Сложно назвать это мнением, сложно назвать обзором. Может это пересказ. Данный проект не совсем относится к 'играм', по сути своей являясь книгой, которую вы часами читаете, но иногда можете влиять на развитие сюжета.

Особо новеллами я не увлекаюсь, так как для этого есть сотни аниме, реальных книг и, на худой конец, воображение (те же сны). Наверное, самый сильный проект подобного направления на моём опыте — Everlasting Summer. Именно после неё жанр привлёк пристальное внимание, как что-то стоящее твоего времени, не смотря на довольно обильные растраты последнего. Полазив по интернету, я нашел несколько нареканий на то, что самая крутая новелла — Katawa Shoujo. Сразу же подкупило название... "А, японское, значит от японцев". Как и многое японское в Украине (начиная от блюд и заканчивая атрибутикой), с Японией игра совершенно не связана. Но это неважно и на получаемые эмоции не влияет, хотя я ещё выскажу пару порицаний по данному поводу.

О персонажах

Главный герой истории — Хисао, за которого мы и будем играть. У него случился сердечный приступ (инфаркт?), когда любимая девушка призналась, ну, в любви. Потрясение оказалось слишком мощным для слабого сердца парнишки, и он слёг в больницу на несколько месяцев. Один за другим друзья постепенно переставали навещать его, пока и та самая подруга не забила окончательно. Он остался один. Но раз уж выжить удалось, то нужно продолжать учёбу, смотреть в будущее и искать хоть какой-то позитив... Только в нормальных условиях это уже не проделаешь, да и рецидив схватить не хочется. Родители подростка решили спихнуть его в школу для 'особенных детей'. Именно 'спихнуть', так как о них ничего толком и не рассказывается, да чего уж там, пока я проходил три ветки развития событий из пяти, ни разу не заметил, чтобы родственники героя навещали его или, хотя бы, черкнули письмо.

Как оказалось позднее, эта школа таит в себе много интересных личностей и вообще переворачивает наше понимание о нормальной жизни. Каждый учащийся здесь имеет своего рода ограничения: слепоту, глухоту, отсутствующие конечности или что-то иное. В остальном же это обычная школа, где учеников напутствуют на путь знаний. Единственная яркая особенность — присутствует школьная медсестра, который следит за жизненными показателями учеников. А если точнее, то периодически необходимо проходить медосмотр, чтобы твоя 'проблема' держалась в узде. Что забавно, тут нет ни психолога, ни психиатра и это странно. У второстепенных героев (ну так я называю главных девушек, с которыми предстоит делать любовь) много тараканов в голове, при этом никто не пытается лечить их. Кроме Хисао, конечно же. Но делает он подобное неумышленно, характер такой, о чём напишу прямо сейчас.

Хисао можно охарактеризовать, как слегка замкнутого в себе человека, который больше любит думать, чем говорить. Что вовсе не мешает ему свободно общаться с противоположным полом. Он осторожно выбирает фразы, частенько размышляет о жизни и постоянно анализирует себя, что довольно редко встречается в играх вообще. У него нет супер сил или извращённых наклонностей, да и внешность весьма обычная. Кстати, частенько нам показывают главного героя на слайдах, а это позволяет легче привыкнуть к нему, в отличие от того же загадочного Семёна из Бесконечного Лета. В целом это обыденный ученик, лет, эдак 17-и, который умен не по годам, но иногда уж слишком скромен и осторожен. Ну правда, не хватает ему напористости или яркого личного мнения, которое можно было бы свободно сообщать обществу. Он явно не из тех, кто бы писал обзоры и мнения на игры.

Такой, как не все

Основной сюжет при первом прохождении отнял у меня около 10-и часов времени. Второй полный забег убил уже меньше — 6 часов. Читал я размеренно, вдумчиво и всё диалоги, хотя местами и было жутко скучно. Вся местная история слишком обыденна, стандартна и непримечательна. Да, вас частенько будут пробивать на эмоции, но самая частая из всех — смех. Лично мне в игре не хватает интриги, неожиданностей и неких ярких событий. Большую часть времени вы сможете легко предугадать следующий шаг, обращаясь к банальной логике. Переспал с лучшей подругой своей девушки? Ну, значит идиот, что скрывать — заплатишь. Не способствует фану и тот факт, что в конце нам не рассказывают послеисторию. Да, год закончился, и судьба понесла героя во взрослую жизнь, но останется ли он с избранной девушкой? Умрёт ли он через неделю от второго сердечного приступа? Кем будет работать? Все эти вопросы остаются нераскрытыми, будто ты прочёл книгу только до половины. Хотя даже эту половину, в целом, было интересно читать, скажу я вам.

Сюжет концентрируется на ежедневной рутине: проснулся, поучаствовал в некотором занимательном событии, подумал, поучился, пошел спать. Иногда последовательность слегка перемешивается, но в целом каждый день ощущается таким же, как и предыдущий. Большую часть времени мы занимаемся томным анализом самого себя и окружающих, попутно пытаясь решить парочку собственных и чужих проблем. Хисао парень отзывчивый, с ярко выраженным желанием помогать окружающим, но только из круга близкого общения. Как бы, законы для всех, но для своих более снисходительные. Герой чувствует себя одиноко, хотя этого и не осознаёт, поэтому быстро вешается на ближайшую возможность завести друзей. И не важно, сколько таракано-слонов у тех в голове.

Что странно, ученики здесь яро ненавидят компьютерную технику. Мобильникам они предпочитают обыкновенную почту, интернету библиотеку, а ежедневным разборкам между собой участие во всяческих кружках (рисование, спорт). Все себя ведут странновато, что, скорее, связано с ограниченным восприятием мира автором игры (его личным опытом), нежели реальным отражением школы для 'особенных' детей. Они не смотрят телевизор, не читают новости и даже не общаются на широкие темы. Вот, если происходит некое событие прямо сейчас — они готовы в нём активно поучаствовать и обговаривать весь день. По факту личных качеств тоже редко удаётся выудить больше пары строчек текста. Что любит эта героиня, чего хочет, как думает? Иногда мне даже казалось, что прослеживается некая общая черта у всех местных девушек — они делают шаг первыми, несмотря на то, что не хотят этого делать всеми силами.

Ромео и Ромео

Первый раз проходя Katawa Shoujo, я довольно легко вышел на одну из героинь игры, коих всего пять. Но перенесемся немного в будущее — на второе прохождение. Там я пытался думать и делать более скрупулёзный выбор реплик, что в конечном итоге привело меня к странному исходу — главный герой ни с кем не познакомился в полной мере, не сдружился и не нашел чем заняться. Это привело к странным последствиям, которые мне показались немного неправильным подходом к подаче сюжета... Скорешившись со странным соседом, мы отправились на крышу, где начали активно распивать алкогольные напитки. Вся эта сцена занимала около часа чтения, и я очень забеспокоился, а не будет ли тут неожиданных гомо-сцен с ярой любовью меж двумя парнями. К счастью, ничего подобного не произошло — главный герой просто сорвался с крыши школы и убился насмерть. Так разработчики дали мне понять, что нужно дружить с правильными людьми, и что алкоголь убивает, в прямом смысле слова.

Выбор, собственно, мало на что влияет. Каждая концовка строго определена и даже её негативная версия мало отличается от позитивной. По второму кругу мусолить одну и ту же девушку попросту нет смысла, так как поменяется лишь парочка фраз в диалогах. В некоторых местах сюжет вообще игнорирует наш выбор и делает вид, что произошло событие из параллельного. К примеру, нам дают возможность переспать с одной из бонусных девушек, что при согласии приводит к плохому исходу сюжета. Тем не менее, если даже ей отказать, то на следующий день Хисао всё равно будет преследовать чувство вины. Но откуда? Ведь ничего же не было? Такие детали не сразу замечаешь, но они немного портят общие впечатления, 'ломают книжность', так сказать.

Дальше у меня претензия к разработчикам по факту предрассудков. Почему каждый из персонажей из кожи вон лезет, чтобы устроить чаепитие? Я конечно понимаю, что все японцы знают кунг-фу, носят катаны и делают харякири на склоне лет, но чай? При любой возможности они отлынивают от уроков, чтобы попить чайка в соседнем кабинете, в собственной комнате или того хуже — в местном Шангхае (чайный бар). Что примечательно, путь к бару лежит через добрых минут 20 спуска с горы, потом ещё приходится ждать заказ, затем ждать пока чай остынет, а затем под горку идти обратно в школу. Дело это отнимает около двух часов времени, ради одной чашки чая! Такой унылой школьной жизни даже я себе представить не мог, а моя была уж точно не подарок, я вас уверяю. И обычно в подобные моменты сюжет топчется на месте, подкидывая лишь второстепенные эмоции и маловажные факты.

В завершении

Вообще, история Katawa Shoujo поучительная и интересная. Она обычная, да, но вы за свою жизнь вряд ли побываете в тех же ситуациях, в которые попадает Хисао. Это хорошая возможность, в прямом смысле слова, побыть кем-то другим. Ну, вот как реагировать на человека, у которого половина тела сожжена? Или на человека без рук, с которым посчастливилось разделить трапезу? Или на глухого, с которым встречаешься каждый день и вынужден общаться? О таком не задумываешься, пока не случится с тобой, и игра как-раз-таки помогает задуматься. Что ещё радует, так это превосходная озвучка и музыка, которые идеально дополняют друг друга и создают неповторимую атмосферу. У девушек тут нормальные размеры груди, нет хвостов и кошачьих ушей, а ещё они не являются демонами из потустороннего мира, упавшими тебе на голову. Разрыв шаблонов! Причём рисовка хорошо сохраняется между кадрами и даже в моменты анимационных роликов (да, и такое есть). В общем, однозначно рекомендую, тем более что проект бесплатный (хотя разрешение экрана тут убогое).

Но я вас слегка разочарую — это не история о страстной любви или сексе. Тут нет глубоких потрясений, мега открытий или сложных в психологическом плане разрывов, как нет и хентайных сцен. Но герои и впрямь похожи на кроликов, только медленных — они готовы 'всегда и со всеми' и не предают этому особого внимания. Бабушки из парадного называют таких девушек... Ах, ну да ладно, проехали. Благодарю за внимание.
Комментарии
  • 1SAXAHOID | 8 декабря 2015 г.
    >с Японией игра совершенно не связана
    Почему не связана, в игре показана именно Япония. Ну, насколько разработчики асилили. Даже название, вон, на японском, хотя на редкость бескультурное. Относительно литературный перевод — "Калечные девы"; поди назови человека калекой, он обидится.

    >Что забавно, тут нет ни психолога, ни психиатра и это странно
    Откуда фактуальное заявление, что их нет? Насколько я знаю, в Ямаку (название школы, если что) "24-hour nursing staff" и целое отдельное медицинское крыло. Разумеется, там где-то есть психолог, и не один. Психиатров действительно, скорее всего, нет, — где-то по ходу игры явно говорят, что школа для детей с физическими, а не умственными проблемами. (На всякий случай, психиатр отличается от психолога примерно так же, как хирург от терапевта.)
    Что же до того, что их в сюжете не видно... Позвольте, а как часто в media показывают школьных психологов? Вы помните, чтобы в вашей школе такой был?
    У меня в школе была школьный психолог, например. А ещё школьный логопед, между прочим. И если к логопеду у нас в начальных классах люди ходили, и потому все знали, что он есть (и это даже странным чем-то не казалось), то о психологше лично мне довелось услышать ровно один раз, когда она сама к нам пришла на "классный час" рассказать о том, что она есть. Одиноко стало, наверное, или что-то вроде того.
    Наконец, самая главная логическая ошибка:
    >при этом никто не пытается лечить их
    "Тараканы в голове" невозможно "кому-то пытаться вылечить" вообще. Человек либо считает, что у него с головой что-то не так, и ищет помощи с этим, либо нет. Усилия посторонних тут абсолютно бесполезны. Буйных и неадекватных изолируют, но то только потому что они другим вредят.
    А причин, по которым человек может не хотеть ходить по психологам, бывает много. Например:
    • Самая очевидная — всё устраивает, и вообще попробуй определи псих(олог)ическое отклонение иначе как "Что-то в голове не такое, как у меня". Это даже профессионалам не удаётся сделать нормально. До сих пор идёт диспут о том, является ли психиатр (не психолог, заметь, психиатр, т.е. специалист по тяжёлым случаям!) врачом, или псих(олог)ические проблемы напрочь субъективны и здоровых/больных, как и лечения, тут в принципе не бывает;
    • Не думает, что психолог поможет;
    • Боится/стесняется;
    И это только те, что мне сразу в голову пришли.
    Наконец, последний гвоздь в стенку чтобы картину повесить: "тараканы", которых хочется обсуждать именно с близким любимым человеком, есть у всех. И часто никто больше помочь в принципе не сможет.

    >К счастью, ничего подобного не произошло — главный герой просто сорвался с крыши школы и убился насмерть
    Шутка же, да? ^.^"

    >Обыденная история и скучно
    Так жанр игры — чистая слайсота. За те 10 часов, что ты играл один рут (как-то быстро, кстати, вроде бы это дольше занимало), ты пережил полный учебный год. Вроде бы с одной стороны кажется, что за год-то должно было случиться больше, но на самом деле отнюдь.
    Да, может, у некоторых конкретных людей школьные/универные годы действительно насыщены событиями, каждый день революция и перестрелки, но в большинстве случаев за год интересного происходит едва ли не меньше, чем с Хисао.
    Ну и, разумеется, рассказ не об экшоне, а о чувствах и отношениях. Происходящее вокруг ГГ и его избранницы — фактически, бестолковый фоновый шум. Если KS у кого-то вызывает заметную скуку, то, имхо, отношения как таковые (сферические в вакууме) будут вызывать скуку точно так же.

    >Все себя ведут странновато
    Гхм, мне интересно, как автор представляет себе "естественное" поведение людей. Телевизор? В школе с проживанием? Нет, я не знаю конечно как, но у нас в общагах универа (к счастью, мне там не пришлось жить, хоть к счастью и не по этой причине) телевизоров казённых не полагалось. Радио тоже, к слову.
    Обсуждать последние новости? Значит, привязать игру к конкретному временному промежутку (телефоны и компьютеры сюда же, кстати). Или какие широкие темы подразумевались?
    >Что любит эта героиня, чего хочет, как думает?
    Странно, у меня совершенно не возникало проблем с ответами на эти вопросы. Не с банальными, конечно (хлам-мишура типа "Ханако любит клубничные торты"), а с пониманием персонажа.
    >общая черта у всех местных девушек — они делают шаг первыми, несмотря на то, что не хотят этого делать всеми силами.
    Не помню подобного, вообще-то, но на всякий случай отмечу, что "Мальчик делает первый шаг" — это западный стереотип, в Японии как раз таки наоборот.

    >Выбор, собственно, мало на что влияет.
    Реалистичненько так.

    >Чай
    На самом деле за объяснением долго идти не надо. Игру делала толпа анонов с форчана; удивительно, что её вообще сделали, да к тому же выдержав один стиль, а вы ещё хотите кучу локаций? Скажите спасибо, что их и так вышло чуть ли не больше чем в средней "профессиональной" новелле — переиспользовать задники и локации в этом жанре очень сильно любят.
    Опять-таки, игра не об этом. Опять-таки, забываем, что за 10 часов пережили полный учебный год с кучей пропущенных деталей. Т.е. если на чаёк ходили три раза за год и все три раза нам показали, это не значит, что ходят каждый день. Классическая ошибка индукции.

    >Там я пытался думать и делать более скрупулёзный выбор реплик
    ...за что и поплатился. Довелось близко (если считать этот пост за такое) ознакомиться с прохождениями этой новеллы двух людей, и оба раза попытка "думать и выбирать" привела к этому эффекту. Что, имхо, абсолютно верно.
    Новеллы типа KS не "гриндят на контент", их проходят один раз, делая соответствующие своему душевному укладу выборы, переживают "свою" историю и закрывают.

    >Разрыв шаблонов!
    Таки очень странные шаблоны, но ладно, как скажешь.


    Общее впечатление от статьи:
    Автор пришёл "за контентом". Прочитать все руты и собрать полный CG. История не стала "его собственной", персонажей не вышло "прочувствовать"... Тогда как самое лучшее, что может сделать Katawa Shoujo — это дать возможность пережить допустимо реалистичный опыт в отдельном мирке, где нет мобильников, телевизоров и где ходят по выходным за два часа пить чай (метафорически, я помню, что выше уже пояснено). И не в последнюю очередь именно благодаря "скучному, обыденному" сюжету.
    Ну и даже просто читая контент допущена индукционная ошибка, благодаря которой сделаны скоропостижные не самые ровные выводы.

    То есть там, где надо было увидеть персонажей, автор увидел игру. Там, где ощутить личную причастность — ляпы в "книжности". Возможно, это просто реактанс (все говорят, что X хороший, а вот я им покажу, что на самом деле они все не могут быть правы и X на деле плохой), приведший к "рассмотрению под микроскопом" вместо "переживания истории".

    В копилочку обсуждения самой игры: есть мой обзор, где высказана изрядная доля мнения. Сейчас смотрю в сохранения и, кажется, у меня на рут (Ханако) ушло 20 часов. Притом читаю я очень быстро и сомневаюсь, что господин Лотус меня в этом "сделал", так что причина должна быть в другом...
    Ах да, я не знаю, что конкретно подразумевалось последним абзацем (и даже обидный он какой-то), но:
    • Хентайные сцены в общем понимании (рисованный секс) ЕСТЬ, но их мало и можно выключить в опциях; есть даже <спойлер>
    • Драма, потрясения и психологические дилеммы субъективно с моей точки зрения ЕСТЬ, но их, опять же, мало. Одна-две на рут;
    • Это самая "душевная", вызвавшая максимум эмоций и ощущения участия игра на моей памяти. Возможно, просто из-за того, что я люблю спойлеры и абсолютное большинство прочих игр с "эмоциональным ударом" так "обезвреживаю", не знаю. Но думаю, всё-таки отметить это стоит.

    P.S. Реактанс, как и огромная гора прочих biases, естественно свойственен человеческой психике, и не является чем-то плохим, в чём конкретный человек виноват и с чем обязан бороться. Лично я, например, чрезвычайно сильно страдаю от реактанса — и даже хотя мне удалось научиться не принимать необъективных убеждений чисто из-за него, эта гадость сильно портит мне впечатления от чего бы то ни было хвалёного/рекомендуемого.
    С другой стороны, от скольких попыток помыть мозги он меня спас?
    • 0Darya | 8 декабря 2015 г.
      тут столько много букаф, что стоило запилить отдельный пост.
      • 0SAXAHOID | 8 декабря 2015 г.
        Но у меня же есть отдельный пост... D:
        • 0Darya | 8 декабря 2015 г.
          То был обзор, а это мнение же... Или нет?
          • 0SAXAHOID | 8 декабря 2015 г.
            Это мнение на мнение, как когда-то сказал сам господин Лотус, и если это отдельным постом выводить, то начнётся полный бардак
            • 0Darya | 8 декабря 2015 г.
              Ответный пост на мнение!
    • 0ChevalierNoir | 8 декабря 2015 г.
      Жаль, что я не столь въедлив, как оратор выше (или просто безбожно ленив?). Но в целом я соглашусь практически со всем, что тут сказано.

      И таки да. Психолог в Ямако есть. Он косвенно упоминается довольно часто, просто как активного героя его не показывают.
      • 0SAXAHOID | 8 декабря 2015 г.
        ЧТД.
        Моё прохождение давно просто очень было, так что прощу прощения за подобные ошибки и забытые детали.
        Btw, надо ещё разок пройти... Hanako-chan ;~;
        • 0ChevalierNoir | 8 декабря 2015 г.
          Хех. Сам собираюсь. Раззадорили вы меня, товарищи.
  • 0Pache | 8 декабря 2015 г.
    Медсестру-мальчика зовут медбратом >""">

    Смысл игры собственно в том и есть, что это обычная жизнь с необычными людьми. То есть, как бы, как они могут жить нормально. Заниматься учёбой, принимать участие во всяких кружках и тому подобном.
    Мораль концовки с соседом Хисао совсем не в "правильных" людях. Смысл в том, что жуя сопли, Хисао так ничего толком и не сделал, за что, так сказать, и "поплатился". Ну и практический урок жизни - пить надо на земле, вдали от колюще-режущих. Да и вообще пить не надо ._.
    Авторов у игры больше одного точно - игру делали аноны-лигивоны с 4чана, до того как он стал раковником.

    Вот... Вообще, я советую вот этот сайт. Тут можно искать вн-ки по тегам и рейтингам, и скорее всего, это самый крупный сайт подобного толка. Насчёт крупнейших игр жанра не скажу, сама не очень в нём разбираюсь, однако в Steam недавно вышел Clannad - вроде бы одна из самых знаменитых новелл. Имейте только ввиду, что она огромная, а рисовка может оставлять много лучшего.
    А от себя могу порекомендовать Saya no Uta, моя первая новелла. В ней есть и потрясения, и открытия, и даже хентай и экшен. Как минимум, сюжет оригинален. А ещё оборзённые мной Analogue: A Hate Story и Hate Plus. Обе игры добавляют в процесс чтения интерактива за счёт подачи. Они обе, впрочем, тоже западные игры.
    • 0LotusBlade | 8 декабря 2015 г.
      Медсестру-мальчика зовут медбратом >""">
      Да, но именно в данной новелле его зовут медсестрой xD

      Nurse вообще не имеет гендерной отрисовки, но все привыкли, что Nurse это тётка, и википедия говорит, что соотношение девочек к мальчикам в этой области аж 19 к 1.
  • 0ChevalierNoir | 8 декабря 2015 г.
    Сам хотел написать мнение на эту ВН.

    Кстати, в данном посте пачка косяков, которые можно списать лишь на невнимательность или нелюбопытность автора. И на некоторую недопонимание ситуации, вероятно. Или предрассудки.

    И таки да, не медсестра - это вообще-то у нас называется "фельдшер".

    А в целом - плюсик. Еще одно мнение на эту игру в копилку сайта, если я не ошибаюсь, уже второе, верно? Вроде больше ни одна игра не может здесь похвастаться.

    P.S. Сделайте дисклеймер о спойлерах сюжета, ради Б-га.
    • 0LotusBlade | 8 декабря 2015 г.
      Это же новелла xD Любой обзор-мнение-*** новеллы есть спойлер, как и трейлеры фильмов.

      У новелл есть такое свойство, как и у книг — каждый читает по-своему и понимает иначе. Это не значит, что читатель неправ. Это означает, что он ощущал вот так...
      • 0ChevalierNoir | 8 декабря 2015 г.
        Оно есть у любого продукта культуры, раз на то пошло :)

        Про спойлеры я к чему: одно дело чуток представить сюжет, другое - раскрыть концовку целую. ЦЕЛУЮ КОНЦОВКУ, КАРЛ!