иначе - смерть от урона по времени, например, или еще что-нибудь. Топ проблематичности - эпизоды с врагами-стрелками. Дальнобойное оружие, как ему и положено, кстати, наносит не традиционно в играх заниженный урон, а наоборот - просто огромный. Прибавьте к этому возможность супостатов выпускать сразу веер стрел... Dark Souls после такого уже не напугает.

Стрельба потребует от игрока умения быстро и очень точно находить цель - разброс у арбалетов и луков мал. Проблема в том, что если долго возиться с прицелом и перезарядкой, то вас убьют либо подбежавшие любители помахать мечом (в целом, враги в игре шустрые в плане скорости движения), либо оппоненты с оружием сходного с вашим типа - здесь вам не простят промахов и медлительности. "Ой" не успеете сказать, как стрела или болт уже пронзят персонажа. Игра магом, в свою очередь, требует очень четкого понимания фишек выбранных для прохождения миссии посохов, то есть их базовой атаки, а также альтернативных возможностей. Один может создать голема, который будет помогать вам в битве, другой сотворит какой-никакой щит вокруг героя. Часть посохов наносят повреждения самонаводящимися зарядами, позволяя оставаться в укрытии, но бьют не очень больно. Иные причиняют существенный ущерб здоровью врага, но траектория полета магической энергии прямая - потому придется бегать и прыгать по полю боя, как в заправском шутере. Особенность некоторых - урон по времени, позволяющий истощать врагов редкими, но точными выстрелами. Учитывать колдунам приходится два ключевых параметра - дистанцию атаки посоха и количество волшебного заряда у каждого (аналог обоймы, по сути), отображаемое полоской. Стрелять можно бесконечно, но требуется время на восстановление, да и растраты энергии на атаку у магических палок различаются. И да: что лучники, что чародеи не отличаются высокой живучестью и крутой броней. Это существенно усложняет дело.

Единственное спасение для игрока - грамотный выбор тактики действия на конкретном месте. А для этого надо очень быстро соображать. Используйте укрытия, чтобы спрятаться от дистанционных атак, но не давайте зажать себя в угол; постоянно контролируйте местность рядом, чтобы к вам никто не подбежал сзади и не убил парой взмахов топора. Не забывайте, что некоторые уровни изобилуют лучниками врага - двигаться при этом на открытом месте с опущенным щитом будет равно суициду. Помните, однако: элементы окружения вроде пропастей, деревьев, камней и ящиков могут сослужить вам дурную службу, если вы, слепо отступая и отмахиваясь, упретесь в них. В Enclave чаще побеждает тот игрок, который хорошо знает поле битвы и умеет заманивать супостата в выгодное для себя место.

Конечно, вас немного спасут фляжки с лечащим эликсиром, которые за деньги можно выдать своим героям на старте миссии или найти на уровне. Вот только их часто будет не хватать. Поэтому - приготовьтесь умирать. Системы сохранения внутри миссии в игре нет: прошел этап - тогда save. Не прошел - начинай сначала. Облегчить тяжелую участь должны были чекпоинты, встречающиеся на заданиях. Вот только попадаются они крайне редко. А за воскрешение на них у вас отнимут немного денег. Последнее обстоятельство вынуждает, во-первых, быть более внимательным при поиске деньжат; во-вторых, вдумчиво выбирать персонажа для прохождения уровня, иначе застрять с не самым удачным героем и потратить весь кошелек можно очень легко.



Настоящий Enclave раскрывает себя после прохождения всех миссий Света, ведь после них вам дадут пароль, открывающий кампанию сил Тьмы. И в ней все на порядок сложнее... Вы еще считаете, что злодеем быть легко? Здесь вас ждет столкновение с жестокой реальностью. Вместо эльфов да халфлингов с людьми вашими подопечными станут гоблины, орки и прочие служители Зла. Условные специализации героев - те же самые, что и у "хороших", оружие - то же. Большая часть уровней будет схожей с таковыми у сил Света (с некоторыми изменениями), но история, естественно, своя.

Стоит упомянуть о дизайне и стилистике игры. Геймплейная часть мира Enclave, в общем-то, мало чем отличается от других фэнтезийных проектов. Впрочем, есть несколько занимательных и оригинальных локаций. Порадовать глаз могла отличная для 2003 года графика (при довольно скромных требованиях, по большому счету). Забавно, что при этом особо крутой физикой игра не могла удивить: интерактивных объектов мало, потому стулом по башке заносчивому орку не дать, да и кромсать на части оппонентов тоже нельзя. Стоит также отметить брутальный дизайн оружия и доспехов всех доступных героев. Тут и рогатые шлемы, и шипастые панцири доспехов, и крайне своеобразные костюмы для магов. Причем агрессивный колорит шмоток нарастает по мере перехода к более дорогим и мощным предметам экипировки. У игровых персонажей симпатичная, плавная анимация движения. Глядя на нее в сражениях, многие геймеры прощают проекту простоту организации самой боевки.



Enclave здорово удался в плане атмосферы, которую здесь создает саундтрек. Он, как и игровые кампании, частично разделен на две части (исключая несколько общих треков). Мелодии сил Света - то легкие и ненавязчивые, то пышущие бравадой и внушающие уверенность в битве за правое дело. Простой мотив способен застрять в голове даже после прохождения игры. Замечательное впечатление (если не сказать - более сильное) оставляет после себя и музыка темной стороны: неспешные мелодии и та же печальная, мрачная торжественность, что так привлекала в саундтреке второй Disciples и самую малость - в Warhammer 40000: Dawn of War. Композиции сил Тьмы, пожалуй, наиболее органичным образом довершают колорит и атмосферу мира Enclave, погруженного в новое эпическое противостояние между Добром и Злом.

Проект давно уже оброс противоречивыми отзывами с момента выхода, и цеплялись как к геймплею и сюжету, так и к "внешности" игры. Кто-то его откровенно ругает или просто считает крайне невзрачной игрушкой; другие же относятся к Enclave тепло и с уважением, оставляя за ним культовый статус одного из лучших слэшеров, доставшихся ПК во времена определенного жанрового дефицита. Резюмируя, я могу лишь сказать, что этот проект однозначно достоин внимания фанатов жанра - это красивая игра с замечательной музыкой. Геймплей увлекательный, но довольно много требует от игрока - и терпения, и ловкости, и сообразительности. Не зря эту игру временам называют идейным "предком" серии Dark Souls из-за своей сложности. Впрочем, в мрачном и жестоком мире Enclave есть свой притягательный шарм, открывающийся только пытливому игроку.
Комментарии
  • 0LotusBlade | 8 августа 2015 г.
    Меня радуют претензии к этой игре:
    1) Нет мини-карты; заставляют собирать золото для покупки апгрейдов; не могу попасть мечом по монстрам.;
    2) "в наше время Enclave не зацепит ничем,совсем ничем...";
    3) ужасный клон elder scrolls с противной графикой; (это суть всего коммента)
    4) английские субтитры и озвучка;
    5) "Эта игру фууу. Плюсов нет. Минусов полно." (это конец отзыва);
    6) "поиграл минут 10, поубегал от монстров незная как бить их, психанул и удалил игру".

    100% отзывов выглядят именно так (я прочёл около сотни). Это какой-то сплошной анекдот. Будто кто-то загнал в компьютерный зал пять сотен 10-летних школьников и выдал домашнее задание — написать отзыв к Enclave.

    Из более конструктивной критики требуют: сюжет (это для слэшера, ага), лёгкость (сложно им попадать мечом и подымать щит, видите ли), из лука нужно целиться точно (вот это поворот, а). Особенно порадовал чувак, который пол отзыва ныл о лёгкости игры за друида, а потом отругал игру за то, что на седьмом уровне враги убивали его с одного выстрела, что и послужило причиной к удалению.

    Мне уже кажется, что казуальность — болезнь. У зараженных ею формируются чёткие черты характера: тотальное непринятие высокой сложности, нежелание самому разбираться в проблеме (даешь туториал), 'дай-дай' крутую графику и просто неадекватность, так как лень писать конструктивно.
    • 1SAXAHOID | 8 августа 2015 г.
      В защиту адекватных казуалов (да, бывают, я например) — неправда.
      Наша "болезнь" ничем не хуже тотального хардкоризма мозга, когда игру начинают сразу на максимальной сложности и тужатся пока глаза не вылезут (а если максимальную выбрать нельзя — гневно плюются и кричат, что на помойку такое), не обращая внимание ни на что кроме этого самого хардкора.

      А решение проблемы простое, как полено: дайте лёгкую сложность для казуалов, сложную для хорткорщиков и ещё где-то три между для всех остальных.
      Разумеется, если затачивать хорошую игру строго под одну из трёх аудиторий, остальные две останутся недовольными (причём если заточено под один полюс, второй полюс будет излучать максимум недовольства, а если под середину — то оба полюса среднее кол-во, потому и делают под середину обычно, и чуть ближе к казуалам ибо консоли).

      Потому что хорошая игра хорошая не только потому, что имеет сложную механику и хардкор, а ещё из-за стиля, сюжета, атмосферы — да чего угодно — которыми можно прекрасно наслаждаться, не являясь никаким почитателем харкдора. Когда такую возможность насильно отбирают — обидно.
      Обидно и когда отбирают возможность врубить хардкор, да. Вообще, отобранные возможности — это очень обидно, всегда.
      • 0LotusBlade | 8 августа 2015 г.
        Вот только стиль, сюжет и атмосфера могут сойти на нет при неправильной сложности. Иными словами — проходящий игру на лёгком получит иные ощущения, нежели хардкорщик на сложном. Самые лучшие на моей памяти игры — без выбора сложности. И сложные изначально, хотя это уже не так важно.
        • 1SAXAHOID | 8 августа 2015 г.
          Ещё бы иные ощущения, прожженный стул и всё такое
          Отмечено верно, ощущения будут иными. Что угодно поменяй — и они будут иными, такова их природа. И дело тут не в том, чтобы казуал мог получить те же впечатления, что хардкорщик; дело в том, чтобы он их вообще мог получить. Хоть какие-то.

          Ultimately всё сводится к незыблемому вопросу матчмейкинга — поставь игроку такого противника, чтобы у них был примерно равный шанс и они получили удовольствие.
          Никто не спорит, что в том же старкрафте у бронзачей ощущения от игры вообще иные, нежели у мастеров, только если кинуть бронзу к мастеру, то первому кишки по комнате разметает от обиды (мастер будет практически издеваться над ним, т.к. умеет), а второму будет скучно. Если он не тролль — есть такие, специально докупают новые акки, чтобы низкие лиги отпинать в своё удовольствие.

          И не факт, что мастер получает больше фана и удовольствия от игры, чем бронзач. Вообще не факт... Другой фан и другое удовольствие — да, это верно
          • 0ChevalierNoir | 8 августа 2015 г.
            Ой, онлайн в контексте беседы - некорректен как пример, очень.
            • 0SAXAHOID | 8 августа 2015 г.
              Без онлайна так без онлайна.
              В том же старкрафте есть матчмейкинг с ИИ, который тоже подбирается автоматически. Но можно и самостоятельно выбрать сложность.

              Если взять сразу максимальную сложность ИИ, не имея опыта конкретно старкрафта ранее, кишки таки разметает. И разумеется, играя против "Very Easy" ИИ, получишь совсем иные ощущения, нежели играя против Elite или вообще ИИ с читами.
              • 0ChevalierNoir | 8 августа 2015 г.
                Хорошо, если такая градация есть. В отзыве на "Анклав" я уже заметил, что здесь по-другому - определенный минимум навыков потребуется даже на легкой сложности.
                • 1Forest_Swamp | 8 августа 2015 г.
                  определенный минимум навыков потребуется даже на легкой сложности - стрейф, умелое обращение с мышкой, терпеливость и наблюдательность. D:
                • 0SAXAHOID | 8 августа 2015 г.
                  Ну так и зачем так делать? Почему бы не добавить "сверхлёгкую" там?
                  • 0ChevalierNoir | 8 августа 2015 г.
                    Потому что ориентировано на другую аудиторию. Это тот редкий случай, когда атмосфера игры и сложной порождают замечательную синергию. Мрачная красота игры - именно в той сложности, с которой дается победа.

                    Увы, это не ДМС с авто-комбо режимом и первыми тремя сложностями, которые одолеет любой игрок.

                    P.s. Есть еще вариант "проходить на Ютубе", но это уж совсем...
                    • 0SAXAHOID | 8 августа 2015 г.
                      То есть пресловутая аудитория, на которую ориентировано, не догадается включить сложность повыше?
                      • 0ChevalierNoir | 8 августа 2015 г.
                        Кто знает? Я, например, прохожу в любимых играх сложности последовательно. От легкой и дальше.

                        Сложно судить, что именно хотели сделать разработчики такой сложностью игры и жесткими боями. Вышло то, что вышло - игра однозначно не для всех.
                • Свернуть ветку
    • 0ChevalierNoir | 8 августа 2015 г.
      В общем и целом, согласен. Я лично всю эту специфику боевки приветствую. В этой игре драться хоть интересно.
    • -1Darya | 8 августа 2015 г.
      Прежде чем писать о гневных отзывах школьников, стоило глянуть, что игру раздают бесплатно. Если Enclave бесплатна, то ее хватают все, кому не лень. И из числа тех, кто забрал бесплатный ключ, будет мало любителей не только игры, но и жанра. А потом эти же люди скачивают и начинают плеваться в монитор со словами "Что за отстой нам тут раздали?".

      Да и время Enclave уже прошло, к играм сейчас все-таки другие требования.
      • 0ChevalierNoir | 8 августа 2015 г.
        А жаль. Да, игру расхватали бесплатно, и количество негатива в отзывах увеличилось. Справедливо ли? Нет, конечно.
  • 0Wanderbraun | 8 августа 2015 г.
    Много раз проходил эту игру, она просто отлична.
  • 0Forest_Swamp | 8 августа 2015 г.
    Зря я в Dark Souls играл, потому что теперь не могу пройти Enclave... Ппц там жарища в уровне, где лава кругом. Сначала на мост запрыгивают огненные големы, потом дальнобойщики стреляют со скал, и вообще впечатление, будто этот уровень нужно проходить кем-то другим, но не воином.

    А так игрушка крута. Секретики есть, развилочки.
    • 0ChevalierNoir | 8 августа 2015 г.
      Надо проходить с ледяным мечом, который сразу убивает огненных големов. Изи же.
      • 0Forest_Swamp | 8 августа 2015 г.
        У меня денег нет на такой. С топором бегал.
        • 0ChevalierNoir | 8 августа 2015 г.
          Отстреливай арбалетом.
          • 0Forest_Swamp | 8 августа 2015 г.
            Кстати, сейчас запустил (до сих пор не удалил, так как не удаляю не пройденные игры), там нет ледяных мечей D: Помахался топором, боевка очень сильно зависит от скорости и стрейфа. Прям как FAKK2.
            • 0ChevalierNoir | 8 августа 2015 г.
              Есть. Был, на моей памяти. Специально против этих големов. Нашел ли ты его - другой вопрос.
              • 0Forest_Swamp | 8 августа 2015 г.
                Если зависит от того, нашел или нет, тогда да, я его наверное упустил где-то. Как оказалось, большую проблему вызывают гоблины, так как големов я за счет стрейфа парировал, а гоблины просто идут в атаку напролом. Самый опасный это гоблин со щитом. Нафига ему щит, если он просто на тебя бежит и люто комбит атаками, как будто щит ему для красоты. Я взял длинный меч, он чуть дальше бьет, но настолько слабо, что бой превращается в мучение. И да, у меня на семерке игра вылетает внезапно. Раньше такого не наблюдал, но сейчас я не смог пройти уровень, потому что вылеты...

                Кстати, самая самая главная проблема - это то, что все враги на этом уровне - мелкие ублгады, в которых не всегда попадешь (СПАСИБО СИСТЕМЕ NON-TARGET)
                • 0ChevalierNoir | 8 августа 2015 г.
                  Я нормально играл на Семерке. Таких проблем не было.
                  • 0Forest_Swamp | 8 августа 2015 г.
                    Нашел решение проблемы прохождения при вылетах. Тупо добежал до первого чекпоинта, собрав за собой толпу. :D Потом методично их завалил. Далее сражался с дверью: использовал "особенность" движка, когда могу врагов бить через дверь. И далее нашел какой-то кристаллический меч. Есть подозрение, что это и есть тот самый "ледяной меч".
                    • 0ChevalierNoir | 8 августа 2015 г.
                      Вот-вот. Вполне вероятно. Помню же, что есть такой.
                      • 0Forest_Swamp | 8 августа 2015 г.
                        Но его только сейчас дали. Сколько ж я терпел проигрышей D: И вот пока напролом не пробежался, не прошел бы :D Босса загасил. На следующем уровне, где корабельник тебе задание дает, пробегаешь мимо клетки с гоблином, ждешь пока он встанет и заговорит. Потом он предлагает монету за то, чтобы ты его отпустил и выдается большое сообщение игровым шрифтом "Неустранимая ошибка блабла игра будет перезапущена". Лольк.

                        Кстати перед началом нового уровня, в инвентаре ледяного меча небыло, что печалит...
                        • 0ChevalierNoir | 8 августа 2015 г.
                          Ну, тогда не знаю, как у тебя это вышло.
                          • 0Forest_Swamp | 8 августа 2015 г.
                            По идее если нашел меч, он потом должен появиться перед началом следующего уровня. А тут только нашел и сразу отняли....
                            • 0ChevalierNoir | 8 августа 2015 г.
                              А ты заметил - он очень слабый, но убивает сразу големов?. Которые больше не особо часто встречаются, кстати говоря. Т.е. это очень узкоспециальное оружие.
                              • 0ChevalierNoir | 8 августа 2015 г.
                                В любом случае, самым крутым мечом в игре будет огненный, я гарантирую это.
                              • 0Forest_Swamp | 8 августа 2015 г.
                                Ну, в сравнении с тем мечом, которым я махался, этот был лучше.) Плюс, после третьей комбинированной атаки получался какой-то взрыв или вспышка, которая, наверное, дает доп урон по мобам.
                                • 0ChevalierNoir | 8 августа 2015 г.
                                  Да, именно. Вспышка от комбы огненного клинка еще и отбрасывает немного врагов.
                          • Свернуть ветку
                • Свернуть ветку
  • 0ATSHELNIK | 13 августа 2015 г.
    Шикарнейшая игра. Если не брать во внимание графику(хотя по мне она даже еще и симпатичная), то игра выглядит бодрячком даже на 2015 год. И, да, Enckave не для казуалов.
    • 0Forest_Swamp | 13 августа 2015 г.
      Рыцарь мне "алкаша Толяна" напоминает :D