13 лет назад вышла прекрасная игра, которая собрала вокруг себя армию поклонников, а потому и сейчас её вспоминают с теплотой в сердце. Наверное, и не найти любителя квестов, который не знал или не проходил эту игру, тем более, что совсем недавно обе части были благополучно портированы на iOS. Но всё же давайте оживим в памяти все основные события. Важно. Статья является подробным пересказом основного сюжета. Бойтесь спойлеров.

Валадилена

Никогда не верьте, что отсутствие жизни - это смерть. Эта история начинается с одинокого перестукивания барабанными палочками, которое эхом разлетается по дороге. Позднее, мы видим автомата-барабанщика, автоматов-скорбящих, повозку с гробом и одинокий огонёк жизни в этом скорбном шествии - лошадь. Эта картина предстала перед юристом Кейт Уолкер, которая прибыла в Валадилену (небольшой городок в Альпах) с простой целью: подписать договор о продаже именитой фабрики механических игрушек.

Первым делом она заселяется в отель. Уже здесь можно заметить, что автоматы выполняют в этом городе очень много мелких функций: нас встречает огромный механизм, снимающий шляпу в знак приветствия, а на стойке администратора по звоночку бить самостоятельно не нужно - за вас это сделает "робот" с молоточком (его надо, правда, завести и нажать на кнопочку). Уже этот момент тонко намекает, что при всей своей мировой славе городок просто умирает. Многие механизмы разобраны, конвейеры не работают, а людей здесь меньше, чем автоматов. Это можно объяснить ранним утром или общим скорбным настроением, но позже мы встречаем старика (типичного такого старичка, который много помнит, много может рассказать, но Кейт на работе и у неё нет на это времени), который скучает по временам, когда город жил и цвёл: от туристов не было отбоя, а молодёжь не бежала вон в поисках возможностей.

Уже в отеле мы узнаем, что в гробу (который провезли мимо нас в начальном ролике) лежит наш клиент (Анна Форальберг), которая неожиданно умирает прямо перед прибытием Кейт в город. Стоит позвонить начальству, как становится ясно, что даже такой поворот был предусмотрен. Адвокатская контора "Марсон и Лормонт", где работает Кейт, веников не вяжет, поэтому быстро пересылает Кейт факс с инструкциями для нотариуса с "искренними" соболезнованиями о безвременно ушедшей из жизни Анне Форальберг, но бизнес есть бизнес, давайте завершим начатое. Уже здесь мы встречаем маленького мальчика Момо, который был знаком с Анной и знает, что некто Ганс - жив. После чего поспешно убегает, когда администратор отеля прогоняет его, аргументируя тем, что не стоит вводить в заблуждение незнакомцев. Однако, уже у нотариуса эта версия подтверждается. Сама Анна написала письмо, где рассказала, что её мёртвый брат - жив, и что он является владельцем фабрики после её смерти. Нотариус разводит руками, ведь это письмо - официальный документ, а значит, что Кейт надо искать Ганса. Но ни в гробу на кладбище, ни в усадьбе, ни на фабрике его нет. Зато, пока Кейт всё это обыскивала, она находила всё больше и больше свидетельств, что Ганс действительно жив, но получил страшную травму в детстве, из-за которой фактически перестал умственно развиваться, а Анна (после продажи фабрики) собиралась к нему на поезде. Но ни машиниста для поезда не доделала (по чертежам Ганса - конечно, нам придётся заканчивать), ни фабрику не продала. Вот такой фатум. Кейт умудряется и с автоматом-машинистом Оскаром сдружиться (между прочим, харизматичный персонаж), и билет достать, и в биографии семейства Форальбергов покопаться. И вот, наплевав на семью и на личную жизнь, наша героиня отправляется в путешествие по следам Ганса Форальберга, который смог изменить множество чужих жизней, чтобы просто выполнить свою работу. Она ещё не знает, во что именно ввязалась.

Университет Баррокштадта

Ганс хоть и гений, но поезд делал не лично, а потому мелкие неурядицы происходить могут. При первом же заезде выяснилось, что завода не хватило буквально на 200 метров до "заправки" (заводного автомата). Тем не менее, припарковался состав ровненько у немецкого университета в городе Баррокштадт. Этот университет знаменит многими вещами: своими кафедрами палеонтологии, зоологии и ботаники, самой станцией, которая превращена в маленький кусок джунглей в сердце старушки Европы (здесь живёт множество видов птиц, а также имеются условия для жизни десятков уникальных растений) и великой стеной (была построена для защиты от опасностей остального мира).

Кейт, разумеется, первым делом постаралась найти способ просто сдвинуть поезд с места и поехать дальше. Позже от неё начинает это требовать и местный ректорат в лице трёх безымянных ректоров, которые, оказывается, помнят Ганса. Он в 40-ых посещал лекции по палеонтологии, где с упоением слушал про мамонтов и племя Юколов, которые приручили этих величественных животных. Но с остальными предметами у него не складывалось. С людьми отношения тоже не клеились, особенно, если они не интересовались мамонтами, как он. У него был лишь один человек, которого можно было с натяжкой назвать другом - Корнелиус Понс. В 2002-ом он является одним из местных преподавателей - угадайте, чего? М-м-м? Верно. Он приходит в дикий восторг, когда Кейт показывает ему фигурку мамонта, которую Ганс нашел в той пещере (она теперь везёт её с собой). Дело в том, что Ганс рассказывал о ней ещё в 40-ых, но из-за его причуд Понс не мог поверить в эту небылицу. На то было много причин, среди которых просто факт, что такие игрушки делали лишь Юколы из настоящей кожи мамонтов. Но что народу, который живёт на северных окраинах настоящей русской Сибири (ну или по крайней мере жил), делать в западной Европе много тысяч лет назад? Впрочем, через пару часов исследования фигурки он пригласил Кейт на лекцию, где объяснил этот факт очень просто.

Но лекция профессора Понса была лишь частью всего того, что увидела Кейт в Баррокштадте. Ганса обучали в университете не просто так. Как уже отмечалось, проблемы с головой у него были серьёзные, но неумение интересоваться хоть чем-нибудь ещё он компенсировал полезными навыками: участвовал в строительстве стены (особое внимание было уделено баррокштадским воротам), построил механический оркестр и механического ястреба. Но в 2002-ом работают только ворота. Но, благодаря усилиям Кейт, удаётся починить ещё и оркестр (эти... гении не могли попасть внутрь, чтобы просто ЗАВЕСТИ ЕГО. Серьёзно? Ну почему нельзя было сделать головоломку, которая бы оправдала глупость местных умов, а?). А вот ястреб, который когда-то был единственным спасением оранжереи от уничтожения баланса привезёнными неким Александром Валембуа амерзонскими кукушками в 1953-ем году, починить нам не дают. А зачем он нужен? Дело в том, что эти птички, как и другие кукушки, подбрасывают яйца в чужие гнёзда. Птенцы, в свою очередь, уничтожают другие яйца и становятся единственным потомством, которое выживает. Так вот, механический ястреб собирал яйца кукушек из других гнёзд, чем спасал популяцию других птиц от вымирания. К сожалению, в 2002-ом он сломан, а кукушки вконец оборзели и ничуть не боятся людей (в природе их популяция контролируется их глупостью, связанной с любимым лакомством и опасностью его потребления, а на станции они спокойно ходят прямо по земле и набрасываются на людей, если те хотят просто пройти мимо. Кейт, кстати, столкнулась с ними один раз, когда из-за трёх наглых птиц ей пришлось бегать от станции к университету раз пять, чтобы найти корм для этих тварей и пройти к механическому ятребу).

Как бы то ни было, Кейт удалось договориться с колоритной немецкой семейкой, которые отбуксировали ей поезд своим корабликом за деньги университета. Но, заведя состав, проехать вышло не больше десяти метров. Дело в том, что Оскар, который ещё в Валадилене выполнял функции и кассира на станции, здесь опять стал требовать визу в обмен на билет. Но из-за того, что стена много лет закрыта в связи со страшной угрозой, никто давать визу не собирается. Впрочем, проблема оказалась раздутой из ничего. Дело в том, что капитан Малатеста (второй в династии охранников стены) много лет назад сломал очки, а после этого нашел бревно, которое похоже на человека на лошади. Из-за проблем со зрением он искренне верил, что это реально человек на реальной лошади, из-за чего много лет пугал университет известиями о страшной угроза со стороны казаков. Нам-то с вами смешно, а люди из-за этого закрыли границу. И вот, тонко указав на ошибку, Кейт отправилась вперёд. В Россию... (технически, она таки не доехала, ведь ближайший к Европе реально существующий Комсомольск находится в Украине недалеко от Киева)

Комсомольск и Аралабад

Когда-то Комсомольск был поводом для гордости целой страны, но время беспощадно ко всему. Теперь это лишь жалкий призрак где-то в предгорье бывшего СССР. Тем не менее, то, что сделал Ганс, продолжает работать как часы. Для дозавода пришлось забраться в огромного механического рабочего (Ганс таки могёт!) и доехать на нём до поезда. Но стоило спуститься с небес на землю (буквально), как из состава кто-то выбежал и скрылся в дверях завода. При беглой проверке выясняется, что Оскара нет в кабине, откуда тот не имеет привычки выходить без особой на то причины. Находим мы его в вагоне. Связанным и без кистей рук. Его буквально разобрали, пока тот пытался орать от ужаса. Кейт, разумеется, отправилась на поиски.

Выяснилось, что их похитил Сергей Бородин для своего механического пианиста, которого собрал из бывшего автомата-секретаря. А пианино (точнее, орган) собрал из заводских труб. Всё было бы хорошо, но руки для пианиста - самое важное, а это единственное, что он не смог сделать самостоятельно. Поэтому и пошел на такое дикое преступление. Но зачем ему орган размером с завод и механический пианист? Дело в том, что он - самый верный и большой фанат голоса Елены Романской - великой оперной певицы, которая давно на пенсии. Но если она услышит о его подвиге, то сразу же захочет спеть здесь. Вернее, он верит в это. И пинком посылает нас искать её, после чего обещает руки вернуть. Пока ищем подходы к Елене, находим мини-музей её таланта с вырезками из газет, картинами, пластинками и платьями... Жуткое место, которое, тем не менее, даёт подсказку, что искать певицу надо через... любовника матери Кейт (он когда-то пел вместе с Еленой. Тут-то и выясняется, что она сейчас на курорте Аралабад, а попасть туда можно через космодром, расположенный рядом с Комсомольском.

Бородин с радостью пускает нас на монорельс до космодрома. Там мы знакомимся ещё с двумя чудесами Ганса, а также ястребом Гагариным и Борисом Шаровым, который мечтал о звёздах на небе, но топит горе в звёздах на бутылках из-за людей со звёздами на погонах. После того, как Кейт привела его в чувство, рассказал и о дирижабле до Аралабада, и о Гагарине, который распугивает птиц (они мешают полёту дирижабля под управлением автомата Ганса), и о баллистическом зонде, который должен бы тестировать, но из-за бегства Ганса вынужден оставаться внизу. Навсегда. Но стоп. Здесь же появилась Кейт, которая прибыла на поезде Ганса, которая починила уже несколько механизмов ГАНСА, и которая ищет ГАНСА! Это значит, что она может починить этот зонд и послать его в космос, а тот покажет, как выпустить Гагарина. Так и случилось.

В Аралабаде мы знакомимся с Феликсом Сметаной, единственным рабочим отеля "Кронский" на курорте. Он охраняет покой одного постояльца (Елены Романской) и двух посетителей (фанатов бани и шахмат). А в свободное время не отрывается от футбола. Кое-как Кейт добирается до Елены, которая нынче чахнет от горя из-за потерянного голоса под присмотром верного помощника - автомата-сиделки, которого сделал Ганс. Она в восторге от идеи Бородина, но из-за пропавшего голоса не рискнёт позориться. Хотя позже рассказывает, как в далёком прошлом пила коктейль, который буквально спас её во время гастролей в Париже. Сделал его один знакомый бармен. Кейт вызванивает бармена, но тот на пенсии. Тем не менее, его рецепты сохранились, в том числе и "Прекрасная Елена" (рецептура большего всего напоминает "Голубую лагуну" образца 1950-го года). Выпив его, Елена проверяет голос, но даже услышав заверения автомата и Кейт, не верит, пока высокой нотой не разбивает фужер.

И вот, мы уже на дирижабле возвращается в Комсомольск, где нам показывают довольно жуткий ролик, как Елена поёт под аккомпанемент завода, и на её голос съезжаются мини-автоматы шахтёры. Позже выясняется, что тревога была не ложной. Бородин захлопывает ловушку, в которую загнал Елену для своих мерзких замыслов. Кейт освобождает певицу, отвинчивает руки у пианиста и пытается свалить на перрон. Но Бородин, предусмотрев такое, закрыл двери прямо за спиной Елены. Хорошо. Идём в обход, но этот псих везде насовал динамитных шашек, так что, делая шаг вперёд, Кейт отрезает путь назад. Оказавшись на перроне, выясняем, что механический рабочий закрыл выход со станции. Найдя одну бомбу, Кейт подрывает его, весь завод, психа, но не поезд, который в последний момент вырывается из ловушки и спасает всех трёх пассажиров.

В Аралабаде Елена благодарит Кейт за чудесные, хоть и волнительные для её сердца, приключения и уезжает на своём автомате в номер. Хоть нас не было максимум дня два, выпал снег. Кейт пытается завести поезд и уехать, но Сметана сообщает, что ей, Кейт, пришла посылка. Только что из ниоткуда. Там она находит механического мамонта, работы явно Форальберга. Впрочем, рядом нашелся и сам создатель, который, возможно, как-то почувствовал или понял, что поезд уже здесь. Впрочем, он мог и сестру ожидать здесь. Но тогда откуда он знает о Кейт, раз послал ей мамонта? Его ничуть не расстроила новость о смерти сестры: он озабочен лишь тем, что пора уж отправляться. Ганс подписывает бумаги, а после разговора Кейт с начальством предлагает ей отправиться с ним. Она дошла до самолёта (тоже явно работы Ганса), задумалась на секунду и рванула к поезду, на который запрыгнула уже на ходу. И так все вместе отправились на поиски Сибирии.

Наверное, пора рассказать о том, что же сподвигло её на столь кардинальное решение. Она же просто юрист, которая должна была получить подпись о продаже фабрики и вернуться с ней в офис, а на деле взяла и бросила работу, семью, друзей и отправилась на поиски чьей-то мечты. Дело в том, что, пока мы ищем Ганса, ей то и дело звонит мать, подруга, жених и начальство. Из этих диалогов мы не узнаём ни капли о прошлом самой Кейт, но зато она становится немного живее, так как помимо работы у неё же ещё появляется и личная жизнь. Но не всё так хорошо в этой самой жизни. Парень - эгоистичный увалень, который обижен на неё, потому что уехала в командировку перед важной для него встречей; подруга думает только о распродажах; начальство ничего не понимает о полевой работе. Мать хоть и та ещё особа, но на самом деле обычный человек. И всё же... Не видно причин побега от жизни. А дело в том, что её парень заскучал и начал таскать подругу Кейт в кино и рестораны, пока они вместе не напились на вечеринке и не переспали. Подругу заела совесть и она всё рассказала Кейт. И куда ей возвращаться? На работу, где её не ценят? К личной жизни, где всё разрушилось? Или остаться здесь, продолжить общаться с удивительными людьми, копаться в механизмах и искать мамонтов. Думаю, что ответ очевиден. Но для такого шага требуется большая решимость, которой, как оказалось, Кейт не занимать.

А пока героиня ехала в снежную даль, фанаты терпеливо ждали два года, обернувшиеся для нашего любимого юриста всего парой дней.

P.S. Во время написания поста мне попалась чудесная статья о том, как автор (статьи) путешествовал по "местам игры" в реальном мире. Но на поверку всё оказалось выдумкой. Из всех городов первой части реально существует лишь Комсомольск. Причём даже две штуки - один на территории Украины, а второй недалеко от Владивостока. Разумеется, фотографии, использованные в статье, были настоящими, но соответствуют совершенно другим местам. А жаль.

P.P.S. Прошу прощения за отсутствие скриншотов. Каждый раз, когда я пытался начать их залив в статью, у меня начиналась депрессия, я забивался под стол и начинал рыдать. И так недели три.

P.P.P.S. 7-го августа в сети появилась главная тема грядущей Syberia 3. Как по мне, то это очень странная смесь советской музыки, чего-то восточного (может быть, не восточного, а якутского) и обычного эмбиента. В принципе, мне понравилось. Написал музыку Inon Zur, который занимался саундтреком второй части и ещё парочкой других эпичных серий.

http://www.youtube.com/watch?v=fpFwrvuaGdc


Пока всё. В следующий раз поговорим о семействе Форальбергов настолько подробно, насколько это вообще возможно.
Комментарии
  • 0janna070 | 10 августа 2015 г.
    "Наверное, и не найти любителя квестов, который не знал или не проходил эту игру"
    Согласна. :)
    "на стойке администратора по звоночку бить самостоятельно не нужно - за вас это сделает "робот" с молоточком "
    Придерусь к слову "робот". С самого начала игры, в отеле, Кейт постоянно поправляют, что правильно не "роботы", а "автоматы" (те удивительные механизмы, которые попадаются на протяжении всего её путешествия).
    "7-го августа в сети появилась главная тема грядущей Syberia 3"
    Неплохая музыкальная тема для будущей "Syberia 3".
    • 0Nord | 10 августа 2015 г.
      Поэтому "робот" взят в кавычки. Об этой детальки будет написано в рассказе о Форальбергах.
  • 0janna070 | 10 августа 2015 г.
    "Или остаться здесь, продолжить общаться с удивительными людьми, копаться в механизмах и искать мамонтов"
    Думаю, что эти механизмы так поразили её, так захватили мечты Ганса о неведомой, сказочной Syberia, что она решила помочь ему. Хотя с "трезвым умом" юриста ( которым она являлась), это не сильно вяжется. Романтика всё же сильна.
    • 0Nord | 10 августа 2015 г.
      Ей нечего было терять. Родной мирок рушится, но она ещё пока не смогла оскалиться. Она будет вроде делать это во второй части. А пока лишь решила что-то изменить. Попробовать что-то новое. А тут как раз: "остаться здесь, продолжить общаться с удивительными людьми, копаться в механизмах и искать мамонтов" по руку попалось.
      • 0janna070 | 10 августа 2015 г.
        "Родной мирок рушится"
        Я бы не сказала, что мирок её рушился. На счёт работы, то она была на хорошем счету у своего начальства. Вроде бы там говорилось: "один из лучших юристов по заключению сделок". Личная жизнь у неё тоже была, хоть и многое не устраивало её (это уже детали). Захотела, видимо, изменить что то. Тем белее впечатлений было масса, которые поражали её и удивляли (когда она прибыла во Владилену - швейцарский городок).
        • 0Nord | 10 августа 2015 г.
          Эм... Там целый абзац о том, что случилось в её жизни, пока она там гоняла.
          • 0janna070 | 10 августа 2015 г.
            "И куда ей возвращаться? На работу, где её не ценят? К личной жизни, где всё разрушилось? Или остаться здесь, продолжить общаться с удивительными людьми, копаться в механизмах и искать мамонтов."
            Я рассуждаю о том, что такой поступок - очень кардинальный.
            Просто бывают люди, приверженные консервативным взглядам (те, что привыкли к определённым вещам, не привыкли их менять, даже в лучшую сторону, с точки зрения прогресса). Я сравниваю с реальной жизнью. Её поступок "изменить всё", подходит только игре, так как маловероятен (на мой взгляд). Это моё мнение, конечно же.
            Поступок Кейт похвальный и смелый.
            Даже где то песню слышала о том, что "Не бойтесь жизнь переменить".
            • 0Nord | 10 августа 2015 г.
              Так-то да. И во второй части ей будут звонить, спрашивать "Какого чёрта, лети домой!". А пока - хз. Возможно, в реальности (особенно 2015-го, а не 2000-го) так никто не сделал бы.
              • 0janna070 | 10 августа 2015 г.
                "Возможно, в реальности (особенно 2015-го, а не 2000-го) так никто не сделал бы."
                Сказал Nord с серьёзным выражением лица, застёгивая рюкзак и поправляя охотничье ружьё, мечтая о путешествии. :)
                • 0Nord | 10 августа 2015 г.
                  Эх... Какой же я мудак.
                  • 1dred1792 | 10 августа 2015 г.
                    Шо так самокритично-то? :)
                    • 0Darya | 10 августа 2015 г.
                      Таки шо вы расшокались, если живете в Воркуте? :D
                      • 0dred1792 | 10 августа 2015 г.
                        Ну дык Мама с Орловщины :)
                    • 0Nord | 10 августа 2015 г.
                      Да так. Хнык...
                • Свернуть ветку