Небольшое исследование преемницы (так же пишут в наших СМИ) StarForce.

Что такое DRM?

Нелегальное использование данных - достаточно серьезная проблема. Разработчики, как правило, не горят желанием распространять продукт без защиты. Это якобы сказывается на продажах. Бороздящие пару-тройку торрентов пираты могли бы с легкостью скачать интересующие их игры, а вот разработчик и издатель бы не получили ни копейки с этого.

DRM или технические средства защиты авторских прав - это программные или программно-аппаратные средства, которые намеренно ограничивают возможные действия с данными в электронной форме, такие как просмотр или модификация файлов. Но это, вроде как, официальное определение. У противников DRM есть и другое: DRM - это ограничения, с помощью которых правообладатель навязывает пользователям свои правила. И в чем-то данное формулировка вернее. К примеру, для того, чтобы иметь возможность играть в одну игру на ПК и консолях - необходимо купить несколько копий, хотя куда удобнее было бы создать один общий аккаунт для этого.

Немного о StarForce и других DRM

Единого решения в вопросах защиты игр нет. Каждый год разработчики создают что-то новое, а пираты пытаются это новое взломать. Хотя стоит отметить интересный подход одной студии, которая высылает после покупки вами игры USB-ключ. Вот эту защиту не взломали. Правда, ждать посылку почтой, а особенно почтой России, - удовольствие сомнительное.

StarForce, пожалуй, получила негласный статус самой ненавистной DRM. Если игра получила данную защиту, то в любом обзоре это непременно указывали с почти обязательной припиской "StarForce не нужна" (утрирую, конечно же). Создала эту защиту русская компания Protection Technology. Поначалу ходили слухи о том, чтобы запретить эту DRM на западе. Якобы StarForce нарушает права пользователей и даже чем-то задевает правообладателей. Думается мне, что это из-за установки драйверов на привод, о которых пользователь не мог знать. Они устанавливались вместе с игрой (данное ухищрение должно было помочь решить проблему использования виртуальных приводов) и оставались в системе даже после удаления продукта. Но, так или иначе, число проданных лицензий на сегодняшний день составляет более шестидесяти миллионов копий, что довольно-таки большое число.

Как работает StarForce? Вам необходим ключ и диск с игрой (разумеется, исключительно лицензия). И чтобы игра запустилась, надо ввести ключ, а затем пройти проверку на подлинность диска в приводе (хотя в более поздних версиях от этого отошли). Частенько бывало так, что защита не могла считать данные с диска и выдавала сообщение об ошибке - из-за царапин на CD, например, а они обязательно возникали, ведь сам носитель информации непременно должен был находиться в приводе во время игровой сессии, что повышает износ. Из-за этого возникали вопросы по поводу порчи самих приводов, от которых Protection Technology методично отмахивались. Мол, наша DRM испортить что-либо не способна. И это на самом деле так. Но проблема заключалась в другом: в случае неверного считывания данных с диска пользователь лицезрел окошко с ошибкой, а если таких ошибок возникало много, то привод постепенно снижал скорость, чтобы повысить вероятность правильного считывания файлов (если диск изношен - иногда помогает). То есть скорость считывания неминуемо падает, пользователь рано или поздно это замечает и начинает винить во всех бедах StarForce.

SafeDisk много негативных отзывов не сыскал. Данная DRM должна была защищать диски от копирования, но она не представляет особых трудностей в взломе. Однако более поздние версии могут потребовать определенные приводы, которые способны записать некоторые файлы, характерные для SafeDisk.

DAEMON Tools или Alcohol 120% позволяли создавать виртуальные диски и тем самым обходить защиту. Но последние версии SafeDisk от этого защищены. Ну и нельзя не сказать о том, что и эта DRM устанавливает свой драйвер для привода без предупреждения. То есть, фактически, также нарушает права пользователей, о чем как-то умалчивали.

SecuRom был разработан компанией Sony DADC AG, которая до этого занималась распространением CD. Особой известности на территории России и стран СНГ не получила. Различные игровые журналы частенько хаяли SecuRom за то, что ее взламывают слишком быстро и смысла в защите игр просто нет... Таким образом делая неплохую рекламу StarForce, к которой на Западе относились пренебрежительно (вспоминаем про права пользователей).

И эта защита была взломана. Причем ее хакеры любят больше всего. Кряки появляются в сети через пару дней после релиза игры - и это в худшем случае. Бывало, что взломанная версия заливалась на трекеры спустя несколько часов после появления лицензии в магазинах. Бывали случаи, когда игры на торрентах выкладывали и за несколько дней до появления в магазинах.

Разумеется, SecuRom всячески обновлялся. Sony DADC AG стремилась к тому, чтобы её систему было сложнее взломать (что логично). Но, как водится, за это компания требовала денег с издателя. Если взять GTA IV, то, получив солидную сумму денег с Take Two, Sony DADC AG сделала такую защиту, что игру... Все равно взломали. Да, были пьяные камеры и движение вперед, была защита программного кода и даже файлы в игре нельзя было переименовывать, а GTA IV все равно взломана.

Дальше - больше. Набив серьезную шишку на детище Rockstar, создатели SecuRom пришли к вовсе гениальной идее - ограниченное число установок. Вспомните Arkham City. Да, там такое было. То есть, если вы переустановили систему или же поменяли что-то в компьютере, придется активировать игру заново. А когда число установок кончится - купить новую лицензию.

В итоге сотрудников Sony DADC AG поувольняли, но долго безработными они не проходили. Следующей остановкой стала новая защита в рядах новой компании. И дальше уже только о Denuvo Anti-Tamper.

Появление "сверхсложной" защиты

Сначала появился сайт. Никто еще не знал о том, что такое Denuvo Anti-Tamper, но создать свой сайт - дело первостепенной важности (а иначе никто не узнает и никто не купит лицензию). Проработав недолгое время, он благополучно упал на почти целый месяц. Причин не раскрывают, но скорее всего это были ошибки в коде. Хотя есть и теории, будто сайт "уронили" хакеры или пользователи, которые сами того не желая устроили DDoS-атаку.

Потом появилась информация о том, что Denuvo будет использоваться в FIFA 15 и Lords of the Fallen. В первые дни после релиза этих игр на торрентах стали ждать кряка. Но время шло, взломанной игры все не было и не было, а релиз-группы упорно молчали и не желали говорить о прогрессе во взломе Anti-Tamper. Разработчики Denuvo после этого заметили, что защита-то работает и поди попробуй ее взломай. Да и не получится у вас все равно. В результате, сами того не желая (хотя скорее всего желая), создатели Anti-Tamper создали для своего продукта неплохую рекламу.

На самом деле, не совсем верно называть саму защиту "Denuvo" (это компания, её разработавшая). Полное правильное название - Denuvo Anti-Tamper. Но сокращение до первого слова используется практически везде (и я тоже так делала) — другими продуктами Denuvo пока не прославились. Так что...

Далее идею "суперсложной DRM" подхватили СМИ и стали всячески ее распространять. Обратите внимание, что статьи, датируемые октябрем или ноябрем прошлого года, называют Denuvo "непробиваемой" или "сверхсложной". А по сути-то времени прошло всего-ничего. Так и сформировался образ преемницы StarForce (хотя на самом деле все иначе).

DRM или защита DRM?

Что ж, во многих интернет-источниках Denuvo фигурирует исключительно как DRM, которая служит для защиты от взлома игр. На самом ли деле так? Компания-разработчик Anti-Tamper не раз говорила в своих интервью о том, что их продукт - это не защита игры, а защита DRM (телохранитель телохранителя).

То есть фактически, Denuvo защищает от взлома не саму игру, а установленную в нее DRM. А дальше уже зависит от того, какую лицензию купила компания-издатель.

Denuvo и SSD

Быть преемницей StarForce непросто. Нужно не только обладать почти непробиваемой защитой от взлома, но еще и споры вокруг себя подымать. Вот и тут возник достаточно интересный вопрос. Принцип работы Denuvo достаточно сложен - проще будет сказать, что защита с завидным постоянством переносит файлы игры то в оперативную память то на жесткий диск. И делает это DRM не раз в несколько минут. В течение часа Denuvo перебрасывает часть кода туда-сюда 150 тысяч раз. А эта частичка кода находится в одном блоке памяти. В результате, блок легко может выйти из строя.

Но разработчики Denuvo оказались не так просты и признавать, что их защита постоянно декодирует и зашифровывает код игры, отказались. Более того, они провели исследование, на которое пригласили журналистов, чтобы последние убедились в безопасности Denuvo Anti-Tamper для SSD. И да, в ходе исследования выяснилось, что защита вреда не наносит. И да, это даже на телевидении показывали.

Но те результаты не приняли сами пользователи. Они самостоятельно провели эксперимент, который показал, что примерно за 40 минут игровой сессии, игра провела операций на 30 с небольшим гигабайт, что очень и очень много. Конечно, это не поломает ваш SSD, но заметно поизносит.

Остается только догадываться, почему разработчики Denuvo говорили о том, что их система защиты не используют подобный алгоритм, когда DRM постоянно оперируют частичками кода игры. На сайте Denuvo сейчас даже есть несколько строчек, где говорится, что защита никак не повлияет на ваш жесткий диск, да и данные она не кодирует и декодирует. Да, это написано в самом низу сайта и таким шрифтом, что сложно не увидеть.

Взлом

Слишком много разговоров о "пуленепробиваемости" Denuvo заставили довольно активно работать и взломщиков. Первые версии защиты "разбирали" всего за 15 дней. Для сравнения - Splinter Cell: Chaos Theory со StarForce продержался аж целых 422 дня. Но кряков предстояло ждать достаточно долго.

Затем поползли слухи о том, что некоторые компании специально финансируют взлом Denuvo, создавая тем самым еще большую рекламу этому продукту. Говорили и о том (сайт The Dark Side Of Gaming в особенности), что за всем этим стоит Ubisoft. Якобы Denuvo повлияло на продажи Unity. Спорное утверждение, практически ничем не связанное. Да, там были слова некого источника, но он пожелал остаться анонимным, так что говорить о правдивости его слов довольно сложно. Тем более, что в словах анонима приводится сравнение двух абсолютно разных игр.

Но слова и видеодоказательства со взломом Denuvo до недавнего времени были практически пустым местом. Лишь в конце июля в сети появились кряки для Lords of the Fallen. Теперь разработчики Denuvo не бросались словами - они были вынуждены признать, что любая игра даже с самой совершенной защитой рано или поздно будет взломана.

Хакеры из 3DM обмолвились парой словечек о принципе работы Denuvo - как оказалось, защита использует-таки шифрование, требующее криптографические ключи, которые, в свою очередь, уникальны для каждого пользователя. Более того, эти ключи - одноразовые (каждый запуск - новый ключ), что мешало 3DM "разобраться" с этой DRM.

Кроме этого, товарищи из Китая полностью убрали защиту из взламываемых версий игр. То есть, пиратская копия никак не повредит жесткому диску вашего компьютера (совсем не реклама пиратской продукции).

Выводы

Что ж, несмотря на огромную шумиху вокруг Denuvo (подогреваемую всеми, кому не лень), эта защита так и не стала серьезным препятствием для пиратов. Да, кряков пришлось ждать долго, но никак не целый год или два.

Более того, разработчики Lords of the Fallen сказали, что Denuvo заметно снижает производительность в их игре (это не наш продукт неоптимизированный, это DRM мешает). Кроме этого стоит обратить внимание и на список игр, которые используют Denuvo. И как-то хиленькие шесть наименований не внушают доверия. Просто предположим, что защита эта - штука восхитительная и невзламываемая (хотя последний пункт можно теперь и убрать), так почему же ее не используют другие разработчики? Возможно, вопрос в цене лицензии, а возможно, и в чем-то другом (точно не в проблемах с SSD)

Подытожив, скажу, что Denuvo - это обычная защита, только вот разработчики и новостные сайты раздули из нее настоящего монстра для пиратов (на самом-то деле Моська).

Спасибо за внимание!
Комментарии
  • 2Nord | 15 августа 2015 г.
    Что ж... Я начинаю видеть всё больше и больше годноты на сайте. Или просто за последние дни пошли такие статьи, что даже я не могу их не прочитать?
  • 1Pache | 16 августа 2015 г.
    Это, конечно, слухи, но нельзя не отрицать, что подкуп со стороны издателей/самой Denuvo может иметь место. Почему я считаю это правдой?
    1) В данное время суровые защиты могут позволить себе "крутые" игры от "крутых" издателей. Как продаются "крутые" игры? Основной вал продаж приходится на первые дни релиза. Когда, к примеру, 80% ЦА купили игру, свои денежки издатели уже заработали, и травка может дальше не расти - тогда истекает договор с хакерами, и те выкатывают кряки.
    2) Как видно из статьи, основная часть хайпа вокруг Денуво поднята сми, и, скорее всего, искусственно. Было бы плохо если бы кто-то слишком резво всё сломал, верно? Если уж подкупать журналюг, то и хакеров можно заодно.
    • 0Darya | 16 августа 2015 г.
      Но откуда у компании на это деньги? С продаж лицензий они много получить не смогут (игр-то с Denuvo всего-ничего), а тут надо и СМИ подкупить, и крупные компании в разборки втянуть, и хакерам на лапу, чтобы те не торопились.
      • 0Pache | 17 августа 2015 г.
        Вы сами ответили на этот вопрос в статье - есть слухи о связи с Ubisoft. Я не говорила, что платят Denuvo - платят издатели, за всё. Почему бы и нет? Я не думаю, что подкуп противника (хакеров) как тактика повышения продаж в первые дни релиза не пришла им в голову.
        Пойду даже дальше и скажу, что может быть, Денуво - это объединённый проект нескольких издателей по созданию красивого громкого бренда. Их план мог бы быть таковым:
        1) "Основатели" Денуво сотворяют эту фирму. Задача перед ними простая - соорудить что-то навороченное, что Вася-программист с дизассемблером просто так не сломает.
        2) "Основатели" же начинают использовать защиту на своих играх и вовсю хвастаются результатами. На этом этапе подкупаются все возможные хакерские группы, чтобы никто точно не испортил шумиху.
        3) Когда остальные издатели видят, какая эта защита крутая, её начинают ставить везде. Ввиду повышенного спроса Денуво резко поднимает цены и начинает грести деньги лопатами.
        4) Это уже послевкусие - после оговоренного срока давности хакеры начинают выкатывать кряки на игры, всеми давно забытые. Проплаченные в полную лояльность СМИ не поднимают от этого шумиху, а даже если кто-то что-то говорит - "ололо, идеальной защиты нет". Пользователи думают что хотят, а издатели знают, что их игры защищены тогда, когда им надо, а дальше хоть трава не расти.

        Зачем страдать такой околесицей с какой-то подставной фирмой вообще-то? А я вам отвечу, зачем. Последний тренд западной индустрии видеоигр - гиперлояльность в сторону корпораций (ну, с этим в США вообще проблемы, не только в данной области). Пользователям надо дать ещё одну корпорацию, которую они сами, за бесплатно, станут защищать и платить за добро просто чтобы показать, какие они защитнички. Раньше это не взлетало, ибо компьютеры были слабенькие, пользователь был умный относительно, и мог сложить два и два. Сейчас же основному потребителю можно что угодно внушить, даже, извиняюсь, игрушку сексуального характера в одном месте, и он рад будет, и добавки просить. Главное, заметно не гадить, диски не царапать там.
  • 1LotusBlade | 16 августа 2015 г.
    Я вообще не вижу смысла в пиратской защите. Если игра подозрительная, то я её не куплю, пока не потестирую пиратку. Нет пиратки = пропускаю игру. Кто хочет реальную защиту, делает онлайн сервера, как в Диабло 3 на ПК — никакого взлома, 0,00% пиратства.
  • 1BlinkRaven | 16 августа 2015 г.
    Скажем так. Помню начало появления различных видов защиты и не только ПО-защиты.
    АХТУНГ, далее будет очень много текста, т.к. вспомнил кучу веселых вещей из прошлого.
    Изначально, защиту ставила старая добрая Sony, ещё на первой PS. Сама консоль имела ныне известную региональную блокировку, которая убивалась выпаиванием чипа из консоли (спустя пару месяцев с первых продаж эту фичу поставили на конвеер, и взломанная Сонька стала доступной для обычных простолюдинов даже в России). Позже, когда об этом стало всем известно, некоторые разрабы стали развлекаться и добавлять пасхалки в игры. Тот же Metal gear Solid таким образом "портил" сохранения, а некоторые части Final Fantasy просто напросто беспорядочно требовали смену диска (в случае попытки запуска оригинального диска на взломанной консоли, т.к. регионы различались и какой-то мини-код на одном из дисков это детектил).
    Позже появился тот самый StarForce, который действительно ставил свой драйвер вместе с установкой "защиты", первой ласточкой беспокойства был STALKER:тени Чернобыля, там все доходило до абсурда. А в приквеле вообще из-за сбоев защиты игра на некоторое время даже переставала требовать диск (сам помню, что так срабатывало до следующего "зеленого жука", т.е. через раз).
    Далее, новая и убогая система защиты DRM от Ubisoft, которая была "абсолютно не взламываемой", но при этом требовала постоянного подключения к интернету, больше раздражала ввиду тогдашнего плохого подключения, и игра превращалась в эдакий симулятор ожидания соединения с сервером(в итоге на каждые 10 минут игры приходилось по 20-30 минут ожидания соединения). Далее я стал активно пользоваться стимом, и почувствовал себя "свободным". Самая легкая активация дисковых копий игры в 3 клика-это было божественно. Позже я вообще перестал брать дисковые копии, покупать прямо через стим было выгодно и удобно, благо имелась карточка банковская для более удобной оплаты.
    Ныне, я не вижу вообще смысла в какой-либо защите от пиратства, кроме как постоянной игры в онлайн. Именно поэтому сейчас выходят в 90% случаев онлайновые проекты, что защищает издателей от потерь прибыли, да и ещё дает возможность последующего "улучшения"(клепания заплаток) своих проектов, таким образом растягивая планку получения прибыли на высоком уровне как можно дольше.
    После первой презентации PS4 я вообще почти аплодировал стоя Sony, когда они сообщили, что отказываются от какой либо DRM, и просто хитро делают-играйте в любые игры, даже в пиратку, но для игры в мультиплеер оформите подписку (благо в те времена она была очень даже дешевая). Т.е. проверки игры на пиратскую копию вообще нету, можно спокойно играть в оффлайне и благодарить Sony за такой красивый ход.
  • 0Forest_Swamp | 15 августа 2015 г.
    Да, кряков пришлось ждать долго, но никак не целый год или два. - Лорды уже сломали или для них кряк будет ожидаться не целый год и не два?
    • 0Darya | 15 августа 2015 г.
      Там в прошедшем времени написано же.
      • 0Forest_Swamp | 15 августа 2015 г.
        Поэтому и уточняю, что написано в прошедшем времени.
        • 0Darya | 15 августа 2015 г.
          Эм... Не поняла.

          >Да, кряков пришлось ждать долго, но никак не целый год или два. - это означает, что они уже есть, но их не пришлось ждать 365 дней. Что там уточнять?
          • 0Forest_Swamp | 15 августа 2015 г.
            Уточнять именно о лордах, потому что я не слышал о том, чтобы их сломали. Это и уточняю.
            • 0Nord | 15 августа 2015 г.
              Их сломали. Буквально пару дней (ну с неделю) назад. Где-то на сайте писали об этом. Тогда я и узнал/скачал/поиграл.
              • 0Forest_Swamp | 15 августа 2015 г.
                Если поиграл, тогда верю.
            • 0Darya | 15 августа 2015 г.
              Там вообще не шло речи о лордах.
              • 0Forest_Swamp | 15 августа 2015 г.
                "Но слова и видеодоказательства со взломом Denuvo до недавнего времени были практически пустым местом. Лишь в конце июля в сети появились кряки для Lords of the Fallen."
                • 0Darya | 15 августа 2015 г.
                  Я вообще ничего не понимаю. Ты вырвал две фразы с разных абзацев о разных вещах.

                  И в последней вырванной уже говорится, что в сети есть кряки. Какие год или два? Что уточнять?
                  • 0Forest_Swamp | 15 августа 2015 г.
                    Nord уже ответил, так что можно не обсуждать эту тему.
                  • 0BlinkRaven | 16 августа 2015 г.
                    На этом сайте в комментах часто творится полная ахинея, когда вот так вот взяли и вырвали 2 фразы из разных абзацев, и потом соединили, призвав страшного демона Срача.
                    • 0Forest_Swamp | 16 августа 2015 г.
                      Это если собеседник не понимает, то да, ахинея. Но если он понял и дал ответ, то все проще.
                      • 0BlinkRaven | 16 августа 2015 г.
                        Я часто вижу, обратную картину: собеседник, который понял, что ты от него хотел, начинает гнать ещё большую ахинею, и начинают подключаться сторонние люди, которые не знают, о чем речь, т.к. основная мысль ушла ещё дальше начального значения.
                        • 0Forest_Swamp | 16 августа 2015 г.
                          Вывод: не нужно встревать в разговор понятых друг друга собеседников.
                          • 0Darya | 16 августа 2015 г.
                            К слову, я так и не поняла твоего вопроса. Зачем его задавать, если ответ был выше по тексту?

                            И ты его даже потом в комментарии воткнул.
                            • 0Forest_Swamp | 16 августа 2015 г.
                              Мне нужны были доказательства, что игру действительно ломанули. Доказательствами для меня послушили слова Nord'a, который лично играл в ломаную версию.
                              • 0Dark_Kraken | 16 августа 2015 г.
                                Если бы ты не выпилился из конфы, то знал бы уже, что игру ломанули. Мы с ребятами обсуждали это. Но ты ведь теперь сам по себе. Нахрен тебе нужные такие простолюдины как мы, верно?
                                • 0Forest_Swamp | 16 августа 2015 г.
                                  Нахрен тебе нужные такие простолюдины как мы - печально, что вы так думаете, не зная сути.
                                  • 0LotusBlade | 16 августа 2015 г.
                                    Ребятки, вы, походе, не все правила знаете:
                                    1) Виноваты всегда вы;
                                    2) Если собеседник не принял свою вину, то он несёт ахинею;
                                    3) Если собеседник смирился, то всё проще;
                                    4) Если вы думаете не так, всё с вами ясно и печально.

                                    Свод этих правил защищён куда лучше всяких Denuvo и StarForce, так что не пытайтесь их оспорить. Встревать в разговор между человеком и его уверенностью — бесполезно.
                                    • 0BlinkRaven | 16 августа 2015 г.
                                      Немного упрощу этот свод правил: 2,3,4 пункты - смотри пункт 1. :D
                                    • 0Forest_Swamp | 16 августа 2015 г.
                                      Если собеседник не принял свою вину, то он несёт ахинею; - странно это читать от тебя самого, но ок.
                                    • Свернуть ветку
                          • Свернуть ветку
                        • 0Usernm | 16 августа 2015 г.
                          Вывод: не нужно комментировать написаное вообще. :)
                • Свернуть ветку
    • 0Nord | 15 августа 2015 г.
      Я уже играл. Неплохо, кстати.
  • 0The_Red_Borsch | 12 января 2016 г.
    Двумя словами: форк Securom 7.