ПокаИнтернетожидаетбогоявленияновогоPrey,хочетсянапомнитьчитателямотом,почему,собственно,многихтакпривлеклаэтагрядущаяигра.Историяначаласьдавным-давно,ещев90-е……когдародиласьнасветидеяшутерас«живыми»порталами,которыебыневызывалилишнихзагрузокиподарилибыигрединамикунаабсолютноиномуровне.Ужетогдафишкабыланесовсемужновая,новопросстоялвтехническихвозможностях.Времяшло,проектменялся,егоуспеликоснутьсярукимногихталантливыхразработчиков,художников,музыкантовипрочих.Игрянулинулевые.ВручивдвижокотDoom3ибумажкиснаброскамиидей,3DRealmsзаделоусадилиHumanHeadStudios,доэтогоужеотметившихсякрайнеэпичнойрубилкойRune(кликнуть,чтобыувидетьобзорнанее).Чтовышло?Вотобэтомипоговорим.Итак,нашидни.ИндейскаярезервациявОклахоме.Томми,нашгерой,потомокгордогонародачероки,сдыхаетотсмертнойтоскивродномдомеиодержимидеямипоискаперспективвочередногокрупномНерезиновске,кчемупытаетсясклонитьсвоюнеоченьсговорчивуюподружкуДжен,барменшу.Попутнодедпарня,умудренныйгодамичингачкук-шаманЭнисипытаетсявправитьмозгибестолковомувнуку,которомувармиимозгиотбилиипривилинеканоничныедляпотомкаиндейскогонародаценности.Ипродолжаласьбыэта"Санта-Барбара"ещенеизвестносколько,еслибынепоявилисьмежпланетные«жнецы»,свиснувшиеполовинубаранапарусдедомивозлюбленнойпротагонистаподмеланхоличную“Don’tfeartheReaper”нафоне.Ида,егосамоготожезагребли.ОчнулсяТоммив,мягкоговоря,странномместе.Живыекоридорыизблестящегометаллаипульсирующейорганики,чудаковатыевооруженныеребята,монструозныесобаки,напоминающиексеноморфов,атакжецелыйцехсамыхнатуральныхбиореакторовдляпереработкижалкихлюдишексамымциничнымибеспардоннымобразом(привет,Quake4!).Девушкуутащиливнеизвестномнаправлении.Получивпоследниеприжизненныенаставленияотдедаиувидев,какегораскромсалиначастивочереднойвызывающейнедвусмысленныеподозрениямашине,геройрешаетсянарадикальнуюместьиспасениедамысердца.Ноневсетакпросто…Пространствовокругнегосходитсума,меняягравитациюисверкаяманящимидыркамипорталов,апослесмертипарень,ВНЕЗАПНО,попадаетвСтрануПредковнапорукикпокойномуЭниси(царствиеемуиндейское),гдетот,какнивчемнебывало,продолжаетсвоилекцииоролинародногонаследиявделеборьбысинопланетнымиоккупантами.Выучивпаруновыхфокусов,протагониствозвращаетсяобратновмирживых.Ещеболеезлойначужаковирешительный.ОсновнымместомдействияигрыбудетСфера–гигантскиймир-корабльпришельцев,представляющийизсебявполнеавтономнуюсмесьошметковискалеченнойэкосистемыразмеромснебольшуюлунусмега-агломерациейзаводовифабрик.Егопронзаютсотниузкихкоридоров,большихзаловсгравитационнымидорожкамии,конечноже,множествопорталов.Такчто,соднойстороны,мынаблюдаемвполнесебекоридорноемочилововдухеужеупоминавшегосяDoom3,воттолькоперемежаетсяонодовольнокреативнымиэпизодами,вкоторыхигрокупридетсяоченьрезвоадаптироватьсякменяющимсяусловиямбоевойсреды.Стрелять,стояногамивверх,нетакужилегко.Какишвырятьгранатычерезсетьпорталовзаспинусупостату.Илилетатьвэкзоскелете,палявовсестороныинаправления.Перваявстречасомногимифишкамивызываетнехилый«вау»-эффект,даипотомтожезабавляет,апривыкнутьковсемместнымподлянкамполучаетсядалекоооонесразу.Дорогугероюпреграждаетдовольнопестраяармиязловредныхврагов,характернойспособностьюбольшинстваизкоторыхявляетсяумениепришитьТоммидвумявыстрелами/тычками.Тутвамиместныесолдафоны-«охотники»сживымивинтовками,способныеукоротитьнаоднуголовузазевавшегосяигрокаметкимснайперскимхэдшотом,иагрессивныесобаки-мутанты,ибезногиелетуны-гренадерысихпауконогимипешимисобратьями,выпрыгивающимиизвлагалищнастенахисходупалящимиснарядомвлоб.Живучестьбольшинствазаставляетискатьгибкуютактикубояиграмотновыбиратьоружие.Последнее,кстати,предметотдельногогеймерскоговосторга.СобранноепопринципуPainkillerиUnrealTournament,ономногофункционально,апотомутребуетграмотногообращения.Ужеупоминавшиесяживыевинтовки«охотников»–этокакпистолет,автоматиснайперка,единыевтрехлицахакинекоторыенебезысвестныесверхестественныесущностиизлюдскихкнижек;пулемет,умеющийплеваться(впрямомсмыслеслова–онтожеживой)бомбочкамисшрапнелью;кислотныйпульверизатор,способныйвыброситьбаллонссодержимымпрямоиздержателянаподошедшегослишкомблизкодурня.Садистическийвосторгприиспользованиичудо-арсеналапоройнакатываеттеплымиволнами.Ноежелиотрядвраговвынесдюжилииполучили-такилетальнуюпорциюплазмывнос,геройотправляетсявместнойчистилищеи,проявивнемногопрямотыруквстрельбеподухампадшихпредателей,возвращаетсянаместогибелисновымисилами.Иникакихquicksave\quickloadненужно.Впрочем,«духовные»навыкинастоящегоиндейцанесводятсятолькоквознесениювВальгаллу.Так,Томмиможетвыпуститьсвоегоастральногодвойникаипройтитам,гдеплотьсмертноголадунедает.Вэтомсостояниинашбравыйчерокииспользуетволшебныйлук,стрелыкоторогосоздаютсяиздушубитыхпредставителейоккупационнойвоенноймашины.Ачтобыигрокнеблуждалпокоридорамслишкомдолго,ищадорогу,емувыданввидепризрачногосоколаизСтраныДревнихнатуральныйGPS-навигаторсовстроеннымпереводчикомсинопланетно-тарабарского.Всеэто,соднойстороны,убиваетчеллендж,но,сдругой,позволяетнесжигатьнервынапрохождениивсотыйразкакой-нибудьзасады.ИбытьбыигреневзрачнымклономDoom3,еслибынепросто-такифеерическийвизуальныйдизайн.Угловатыемоделиедвалишьпортятвпечатлениеотгротескныхобразовслитыхвоединоорганикиивысокойтехнологии.Стенытуннелямогутзапростооказатьсякишкой,готовойвот-вотисторгнуть…что-то.Игрока,например.Пронастенныедвери-гениталиияужеупоминал.Комнатыс«прирученной»гравитациейвызываютголовокружение,аместнаявраждебнаяфаунавызываеттеплыевоспоминанияостроггах.Отдельнаяпесня–дизайноружия.Прицелвинтовки–этоглаз,присасывающийсяквашемусобственномуприиспользовании,авместогранат–трехногиевизжащиепаучки,которыхможнопревратитьвмины,оторваводнуизлап.Пулемет,перегреваясь,недовольнощелкаеткоготкамипокорпусу,аего«хвост»-базукабуквальносрыгиваетсодержимое.Ивсеэто–вокругвас,передвамииврукахувас–щелкает,хлюпает,пульсируетиподаетразнообразныепризнакижизни.Аппетитно,правда?..Нафонегеройсмачноругается,проклинаяСферуиее«квартирантов»,аукрашаетпроисходящийнаэкранесюрреалистическийкошмаризплотииметаллаДжеремиСоулсосвоиминезабвеннымисимфоническимитреками.Отдельностоит,пожалуй,выделитьголосМатери–той,ктоуправляетвсемэтимкораблем.Ироничныеноткивееинтонацииизряднозабавляютигрока–и,чтоочевидно,бесятпротагониста.Конечноже,игруругали.Кпримеру,закоридорностьиперестрелки,похожиенаDoom3,уженеразупомянутый.СетовалитакженаИИ–мол,неумеетонвпартииработать.Странно,чтоприэтоммногимиупускалсяизвниманиятотфакт,чтоврагидовольноловкие,меткиеиживучиепоодиночке,ифишкасвоскрешениемчертовскикстатиоказываетсярегулярно(нуискажемпрямо:нелинейностьуровнейтогожеFarCryникакнеумалялаегооднообразия,даикачественныйAIмыувиделитольковF.E.A.R.).Вигреесть«небоевые»(условно)эпизодысзагадками,следующиебуквальнодругзадругом,и,восновном,тольковнихираскрываютсявсеособенностиигры.Самаяпопулярнаяжалоба–нато,чтофичиигрыиспользуютсянетакчасто,какхотелосьбы.ПройдяPreyуженераз,могулишьконстатировать,чтолютыеоборотыдействиенабираетближексамомуконцу,заставляяактивношевелитьмозгамиибулками,авотцепьмиссийсголоволомкамииполетамипереднимможет,вероятно,прийтисьповкусудалеконекаждому.ЧуткаразбавляетпроцесспрослушиваниекусочковрадиопередачиАртаБелла(американскийвариант«Необъяснимо,нофакт»),посвященнойсобытиям,происходящемнаЗемлевовремявторженияпришельцев.Этипоройзабавныетрансляцииделаютчутьболеепонятнымсюжет.Последний,кстати,довольночастохарактеризуюткакнезамысловатый,чтонелишеноправды,но……Ивоттутначинаетсялюбопытнаяситуация.Действительно,сточкизрениясценария,т.е.постановкиихронологическойпоследовательностисобытий,Preyзвездснебеснехватает.ОсобьмужскогополаспасаетсамкупоимениДженниотнегодяев-похитителей–вотивсяпесня(мистерЭстакадо,выошиблисьигрой…).Однако,помимолюбовногоинтересаТомми,естьиещеодинважныйдлянегочеловек–дедушкаЭниси.Черезобщениесмудрымшаманомнапротяжениивсегозабегареализуетсявтораясюжетнаяветкаочеловеке,отвергающемпризрачноепрошлоесвоегонародарадинеменееиллюзорного,ногораздоболеежеланногобудущеговмире,гденациональностьутрачиваетсмыслкаккатегория.Вместеснаследиемпротагонистпытаетсязабытьисвоеиндейскоеимя,которымегочастозоветдед–ДомасиТаводи.Ивотнашбравыйгеройпопадаетизсвоейрезервации,живущийполутрадиционнымиустоями,вСферу.Эмоции?Потрясение,недоумение,испуг,отвращение,довольноудачноиматерновыражаемоегероем.Мир,пронизанныйсверхвысокойтехнологиейиинженерией,редуцирующийчеловекакаквиддоисточникабиомассы,гдепринадлежностькрасе/народуилицветкожизначениянеимеют.Чужоймега-организмодинаковожретвсе.Тыдлянего–лишьдобыча(«prey»сангл.),пища,топливо.Он–идеальноорганизованнаяичеткосбалансированная,нополностьюискусственнаяичужероднаяприродесистема.Вынужденно–чтобывыжитьи,вбуквальномсмысле,нерастворитьсявэтомгигантскомбиореакторе–Томмипринимаетнаследиепредков,имирпереднимначинаетигратьсовсеминымикраскамиисмыслами.Этот«истинный»сюжетигрыкасаетсяоченьинтереснойиредкоподнимаемойвигровойиндустриипроблемыкризисасамоидентификациивусловияхпоглощающейвсе(заметилиопятьаллюзиюнаслово«кушать»?)глобализации,потребительскойкультурыицивилизации.«Железныймир»,какименуетСферуЭниси,иестьметафорическийликпоследней.Всясистемакорабляпришельцевнапоминаетчем-тосовременнуюэкономику,котораяэффективнообращаетсамогочеловекавресурс,неудосуживаясьсчитатьсясморалью,чуждойкапитализмусегоодержимостьюприбыльюибезразличиемкличностикактаковой.Пожалуй,крайнеемкоэтоттезисподтверждаетсядиалогомглавногогерояиСмотрителя,одногоизгенераловармиичужаков,которыйнадерзкиеслова«Ячероки.Яникомунепринадлежу»рассеянноотвечает:«Чероки?Мненепонятноэтослово».«Цивилизованный»лунатиктакрезюмируетсвоеоткровеннообъектноеотношениековсемлюдямибезразличиектому,чтодлянихимеетсмысл,хотяипризнаетсилудухапротагонистаистараетсясмутитьегособлазнамитехнологийновогомира(«Тыстанешьбогом»).Втакомключепорталыкажутсяметафоройстертыхграницфизическогопространствавпостиндустриальномобществе,вместесприрученнойгравитацией,которуютакупорночеловечествопыталосьпреодолетьвпрошломвеке,аобитателиискусственногомиркаивовсепокорили.Чегостояткиборгизированные,генномодифицированныеиначиненныебионикойвраги–влажнаямечтатрансгуманиста.Ужечувствуетеопьянениеоткрывшимисявозможностямииперспективами?..Восхитительныйпосмыслуэндшпиль–словаТомми,ощутившегоистиннуювластьСферы:«Столькознаний…ЯмогусделатьВСЕ!..».Наглядныйвосторгсовременногочеловеческоготехнофетишизма,приправленногооткровенномилленаристскиминоткамиэкстазаоточереднойновойфичисконвейера,котораявот-вотсделаетпереворотиприведетнаснаследующуюступеньистории–какэтознакомонам,вэпохуИнтернета,смартфонов,VRипророчествоконцеэпохи!..И,конечноже,весьэтотвалинформациисмывает,какбушующийпоток,всюсутьличностисненужнымиценностямииориентирамиизпрошлого.Нонерушимойскалойпосредипотока–иголосомсовести–звучатсловаЭнисиоценеэтихзнаний–потеречеловечностикактаковой.Каксимволично,чтоТоммивитогенаправляеткорабльнаСолнце–почтикакИкар(архетипкоторогопостоянновсплываетвполеобсужденийсамогофеноменапрогресса),но,вотличиеотпоследнего,делаетэтоосознанно.Воттакаявышлакритикатенденцийсовременногообщества.Говорите,слабыйсюжет?..Нетудасмотрите,друзья.Поитогу–проектпротиворечивый,чторегулярнобросаетсявглаза.Вызывавшийумногихнареканиядвижок,ноневероятносочнаяисамобытнаястилистика;типичные«рельсы»сюжетногошутера,носнабороморигинальныхнововведений,невероятноорганичновклеивающихсявигровойпроцесс;отличныйпозадумкесюжет,бессовестноперебитыйпостояннымакцентированиемвниманиянатипаромантическойлинии.Низкийстарт,погружениеввызывающийвосторгмириадреналиновыйдрайввконце;междуними–ожесточенныеперестрелкиисерииголоволомок,поройчересчуррезкосменяющиедругдруга.Однакоодноможносказатьточно–вPreyстоитсыграть.Этодействительнонеобычныйисамобытныйшутер.Дажедесятьлетспустя,принынешнихмасштабахиндустрии,мы,положарукунасердце,врядлиназовемдесятокилидюжинустрелялок,обладавшихтакимколичествомклевыхзадумокидействительнозаставившихпо-новомувзглянутьнажанр.…ИждалимывсеPrey2.Инезналимы,чтокмоменту,когдасветувиделеготрейлер,проектблагополучнопылилсянеодингод,ненужныйникому.ФлагперешелкBethesda,отдавшихразработкуArkaneStudios,ужепорадовавшихнассвоимиDarkMessiahofMightandMagicиDishonored.Позаявлениям,проектнебудетиметьникакогоотношенияксабжуобзора.Чтож,посмотрим,чтовыйдетизновогоPrey?..
Комментарии редакции и автора поста
Тут шеф-редактор сообщает о найденых ошибках, дает рекомендации. Автор поста, в свою очередь, тоже может что-то сказать, спросить или уточнить.
Добавлять комменты могут только редакторы и автор поста.
Вы были успешно зарегистрированы с логином .
Вы можете указать логин и почтовый ящик прямо сейчас, а можете сделать это позже, нажав кнопку "пропустить этот шаг".