Каждый геймер в своё время задумывался о том, какой должна быть идеальная игра. Но по правде говоря, нельзя сделать в рамках одного жанра что-то настолько классное, чтобы понравилось всем... А вот мультижанр всё продолжает удивлять своими невообразимыми комбинациями геймплея.

Несомненно, писать обзор Stardew Valley чрезвычайно сложно. Это всё равно что совместить объём информации The Binding of Isaac, Space Rangers 2 и King's Bounty. Представьте себе симулятор фермы, который вышел далеко за обычные рамки 'посади картошку и продай на рынке'. Представьте помесь квеста, симулятора свиданий, фермы, RPG, стратегии и эксплорации. Одни только поджанры перечислить — уже проблематично. Лучше всего описать этот проект, как кубик с сотней граней, каждая из которых соответствует отдельной мини-игре. При этом целостность истории ни на секунду не нарушается, что бы вы не делали.

Это ферма

Начинается всё с малого — кастомизируете внешность героя, выбираете пол и имя, а затем отправляетесь искать лучшее место в жизни. Выжить в современном мире сложно, но когда тебе в наследство переходит ферма, где-то в глуши, почему-бы не испытать удачу? Вот только после переезда на новое место жительства становится ясно, что в отличие от города в маленьком посёлке приходится работать в поте лица с утра до тёмной ночи, активно общаться с местным населением, да и вообще всячески участвовать в разных мероприятиях. Вы думаете засаживать огороды скучно и уныло? Не тут-то было! Stardew Valley делает первый шаг очень комплексно и уверенно. Хочешь, займись выращиванием фруктов и овощей... Но тогда выбирай, либо сфокусировать внимание на быстрорастущих культурах (одноразовых), либо на более длительной перспективе, но приносящей плоды с завидной периодичностью. Как и полагается, за грядками нужен полноценный уход: ежедневный полив водой, защита от ворон, а так же оборона от животных. Дай только курам доступ на ближайший огород — всё склюют.

Энергия является основным параметром героя. Если вы устанете, то начнёте медленно передвигаться, а если переработаете — вовсе свалитесь с ног. Такие заскоки чреваты попаданием в больницу и лишними расходами на лечение, поэтому следует осторожнее относиться к показателю выносливости. К счастью, есть и пить тут не нужно для выживания, но делать это всё равно полезно, так как силушки сразу же прибавится. Ну а схарчить можно почти всё, что плохо лежит: дико растущий лук, всевозможные ягоды, собственно выращенные фрукты и овощи, рыбу и т.д. Главное соотносить пользу от массового поедания, ведь можно банально лечь спать, пропустить остаток дня, а утром встать полностью готовым к новым приключениям. Да, по большей части именно энергия является местной ахиллесовой пятой. Если сесть играть с утра, то придётся звать кого-нибудь на помощь, чтобы оторвали от стула, настолько уж затягивает. Хочется постоянно сходить в ещё одно место, сорвать одну последнюю ягоду и срубить вон-то мешающее дерево. И это никогда не заканчивается... Ещё, ещё и ещё.

В действительности, не обязательно заниматься одним лишь огородом. Можно вообще ходить по лесу и собирать дикие растения, можно спуститься в шахту и долбить руду, сражаясь с монстрами, а можно дни напролёт ловить рыбу и продавать на рынке. Способов заработать деньги — уйма. Местные НПС-ы всегда готовы выдать вам свеженькое задание или запрячь на некую работёнку, которая обучит новому рецепту крафта или наградит полезной техникой. Ну а что, ведь майонез не сделать без майонезницы, руду не переплавить в слитки на костре, а готовка блюд требует строительство полноценной кухни. Но начинать придётся с малого: брать топор в руки и рубить лес, киркой долбить камни, а сапой землю — пока карманы не забьются полезным лутом. Каждое действие приносит герою опыт, что прокачивает уровни мастерства в той или иной области. Вчера уработали пол леса? Вот вам рецепт шоколадки из 'зёрен деревьев'. Высадили гектар кукурузы? Держите схему автоматической поливалки.

Это квест

Игра может быть интересной, но как быть с продолжительностью? О, хорошо, что вы спросили. Stardew Valley основательно подготовилась в плане стимуляции геймера различными достижениями. Хочешь выигрывать на местных фестивалях — тесно общайся с жителями, дари подарки и поздравляй на дни рождения. Хочешь купить экипировку — сначала заработай звание достойного борца с монстрами в местной гильдии охотников. Хочешь улучшить инструменты — принеси кузнецу деньги, слитки и, собственно, инструменты, ведь ничего не происходит за одну секунду... Строительство амбаров и силосов отнимает около недели, да и нанесение слоя металла на твою кирку займёт пару деньков времени. А пока ты ждёшь, можешь занять себя побочными интересностями. К примеру, сходи в сельскую сауну и попариться, чтобы восстановить энергию. Или отправиться на пляж собирать ракушки. Или ещё лучше — попытаться попасть на аудиенцию к настоящему магу. Да, такое тоже есть.

Все действия открываются постепенно, так что никто не набрасывается на тебя с градом запросов и предложений. Если честно, спустя часов 20 игры я уже ощущаю, что прожил в Stardew Valley целую жизнь, которая, по факту, едва только началась. Каждый день открываешь что-то новое. Например, с наступлением новых сезонов меняются не только продаваемые в магазинах товары — все культуры на огороде высыхают... Потому что не сезон, видите ли. А значит, нужно планировать наперёд. Некое дерево дозревает целый месяц, при этом плодоносит только, скажем, осенью. Значит, купить его и посадить нужно ещё с весны. Да, календарь тут странноват, всего 28 дней в месяце и четыре месяца в году. Но это будет очень длинной год, уж поверьте. Каждый день пытаешься выполнить целую кучу задач, ведь те или иные магазины могут быть сегодня закрыты или работать лишь в определённое время дня. Само собой, бар подходит ночной жизни, а кузнец работает только днём. В целом городок насчитывает около 30-и персонажей со своими чертами характера, функциями и возможностями. Они — не тупые мёртвые сгустки пикселей, а реально живущие пиксели! Ходят, работают, общаются, отдыхают — всё как в жизни.

Если продвигаться по основному сюжету, тебе открывается заброшенное здание сельсовета. Там есть специальные квестовые плиты, куда можно сносить ресурсы, чтобы открывать особые награды. Это немного похоже на сбор коллекций в онлайн играх. К примеру, первая плита состоит из шести заданий, сконцентрированных на зерновых культурах. Вот, принесёшь перец, виноград и специю — получишь пакет летних семян. А за брёвна и доски тебе выделят полезную машину для добычи угля. Но далеко не всё так просто собрать. Та же самая рыба водится в каждой речке своя, да ещё и зависит от поры года, времени суток, погоды и удочки в руках. При этом можно подыскать подходящую наживку и крючок. А если повезёт, и сегодня духи будут благосклонны, появится целый рыбный косяк посреди пруда. Останется только закинуть поплавок в цель. И да, без хорошей подготовки и меткого глаза некоторые мини-игры могут оказаться очень даже сложными. Рыба сама в руки не пойдёт — придётся её тащить, подсекать, да ещё и ближайший сундук сокровищ заодно пытаться вытащить. Все артефакты древности и загадочные руды лучше всего сразу тащить в музей. Не так давно тот обворовали, поэтому за экспонат сойдёт всё подряд. Награда, конечно же, причитается. Это могут быть различные декоративные элементы для дома (мебель, картины), а может быть и пакет редких семян.


Это ещё не конец

Когда тебе кажется, что всё уже изучил, вдруг, открывается новая возможность или механика. Чтобы начать добывать те же яйца, ещё нужно расчистить территорию от сорняков и камней, затем заказать строительство курятника у архитектора, купить животных на ближайшем ранчо, а потом ещё и постоянно их кормить. А зимой им будет холодно — ищи обходной путь. А зимой не растёт пшеница для корма — снова ищи обходной путь. А летом дождей почти не бывает — ну, вы поняли. Если же справляться одному совсем невмоготу — пытаемся расположить к себе одного из жителей, в интимном плане. Ну да, свадьба, дети, все дела. Иногда даже не верится, что в игру уровня Game Maker умудрился запихнуть столько контента один единственный человек. И я бы не сказал, что это ранний доступ или сырая недоделка — всё работает, всё вертится. Цена Stardew Valley полностью соответствует начинке, так что вряд ли вы будете жалеть потраченные средства. Да и отзывы показали высокую планку положительности.

Но если честно, контент тут использует стиль 'rocket-jump', это когда в первые часов 30 тебя, фактически, водят по кругу, подкидывая порции нового геймплея, вот только старый остаётся позади, незавершенным и скучным. Полюбить игру можно очень быстро, но эта любовь с каждым пучком в 10 часов становится всё больше похожа на ненависть. Спустя пару внутренних месяцев опять тратить кучу реальных часов на добычу дерева и камней уже не так весело. Да и ежедневный полив огорода может убить много нервов, ведь ещё нужно лейку постоянно перезаряжать водой, скрафтить пугало для каждого небольшого участка земли, починить сломавшийся за ночь забор и выкорчевать очередные случайно выросшие сорняки. Рутина, господа, рутина. Вероятно, это первая на моей памяти игра, которая настолько качественно симулирует мультяшную жизнь. Тут не получится зайти на часок и просто насладиться, о нет, вы будете пахать по 10-15 часов в сутки и просить добавки, словно наркоман. Хорошо ли это? Ну, кому как.

С точки зрения графики игра выполнена в приятном глазу пиксельном стиле, да ещё и хорошенько заряжена анимацией, декорациями и другими отвлекающими штуками. Тут тебе и движение туч, и дождь, гром и молнии, а ещё ночные завывания непонятного происхождения и неумолимые возможности по декорированию. Хочется и дорожку проложить, и забор всунуть, где нужно и не нужно, и пару статуй расставить. Нет, это действительно никогда не заканчивается. Вот только удобства, к сожалению, есть далеко не везде. В инвентарях сундуков всё складируется скопом, удочка любит активироваться где-попало (в том числе посреди грядок), а не вооружившись инструментом даже поспать не получится. У разработчика уйдёт около полу года на исправление всех недоработок и дыр баланса, но всё же хочется порекомендовать Stardew Valley даже в таком виде.

Выводы

В общем, любители брать все достижения и исследовать каждый дюйм пространства будут в полном восторге. Они потеряют много килограмм веса и может даже сами пару раз очутятся на грани изнеможения. Но в первый час ознакомления можно столкнуться с непониманием процесса, так как обучения тут нет, а некоторые вещи совершенно не очевидны. Ещё приходится запоминать, где живут персонажи, где бывают и что умеют. Это часто пригодится в корыстных целях. Да, кстати, есть тут и антагонист, куда же без него. Злобная корпорация скупает землю за гроши и продвигает свои гипермаркеты. Вот только в эту секцию я пока не лез, опасаюсь за последствия. Ладно, мне уже пора поливать виноград, хотя игра и не работает в выключенном состоянии, но чувствую, что точно пора.
Комментарии
  • Комментов пока нет.