Говард Филлипс Лавкрафт (будь он, конечно, жив) подивился бы своей популярности в веке двадцать первом: тут и одноимённый Call of Cthulhu, и Eldritch, и недавний The Vanishing of Ethan Carter… Но особняком ото всех стоит дилогия приключений Darkness Within, выпущенная турецкой студией Zoetrope Interactive: играя в этот панорамный квест, иногда ловишь себя на мысли, что если бы американский писатель вдруг восстал из мира мёртвых и вплотную занялся геймдевом, то сам сделал бы нечто подобное.

Darkness Within: In Pursuit of Loath Nolder вышла в 2007 году и получила неплохие оценки у прессы. Несмотря на это, жанр 'квест’ уже тогда находился в глубокой стагнации, поэтому игру мало кто заметил. Пожалуй, не заметил бы и я, если бы не один известный ныне летсплеер на Youtube (не будем называть имен и никнеймов), который полностью прошёл её на своём канале. Это было нечто поистине волшебное, прохождение смотрелось на одном дыхании, прямо как хорошее кино.



Прекрасно понимая, что воспоминания могут разительно отличаться от действительности, я не стал сам проходить игру (мало ли). И вот тринадцатого ноября вышло переиздание в Steam – с улучшенными разрешением и графикой. "Хорошо, хорошо, уговорили",- подумал я и нажал зелёненькую кнопку ‘в корзину’…

Вообще, разработчики этой игры очень смелые люди - не многие рискуют замахиваться на воссоздание той самой, лавкрафтианской атмосферы, а кто замахивается - терпит крах: игры, перечисленные в начале, ни на йоту не приблизились к тому самому духу, некогда созданному родоначальником мифов Ктулху. Так вот, произведение Zoetrope Interactive - напротив, эталон той самой атмосферы, которая чудесным образом была воплощена в программном коде. На неё тут работает буквально всё: обстановка, музыка, история…



Сила игры – в единстве её элементов. Всё вместе в ней смотрится просто идеально. Но стоит вытащить какую-то деталь из гармоничной конструкции и начать разглядывать его под лупой, как волшебство начинает рушиться. Сюжет, к примеру, оказывается не столь замечательным; проще говоря, он – банален. Всё повествование крутится вокруг расследования убийства некоего Кларка Филда - богатого любителя оккультных наук, а главным подозреваемым считается детектив, имя которого разработчики почётно вынесли в подзаголовок игры - Лоус Нолдер. По ходу игры я не единожды терял нить повествования; персонажи проработаны слабо – точнее, их тут как бы и нет, ведь во время вашего расследования вы встретите лишь одного человека. Но побудем немного оптимистами и представим, что стакан наполовину полон, а не пуст – чувство одиночества держит в напряжении до самого конца, ожидаешь какого-нибудь подвоха, скримера… Но разработчики делают ставку не на примитивизм, а действуют более тонко и оставляют вас наедине хоть и с заурядным, но не безынтересным сюжетом, который не претендует на гениальность, а просто хорошо вписывается в общую картину происходящего на экране.

Пройдёмся по механике: игра, как я и сказал вначале, представляет собой типичный панорамный квест со всеми вытекающими. То есть игрок, посредством левой кнопки мыши, перемещается между статичными (хоть и красивыми) экранами. Кому-то такой подход может прийтись не по нраву, но что есть, то есть.

Зато игра должна прийтись по вкусу книголюбам – поэтому если вы любите книги, то Darkness Within просто-таки создана для вас, ибо читать тут придётся много и со вкусом. Причём не просто читать, но и работать с текстами: Говард (да, даже в имени главного героя содержится недвусмысленная аллюзия) берёт в руки красный маркер и подчёркивает важные фрагменты, позволяющие пролить свет на расследуемое дело. Только первые раз пять это занятие выглядит интересно, а вот раз на десятый уже задумываешься: "На кой мне это надо" - и начинаешь подчёркивать всё подряд, в надежде случайно найти необходимое слово. К счастью, заветная кнопка подсказки (но только на ‘стандартном’ уровне сложности) всегда к вашим услугам.



Но подсказки, к сожалению, в Darkness Within не всесильны: против насущной проблемы жанра квестов (то бишь пиксель-хантинга) - не спасают даже они. Порой оказываешься в тупике и не знаешь, что и делать; совершенно же не смешно становится, когда обнаруживаешь после двух часов мытарств предмет, который нужен для продвижения по сюжету, в малозаметном, тёмном углу. Кстати, о тьме – в переиздании это теперь не одно только слово в названии игры. С новыми опциями, улучшающими графику, Darkness Within стала заметно темнее, так что поиск нужного предмета превращается в настоящую головную боль. Иногда доходит до смешного: приходится отключать все графические навороты, чтобы увидеть какой-нибудь малозаметный люк в полу. Но стоит отдать разработчикам должное – игра после включения всяких шейдеров и частиц смотрится намного круче и, если так можно выразиться, ‘атмосфернее’.



Кроме того, Говард в своём инвентаре, как в каком-нибудь новомодном Sherlock Holmes: Crimes & Punishments, может комбинировать мысли, суждения и улики. Конечно, графически всё это тут реализовано намного беднее, но давайте сделаем скидку на возраст – Darkness Within стукнуло уже семь лет.



Но, даже несмотря на почтенные годы, понимаешь, что достойного конкурента у игры попросту нет. Последняя хоррор-адвенчура, в которой, по какому-то недоразумению, мелькали ссылки на Лавкрафта (видимо, у хорватов довольно превратные представления о мастере ужасов) – это The Vanishing of Ethan Carter, но она и в подмётки не годится Darkness Within. У творения Zoetrope Interactive есть связная история, есть та самая атмосфера, есть стиль, наконец! Второго такого приключения просто не найти. Хотя нет, вру. Совсем скоро оно появится в стиме (цитирую одного из разработчиков – ‘через пару недель’), и имя ему Darkness Within 2: The Dark Lineage. Переиздание на сей раз будет затрагивать не только визуальную составляющую, но и непосредственно сам игровой процесс – разработчики на форумах говорят о, так называемом, ‘режиссёрском издании’: стоит ждать новые локации и головоломки. Скучать не придётся.

P.S. Кстати, совсем скоро начнётся закрытый бета-тест Alone in the Dark: Illumination. Ожидайте материала о перезапуске известнейшей серии (самая первая часть которой была также вдохновлена, кто бы мог подумать, Говардом Филлипсом Лавкрафтом), что называется, ‘из первых рук’.
Комментарии
  • 0LotusBlade | 23 ноября 2014 г.
    Вот же, приятно видеть человека, который в ужасе не убежал после первого обзора :) Добро пожаловать на наше минное поле.

    А вот с играми подобного рода всё чаще стал замечать, что пугает не монстр / событие или ещё что физическое, а сам факт возможности присутствия монстра или опасного события... Где-то за углом или в темноте. Именно неизвестность будоражит кровь. Ну и, конечно, такого рода проекты лучше просматривать на ютубе, нежели выкачивать гигабайты и проходить самому.
  • 0777ru | 23 ноября 2014 г.
    Почему я должен был в ужасе бежать? :)

    Согласен, интересные квесты можно смотреть и на youtube, но лучше всё-таки играть в них самому, если не отпугивает вездесущая охота за пикселями, конечно.
  • 0TotemWoodStep | 23 ноября 2014 г.
    Один из немногих квестов, который я с удовольствием прошел до конца. Вторая часть, кстати, тоже отличная, так что я очень жду расширенное переиздание.
  • 0janna070 | 23 ноября 2014 г.
    Очень неплохой обзор. В игру не играла (сожалею), но хотела бы сказать, что к квестам с приключенческим уклоном отношусь более терпимо, чем к играм с элементами хоррора. Сюжет мистики тоже не чужд, конечно же.
    "Сюжет, к примеру, оказывается не столь замечательным, проще говоря, он – банален."
    В играх обращаю внимание на восприятие в целом ( и на графику, и на сюжет, и на на атмосферу). Атмосфера в игрушке очень важна, это немаловажно, на мой скромный взгляд.:)
    • 0janna070 | 23 ноября 2014 г.
      Хотела бы отметить,что заголовок обзора "Мрачное очарование" к игре очень интригующе звучит. :)