Хотели бы вы поиграть в игру, где вместо глупых нпс «вполне реальные люди», а каждое действие влечёт за собой последствие? Тогда скажите привет настольным ролевым играм, а в нашем случае универсальной системе для них, имя которой – GURPS.

Для начала нужно знать основные понятия

• Настольная ролевая игра – игра, в которой все события происходят словестно, опираясь на правила игровой системы;
• Ролевая игра – тип игры, где игрок отыгрывает своего персонажа – его характер, особенности и т.д;
• Игровая система – правила, отвечающие за способности и характеристики персонажей, опора мастера игры (GM-а/Game Master-а) и игроков решающая или помогающая решить исход сложившейся игровой ситуации;
• GM – человек ведущий повествование (зачастую и придумавший) и отвечающий за отыгрыш НПС (Непись/Не игровой персонаж);
• Игровая сессия – период времени, в котором идёт игра;
• Партия – группа, состоящая из игроков и мастера, играющие в одной сессии.

Немного о настольных ролевых играх

Настольные ролевые игры могут быть как просто «словесные», так и системные. В случае словесных, кроме кубиков вам ничего не понадобится (да и кубики не всегда), в то время как системные игры потребуют: несколько листов бумаги, инструмент для письма, кубики (игралные кости), стол (хотя можно играть и на полу), игровое поле (гексовое, т.е. с шестиугольниками для GURPS или же с квадратными клетками, как в DnD), много еды.

Обычно игровой процесс начинается с простого общения между игроками (некий разогрев перед игровой сессией). После мастер «вводит» игроков в повествование, а далее – у каждой партии игроков по-разному. Кто то сплочается в группу, кто то изначально в группе, а некоторые предпочитают враждебные действия… Всё зависит от персонажа и игрока отыгрывающего персонажа.

Время одной сессии варьируется от одного часа, до момента, когда мозг даст команду отбоя. И лучше заранее оговорить среднее время сессии, дабы не самым выносливым, в этом плане, игрокам было тоже комфортно.

Система GURPS

GURPS (Generic Universal RolePlaying System) — общая универсальная система ролевых игр, разработанная компанией Steve Jackson Games в 1986 году с целью создать правила игры, применимые в любом игровом мире. GURPS получила премию Origins как лучшая ролевая система правил в 1988 году, а в 2000 году она вошла в зал славы Origins. Многие приложения для этой системы также получали высокие оценки и премии. Источник – википедия.

Как уже было сказано – система универсальна. GURPS предоставляет возможность играть в огромном спектре вселенных и жанров – от простого средневекового фентези, до космоса и альтернативных вселенных.

Так в чём же смысл игры?

Вариативность – это самая главная особенность НРИ, в отличие от компьютерных. Здесь вы можете быть действительно кем угодно и как угодно! Широчайшая вариативность вам встретится и в создании персонажа, и во время игры. При создании персонажа вы можете быть как искусным эльфом-асасином, так и мозгом в баночке, но со своими плюсами и минусами. Во время общения с неписями, вы не услышите глупых скриптовых фраз, ведь их тоже отыгрывает реальный человек (GM). Идти вы можете куда угодно и сколько угодно, при этом, не опасаясь упереться в край мира / карты.

Конечно, всё это возможно лишь в том случае, если вас «водит» хороший мастер, а не «великий диктатор» который крутит игру, как хочет и чем хочет.

Большинство действий выполняются посредством броска кубиков, но это только в случае нетривиальных задач. Зачастую, в GURPS используется 3 шестигранника. Средний показатель большинства навыков 10 и что бы бросок считался успешным, должно выпасть 10 и ниже, а всё что выше – это провал. Учтите, что (например) во время схватки, броски делаете не только вы, но и ваш оппонент, так что если не повезло вам, то не факт что повезёт противнику.

Что нужно, что бы начать играть?

Читать. Нужно прочесть GURPS Basic set – что содержит в себе основные знания для игры. Но необязательно всё и сразу «зазубривать». Можно ознакомиться с самыми важными аспектами, а после периодически поглядывать. Если же вы играете с опытными игроками, то они подскажут и помогут.

Так же советую посетить группу Вконтакте русского сообщества по GURPS. Там можно найти:
• Нужную литературу на русском, пускай и пиратскую, но на понятном нам языке;
• Игроков и мастеров;
• Задать вопросы по НРИ;
• Найти записи игр.

И не переживайте, если вам не удаётся отыгрывать эмоции. У каждого свой стиль игры, да и главное – игра должна приносить удовольствие, а остальное не важно!
Спасибо за внимание!

Полезные ссылки:
Русское сообщество по GURPS;
Ролл20 – виртуальная доска для НРИ.
Комментарии
  • 0Forest_Swamp | 25 марта 2016 г.
    На миг подумал, что сейчас будет рассказано о различных видах настолок (филлеры, скирмиши, америтреши, еврогеймы и т.д.), но нет. Мне кажется, как-то маловато инфы. Скорее всего, я просто не понял что я должен был узнать из этого поста. Если не ошибаюсь, это что-то типа рекламы системы GURPS, о которой необходимо прочитать где-то на другом сайте.
    • 0KitsunCrownClown | 25 марта 2016 г.
      Эмм... Ну вообще можно было бы много чего написать, но я всё таки хотел сделать некую вводную о GURPS и настолках вообщем. К тому же старался делать как можно короче, дабы это не скатилось в пересказ содержимого, того же "Basic set-а". Возможно не совсем удачно, но как мог...
    • 0SAXAHOID | 25 марта 2016 г.
      GURPS — это такая толстенная книженция на 300 страниц, которую надо прочитать и осмыслить, чтобы худо-бедно играть. Ну а если ГМить охота, то ещё одна книженция на 300 страниц персонально для ГМов.

      И да, официально эти книженции стоят бабла, так что не "почитать где-то на другом сайте", а "купить" или "взять у пиратов".
      • 0KitsunCrownClown | 25 марта 2016 г.
        Была бы на русском - купил бы. А так только к "пиратам" и бежать.
        По хорошему можно и со словариком посидеть, но зачем?

        Триста страниц это да, многовато, но, что поделать...
        • 1SAXAHOID | 25 марта 2016 г.
          Не знать английский при возможности его знать — это как себе один глаз добровольно заклеить...
          • 0KitsunCrownClown | 25 марта 2016 г.
            Спорить не буду... Вот такой я "мазохист". =D
    • 0KitsunCrownClown | 26 марта 2016 г.
      Если подумать, кстати, можно и рекламой назвать. Впрочем, не совсем в том смысле, что имеет обычная реклама. Здесь скорее моё личное желание рассказать о том, что вижу я, в этом старом ,но всё равно актуальном жанре игр.
  • 0SAXAHOID | 25 марта 2016 г.
    >Настольная ролевая игра
    >Настольная
    Меня вот раздражает "настольная" тут. При чём тут настольная? Ролевая игра есть ролевая игра. Усё. В ролёвки можно играть без столов, и даже без pen and paper.

    >GURPS
    Да, ГУРПС весёлая штука, но мы, как ни пытались её использовать (по моей наводке из-за моего любопытства), выходило очень медленно и нудно. В конце концов остановились на том, чтобы бои/навыки/бла-бла-бла отыгрывать по-разному в зависимости от ситуации и правдоподобности.

    Может, конечно, это с непривычки, или от непонимания, но у меня с тех пор чёткое впечатление, что GURPS даёт адекватный геймплей только при значительном привлечении цифровых упрощений.
    • 0KitsunCrownClown | 25 марта 2016 г.
      Настольная она от того, что раньше, когда только начали появляться такие игры, в них играли в компании знакомых сидя за столом (имхо).
      А по поводу медленно и нудно - тут, так сказать у каждого свои взгляды и предпочтения. Мне она приглянулась по тому, что была первой (возможно) и из за универсальности.
      • 0SAXAHOID | 25 марта 2016 г.
        Надо сказать, это не конкретно к GURPS относится. Для меня она вообще единственная "формальная система". And it perfectly makes sense.

        Но проблема в том, что по GURPS (и, полагаю, прочим системам) строится какой-то слишком компьютерно-настольный геймплей с полями, кубиками и так далее. При попытке прикрутить это к полноценному отыгрышу (когда процесс больше напоминает совместное литераторство, чем компьютерную игру) получается eh.
        • 0KitsunCrownClown | 25 марта 2016 г.
          Ну кому то (например мне) и такое нравится. Я уже как то привык, так что объективно ничего не скажу.
  • 0LotusBlade | 26 марта 2016 г.
    Мне кажется, что использование таких игр в наше время сродни походу за водой из колодца, вместо включения крана на кухне... Вариативность? Хм, ну, Din's Curse мега вариативна, но вы о ней не услышите ни на каких форумах, ни в широких обсуждениях, ни даже в сравнениях с другими hack and slash. А почему? Потому что ценится отнюдь не вариативность. Главный приоритет ЛЮБОЙ игры заключается в том, чтобы увлечь играющего в вымышленный мир, отключите его от реальности и поместить в параллельную вселенную. Прошу заметить, есть разница между 'создать мир в виртуальной игре' и 'сделать вид, что создал мир в реальности'. Иными словами, ролевые игры (в нашу эру компов) подходят для влюблённых парочек, для групп бухающих пацанов и для отпетых фанатов чего-то там (скажем, magic the gathering).

    Также нельзя тупо полагаться на кубики — человек играет для того, чтобы почувствовать себя нужным, чтобы получить ощущение важности / достижения. А когда вся важность заключается в удачности броска — это скучно. Нет, само собой, такие ролевые игры имеют ещё одно применение — когда нет доступа к компу и интернету, к примеру, в моменты отключения света... Но где же ты найдёшь поблизости столько людей без света, чтобы составить большую команду, при том что ГМ не участвует в самом процессе, как игрок? Это потребует целую кучу друзей (общежитие) и тучу свободного времени. Хотя, есть куда более интересные способы провести время, нежели сидеть за ролёвками (пикник, шашлыки, аквапарк, пейнтбол, на худой конец кино). Да я дальше пойду — проще собрать группу единомышленников и научиться входить в один сон, а уже там проводить ролевые забавы (ну это уже для экстремалов, которые не боятся последствий).

    Исключением я могу назвать только игру 'мафия', которая требует очень много людей в одной комнате и умение 'врать не краснея'. Так как в ней нет никаких фишек, никаких кубиков и процесс не занимает слишком много времени (уж точно не часы). Эту игру полезно использовать в школе и, вероятно, техникуме, когда выпадает свободное время на большой переменке.
    • 0Forest_Swamp | 26 марта 2016 г.
      Мафия уже такой помойкой стала, в плане того, что выпускают столько разных версий одной и той же игры, что аж тошнит. Мафия зверополис, мафия оборотни, мафия еще что-то там. Конечно это не сравнится по уровню помоечности с манчкином, сеттинги которого даже на пальцах не пересчитать, плюс раса манчкинов есть в игре "Замес", и не удивлюсь если еще где-то. В мафию играл: очень сильно зависит от того, с кем играешь, поэтому подбор игроков крайне важен. В манчкин пытался поиграть, но бросил сразу же на старте, ибо игровой процесс - каша (имхо).

      В "Замес", кстати, я бы поиграл, но пока дороговато для меня. Возможно, это будет следующая игра, которую куплю. Вчера купил Подземелье. Бюджетный вариант ролевки с бросками кубиков и мастерами подземелий в лице каждого из игроков по очереди. К нему еще дополнение вышло, довольно неплохое, которое также буду брать, позже. Нашел отсылку к истории Дриззта из D&D. Там тоже вначале он по подземельям шастал, затем вышел в Долину Ледяного Ветра. Здесь что-то отдаленно похожее: оригинал проходим в подземельях, а дополнение в снежных локациях.
      "Страшные сказки" (карточная, на сбор очков), "Звездные империи" (колодостроительство) - игры, которые очень понравились друзьям. Играем время от времени.

      В Descent приглашали поиграть, но пока не получилось. Сложно в такие игры собраться, да и игровой процесс там затянуться может на несколько днейчасов. Но это довольно интересное занятие. Уж лучше, чем на шашлыки пойти, которые вредны для пуза (про остальное еще можно подумать).

      Все эти игры, кстати, есть в Tabletop Simulator, что очень радует. В одну и ту же игру я могу лично с другом поиграть, а могу и по сетке. Причем, в этом симуляторе я уже нашел довольно много игр, которые продаются в магазине. Складывается впечатление, что издательство само штампует эти игры в симулятор, вот только как-то странно получается: чтобы поиграть в Descent, ты покупаешь его за 6000 рублей (как это сделал мой напарник), а в симуляторе скачиваешь бесплатно (как это сделал я). Вот такие времена.
    • 0SAXAHOID | 26 марта 2016 г.
      >использование таких игр в наше время сродни походу за водой из колодца, вместо включения крана на кухне
      Ну да, можно согласиться. Воду из крана на кухне (если не пробита своя скважина) в нецивилизованных странах пить для здоровья опасно, колодезная часто лучше (а ещё лучше фильтрованная, конечно).

      >Потому что ценится отнюдь не вариативность. Главный приоритет ЛЮБОЙ игры заключается в том, чтобы увлечь играющего в вымышленный мир, отключите его от реальности и поместить в параллельную вселенную
      С нормальным ГМом, чьи интересы пересекаются с твоими, будет и сколько угодная вариативность, и увлекательные миры. Затем вся и затея, да.

      >Прошу заметить, есть разница между 'создать мир в виртуальной игре' и 'сделать вид, что создал мир в реальности'.
      Разница, конечно, есть, но какая конкретно разница важна в этом конкретном контексте?..

      >ГМ не участвует в самом процессе, как игрок
      Это ещё почему не участвует? Если хватит духу на отыгрыш мира и отыгрыш ещё персонажа себе, то очень даже участвует. А если и не хватит, то у ГМ-а через неписей обычно бульоны персонажей на любой вкус — есть где разгуляться.

      >есть куда более интересные способы провести время, нежели сидеть за ролёвками (пикник, шашлыки, аквапарк, пейнтбол, на худой конец кино).
      Хм, а я скажу "Есть куда более интересные способы провести время, нежели переться на пикник, шашлыки, аквапарк, пейнтбол или в кино — например, почитать что-нибудь, поиграть в ролёвку, видеоигру или написать патч в свободный проект". Это на вкус и цвет — никто не говорит, что всем прямо обязаны нравиться ролёвки. Наоборот, они нравятся очень небольшому количеству народа.


      Отмечу лишний раз, что вот мы как раз с фишками/кубиками не играем. Но нужны они примерно затем же, зачем в компьютерных играх полоска здоровья, уровень скилла и т.д. — чтобы помочь ГМу и игрокам сделать игру challenging, а не уйти в бесконечных мерисью и "читерство". Если ГМ и игрок(и) могут договориться об этом без фишек и кубиков и не обкакаться — они совершенно не нужны. В той же "Мафии" есть аналогичные ограничения, но не в виде фишек и кубиков (это всё). Типа закрывать глаза, когда мафия активна. Если бы человек был когнитивно способен получить информацию, а потом не использовать её в рассуждениях, и играющие могли бы договориться о том, чтобы играть исключительно честно, можно было бы обойтись без этого правила.
      Так что я понимаю, зачем нужны фишки/кубики/правила, и ничего плохого per se в них нету.

      Вот вы говорите "вариативность" — какой бы ни была "мегавариативной" (кстати, Dwarf Fortress в этом плане будет ещё круче, а NetHack, говорят, вообще поражает широтой возможностей) игра, когда речь заходит об отыгрыше, а не "Пошёл прямо и дал орку по кумполу", эта игра берёт и резко, быстро, решительно, не побоюсь этого слова, всасывает. Как вы справедливо отметили несколько постов назад, на данный момент ещё нет способа полноценной эмуляции человека в цифре. Когда такой способ появится и станет дешёвым в плане ресурсов, будем наблюдать новый прорыв в жанре. Впрочем, мы тогда будем наблюдать прорывы не только в жанре, а вообще везде, потому что машины, уже активно выдавливающие людей с рутинных профессий типа заводов, смогут наконец-то выжать их и с сервисных/творческих. Будет как минимум интересно поглядеть — дожить бы только.

      А пока что за отыгрышем надо всё равно идти к человекам, будь то через цифровой или аналоговый интерфейс. Та же SS13 сюда.
      • 0Forest_Swamp | 26 марта 2016 г.
        Кстати, если взять тот же Descent, ГМ участвует в игровом процессе. Помимо того, что он зачитывает сюжет и расставляет локи, еще играет за нпц-врагов. К примеру, задача игроков - не дать гоблинам пройти в ворота замка, а задача ГМ - продвинуть гоблинов в замок как можно быстрее. Жаль в D&D не довелось поиграть до Descent.
  • 0Dark_Kraken | 29 марта 2016 г.
    Выползу из своей подводной норы, и выскажусь о ролевых играх в целом, а не ГУРПСе, как таковом.
    По пунктам.

    Первое. Термин "настольные" к таким играм уже относится слабо, так как толпу людей за одним столом, играющих в ту-же ДынДу - днём с огнём не съыщещь. Форумные, или ещё какие - это да. На форумах подобные... проекты, так их назовём, обретают новую жизнь.

    Второе. ГУРПС. Толстый, нудный, и неудобный. Если аналоги попроще, и поудобней. DnD, или там Shadowrun. В принципе, Подземелья и Драконы при некоторой переработке(классы да оружие) можно подогнать под фантастический сеттинг. Можно, но не нужно. Ведь есть очень гибкий в применении рулбук Dark Heresy. Он, правда, очень суров что для новичков-ролевиков, что для опытных ГМов, ввиду того, что буквально на каждое действие требуется бросок кубика, и персонажи от того дохнут буквально на каждом шагу, но при этом крайне универсален, и подойдёт в любую, что фентезийную, что фантастическую вселенную. Да и изменять его под свои нужды его можно легко и непринуждёно.

    Третье. Вытекает из второго. Если не устраивает что-то из имеющегося, можно создать что-то своё. Обычно такое применяется на тех-же форумах. Универсальный кубик д10, или д5, есть даже д3, вполне себе удобный и логичный(сам был игроком в той ролевке, и прошло всё без сучка, без задоринки). Тут есть простор для действия, причём немалый.

    Четвёртое. Форест тут швырнул несколько камней в мафиозный огород. Отвечу и на это. Мафия, как и любая другая ролевая игра - достаточно вариативна. Плюс есть экспериментаторы, кто пробует что-то новое. Например, принимал участие в мафии(форумной, опять-же), где у каждого игрока была своя роль. То есть вместо обычной толпы мирных пассивов была куча активов, и не обязательно мирных. Например, Псих(я им и был). Играет за мирных, пока против него не проголосуют одновреммено три игрока. После этого он превращается в Маньяка, и начинает мочить всех подряд. Ну и так далее. Было свежо и оригинально. ПРидумывать какой-то атураж игре, фабулу, откуда взялись эти "мафиози", какого фига они валят мирных, это так-же лишь добавляет интереса игре, и при это сути её не меняет.

    Пятое. Кубики/отсутствие их. Тут уже немного другое. Изначально кубик был создан в ролевых системах для того, что-бы ограничить полёт фантазии игроков, возжелавших создать всепробивающий меч и непробиваемую броню. В дальнейшем это стало нормой, и ролевую систему без куба представить уже невозможно. Однако ролевую игру без системы - можно. Тогда ролевая игра становится игрой скорее литературной, и больше становится похожа на совместное написание книги. Подобное, разумеется, имеет право на жизнь, и я сам встречал тех, кто с кубиком "не дружит", но вот в литературке его хлебом не корми, дай принять участие. Равно как и тех, кто делает круглые глаза, и удивлённо спрашивает, - А как это, без кубика играть?

    Шестое, и последнее. "Вариативность". Это слово тут часто употребляется. Что-ж... Вариативность, в первую очередь зависит от ГМа. Почему? Очень просто. Если Мастер достаточно опытен, и у него есть желание, он может создать крайне проработанную вселенную, где на каждый твой шаг будет реакция, и пеняй на себя, если ты вдруг убил ключевого сюжетного нпц. Помню, однажды по вине моей героини сгорела деревня. И что вы думаете?. Отряд окинул один из персонажей, а дополнительные квесты, взятые другими членами отряда, сразу-же засчитались проваленными. Вариативная игра - это "песочница", может быть даже с сюжетом, но это будет "печоница", где ты можешь пойти на все четыре стороны, и никто слова не скажет. А вот если у Мастера нет опыта, или нет желания, то такой вариативности не будет, и игра получится "рельсовой", как шутеры. От игроков, разумеется, тоже многое зависит, ведь каким-бы крутым ГМ ни был, без игроков он никуда. А игроки просто должны хотеть оной песочницы, и уметь её "осилить", а то бывает, что игрок, получая за действия своего персонажа(например, убийство) по носу, "сбегает", непривычный к такому ответу игрового мира на оные действия.

    С уважением.