0

Phantasmagoria: A Puzzle of Flesh - Упущенная гениальность или 20 лет спустя

Это обзор игры Phantasmagoria: A Puzzle of Flesh от The_Red_Borsch (перевод)
3900 6 3 января 2017 г. Редакция
Да-да, обзор на этом сайте уже опубликовывался, и он был сделан лично мной, но мне кажется, что обзор в этой статье получился чуточку поинтереснее. К тому же, он содержит эксклюзивное интервью с актёром из игры! И да, перевод содержит спойлеры.

Да-да,обзорнаэтомсайтеужеопубликовывался,ионбылсделанличномной,номнекажется,чтообзорвэтойстатьеполучилсячуточкупоинтереснее.Ктомуже,онсодержитэксклюзивноеинтервьюсактёромизигры!Ида,переводсодержитспойлеры.Вначалеисередине90-хквестыиприключенияpoint-n-clickбылиоченьпопулярнымиширокоиспользуемымжанровввидеоиграх.Идеябылаоченьпроста:игрокуправлялперсонажем,щёлкаямышьюпообъектамилиместамнаэкране,скоторымиможнобылобывзаимодействовать.Есливдействияхигрокабылсмысл,сюжетдвигалсядальше(иногдабывало,чтосюжетмогпродвигатьсялибовлучшую,либовхудшуюсторону).Есливдействияхнебылосмысла,ничегонепроисходило.Каждаятакаяиграбыласвоеобразнымтестоминтеллекта,логикиикреативногомышления.ИзвестнейшимииграмиэтогожанравтовремябылиThe7thGuest,MYST,LOOM,IndianaJonesandtheFateofAtlantis,TheSecretofMonkeyIsland,GrimFandango,Sam&MaxHittheRoad,Sanitarium(моялюбимаяизвсехэтихигр-прим.автораипереводчикаодновременно)иряддругих.Каквыужеуспелизаметить,глядянаэтотсписок,жанрpoint-n-clickраспалсянаразличныежанры:хорроры,приключения,комедии,фэнтезиикучудругих.Однаизкомпаний,специализирующихсянатакихиграх,былазамечательнаяSierraEntertainment,создательницасерийигрSpaceQuest,GabrielKnight,LeisureSuitLarry,атакжеикучидругих.В1995годуSierraпредставилаигрокамсвойпервыйсверхъествественныйхоррорподназваниемPhantasmagoria,окоторомужеписалвпрошломгодунашДэниэлКурлэнд.Этобылаоднаизсамыхпопулярныхигр1995года,ионаполучила,вцелом,положительныеотзывыоткритиков.Phantasmagoriaполучилаизвестностьвомногомблагодарядемонстрациивигрежестокостей,атакжесценыизнасилованияводномизмоментоввигре.Видимо,из-заэтогоCompUSA,одинизизвестнейшихдистрибьютороввСША,объявил,чтоонотказываетсяпродаватьэтуигручерезсвоюторговуюсеть,необъясняяпричины.Чутьбольшегодаспустявышелсиквел,ионнеимелничегообщегоспервойигрой.СерияPhantasmagoriaсталапохожейнасериюHalloweenДжонаКарпентера,втомсмысле,чтовобеихсерияхвкаждойчастипроисходятабсолютноразныевещисабсолютноразнымиперсонажами.Кстатиговоря,сиквелнеувенчалсятакимжеуспехом,какегопредшественник,иначавшаясясериясразужеизакончилась.Phantasmagoria:APuzzleofFleshвышла20летназад,30ноября1996года(оригиналстатьивышел30ноября2016года-прим.переводчика),имнехочетсяиспользоватьэтувозможность,чтобывыразитьсвоёпризнаниеэтойигре,котораядикошагнулавперёдвсвоёвремя,имеяделосвесьмасвоеобразнымиитабуированнымитемами.Присоединяйтеськомне:мывстретимпротагонистаКёртисаКрэгаипоследуемпоегопутиболи,репрессии,грехаиужаса.СюжетAPuzzleofFleshдовольнопрост.ИгрокуправляетКёртисом(ПолМорганСтетлер),молодымчеловеком,работающимнафармацевтическуюкорпорациюWynTech.По-видимому,Кёртис-довольнозастеничивыйиушедшийвсебячеловек,который,темнеменее,хорошоладитсовсемисвоимиколлегамипоработе(кромеБоба,очёммыузнаемпозднее),атакжеКёртис,предположительно,вполнехорошнасвоейработе,таккакначальствопостояннохвалитего.ЛучшийдругКёртиса-Тревор-гей,скоторымКёртисработаетвместе,атакжепоследнийиногдавстречаетсясещёоднойколлегойпоработе-Джослин-молодойдевушкой,котораяявнохочетотКёртисабольшего,нооннерешаетсянаэто.Позднеемывидим,чтоКёртисначинаетотношениясТерезой-ещёоднойдевушкойиещёоднойколлегойпоработе,котораяучаствуетвмероприятияхместногосообществаBDSM.Возможно,некоторыевещи,которыеянаписалвпредыдущемабзаце,покажутсявамлишними.Например,зачемнамнужнознать,чтоТревор-гей,аТерезавовлеченавтемуBDSM?Потомучтовсёэтонамдемонстрируют,неотводякамеруотзрителя,несмотрянатотфакт,чтоэто-видеоигра,аперсональныйкомпьютертогдаещёбылплатформой(яскажуэтосвободно)идлядетей,идлявзрослых,тоесть,втовремя,какправило,небылокаких-либовозрастныхограниченийвигровойиндустрии,какужетогдабыловиндустриикино.Да-да,былиигры,которыебыли"страшнее"и"жестче",чемобычныеигры"длявсех",новсёжеонипредназначалисьдляболеестаршихтинейджеров,анетолькодлявзрослых.Phantasmagoria:APuzzleofFleshнепростостремиласьсломатьэтотшаблон,онахотелабезвозвратноразрушитьего.Анепоралинамвернутьсякигре?Какупоминалосьранее,игроваямеханикапостроенанапринципеприключенческойpoint-n-click.Кликнулиначто-тоиливыбраличто-товинвентаредляиспользования-появитсявидео,вкоторомбудутпоказаныдействияперсонажейидальнейшийсюжет.Этивидеобылиснятынавидеокамеры,внихучаствовалинастоящиеактёрыивнихприсутствовалинастоящиедекорации.ИэтобылодовольноважнымотличиемAPuzzleofFleshотдругихподобныхигр,вкоторыхактёрыснималисьнахромакее-зелёномилисинемфоне,накоторый,впоследствии,накладывалисьоцифрованныедекорации,каквThe7thGuestиливпервойPhantasmagoria,например.Врезультате,ещёбольшеказалось,чтомыуправляликино,анашидействиявлиялинаегосюжет.Померепрохождения,мыузнаём,чтоКёртисбылподвергнутжестокостямвраннемдетствеотруксвоейматери,котораязаставлялаегоодеватьсявдевчачьиплатьяифизическипыталаего.Игрокиявлялисьсвидетелямиегофлешбековидолжныбыливынестипросмотртого,какмаленькиймальчикбылподвергнутжестокомуобращениюшокирующимиспособами.КогдаэтивоспоминанияначалипоявлятьсяуКёртисапередглазами,онначалпереживатьужасающиегаллюцинации,послекоторыхонначалзадаватьсявопросомкасательносвоейвменяемости.Взавершениекэтому,егоколлегиначалиумиратьжестокимииотвратительнымиспособами.Например,коллегаБоб,скоторымнеладитКёртис,былраспятнастенкеофиснойячейки,егогубыбыли"застеплерены",апослеэтогоонбылвыпотрошенканцелярскимножом.Игранестесняетсядемонстрироватьнамвсёэто,хотявсеэтидействияпоказываютсядовольноразорваноиразбито.Втовремякаквидеоигрыдействительноникогданестеснялисьпоказыватьубийстваперсонажей,видетьвсёэтовтовремянастолькореалистичнобылоредкостью.Обычномыявлялисьсвидетелямивсякихпиксельныхсмертейпиксельныхперсонажейвтовремя,ноявнонечего-то,чточувствовалосьтаксовершенно,словновроманеКлайваБаркера.Да,содержимоеPhantasmagoria:APuzzleofFleshбылоужечем-товродешокирующеготабу.Ножестокость-эточто-то,счеммирразвлеченийужедавнопривыкжить.До1996годавключительноужевышлифильмыАдканнибалов(CannibalHolocaust),Деньмертвецов(DayoftheDead),Маньяк(Maniac),Суспирия(Suspiria)ибесконечноечислодругихфильмовжанрахоррор,вкоторыхвсётакиплескалоськраснотойпоэкрану.Чёрт,дадажевРобокопебылополножестокости!Такчтонасилиевовсенебылосамымшокирующимвэтойигре.Скореевсего,причинойсерьёзныхспороввпрессеиигрожурекасательноэтойигрыбылсерьёзный,незавуалированныйподходксексуальнойтематикеивопросукасательнополовойориентации,чтоиотличаетееотвсехпредшествующихвидеоигр.Какужеупоминалосьранее,лучшимдругомКёртисавAPuzzleofFleshявляетсяТревор,гей,которыйобожаетфильмыжанрахоррор(myman!)исовершеннонестесняетсясвоейориентации.ТреворссчастьемналицеобсуждаетсвоихпарнейитакжепытаетсяпривлечьКёртиса,оннебеспокоитсяниочёмиполонположительныхэмоций.Еслибымымоглибытьчестнымисамиссобой,ядумаю,мыбывсесогласилисьстем,чтоперсонаж,являющийсяоткрытымгеемввидеоигре,созданнойвсередине90-х,былчем-тодействительнореволюционным.В99.9%случаев,персонаживидеоигрнеимеютсексуальныхпредпочтений.Онипросто...существуют.Позднеемыузнаем,чтоКёртисподавлялвсебесвоюбисексуальность,итеперьпытаетсянайтиспособыпринятьэтоисвоёвлечениекТревору.Такчтотеперьунасестьвторостепенныйперсонаж,которыйявляетсягеем,ипротагонист,которыйявляетсябисексуалом,чтовтовремябыло,какужебылосказаноранее,революционным,апоследнееещёиктомужевообщенеслыханным.Дажевнашидниидеядобавитьбисексуальныхперсонажейвкино,видеоигры,телесериалыитакдалее...протаптываетдорогивнеизвестность.APuzzleofFleshотважиласьступитьнаэтотпуть20леттомуназад.Кёртисвспоминаеттемоментыизжизни,которыеонзабыл,иузнаетосебебольше,чемзнал,пообщавшисьспсихиатром.ПсихическоезаболеваниеиграетогромнуюрольвAPuzzleofFlesh,чтобыловажноличнодляменя,таккакясампрошёлсквозьдепрессию,тревогуипрочиеболивдуше.Дажесегоднянамтяжелообсуждатьпроблемысдушевнымздоровьембезстыдаиз-залюдей,которыепонимаютэтопо-своему.ВсвоёмстремленииотдатьданьуваженияивосхищениякAPuzzleofFlesh,вкоторуюличноясыгралнесколькораз,мнеудалосьсвязатьсясПоломМорганомСтетлером,актёром,которыесыгралКёртисаКрэга.Яприслалемунескольковопросов,ионприслалмневответмногоудивительнойинформации,которойябыхотелподелитьсясовсемивами.Спросивегоотом,каконполучилэтуроль,Стетлерответилследующее:МенявзялинарольКёртисасамымпозднимактёром.Изтого,чтояпомню,унихужебылнанятыйактёризЛос-Анджелеса,которыйвпоследниймоментпередумалсниматьсяирасторгнулконтракт.Когдаяполучилприглашение,яигралвтеатреАризоны.Мойпредставительпозвонилмнеисказалобэтомвпоследниймомент,иякакразчутьбылонеотказался,потомучтоэтошлопротивмоихплановнасчёттеатра,ноонаменяуговорила.Помню,какмычиталитекствместесРагнойСигрунардоттир,котораясыгралаТерезу,яснейвиделсядоэтогогде-торазок-другой.Былодовольноясно,чторежиссёруипродюсерампонравиласьнаша"химия".Онипредложилимнерольиливтотже,илинаследующийдень,асниматьматериалбылозапланированонеменее,чемзамесяц.Янечиталвесьсценарий,простосюжетвкратце,чтоонимнеприслали,ипослеэтогояснованеохотноподумывалотказатьсяотсъёмкиивернутьсявАризону,поэтомуясказалпредставителю,чтомненуженвесьсценарийпреждечемявыберусвоёрешение.Наследующийденьмнедоставилипакетдомой,итамбылвесьсценарий,около350страниц!Былотяжелоегочитать,таккаконпомялсяподороге,даипобольшейчаститамбылиуказаныигровыеаспекты,анесюжетные.Атак,какянебылинеявляюсьгеймером,японятиянеимел,чтоэтоозначало.Нояпомню,чтопомимохоррор-элементов(которыеянеоченьлюблю),всюжетебылипсихологическиеэлементы,чтомнепонравилось.Мнепонравилось,чтоКёртисотчаянноборолсясосвоейличностьюинебылуверенвсвоёмрассудке.Сюжетнапомнилмнефильм90-хгодов,которыйявсегдалюбил,онназывалсяЛестницаИакова(Jacob'sLadder).Ячувствовал,чтоямогбысыгратького-товэтомроде.Среднестатистическийчеловек,попавшийвэкстремальнуюситуациюипытающийсясделатьчто-топравильное,дажееслиэтоведёткгорю(что,конечноже,несомненноипроисходит).Другоймомент,которыйудивилменя,былвтом,чтоКёртисдолженбылпоявлятьсявкаждойсценекино(явсёещёдумаю,чтоэтобылобольшепохоженакино,чемнаигру)ичтоэтобылоисключительноегоприключение,котороеигрокибысмотрелиполностьюотначалаидоконца.Такчто,думаю,из-заидеисыгратьсложногоперсонажапередаудиториейяизахотелучаствоватьвэтом.Ктомуже,факттого,чтоэтопланировалоськакшестимесячноебюджетноекиноSAGshoot(чтомалоизвестновмирефильмовдажедлябольшинстваблокбастеров)означало,чтомнесразужезаплатятпростозаучастие,заигрупередкамерой,несмотрянато,чтотогдауменябылвесьмамалыйопытвактёрскомискусстве.Этобылокакоплачиваемаяинтернатура.Такчтоясогласился.ПриперепискеяособенновнимательноспросилСтетлеранасчётраскрытыхтемBDSMибисексуализмавAPuzzleofFlesh,мнебылоинтересно,чтоонскажетнасчётэтого.BDSMибисексуализмв90-ебылидовольнотабуированнымитемами,ито,чтоэтоинтерактивноекино,вовсехсмыслах,пожелалораскрытьэтитемыбезосужденияиосмеивания,атакжебезиспользованияштампованныхходов,былодовольносмелымпоступком.Япомню,чтосценарист,ЛорелейШеннон,быладовольноглубокововлеченавэтукультуру,исвидетельствомеёэнтузиазмабылитесамыесценысКёртисомиТерезой.Яоченьхорошопомнюсценувеёспальне,гдеявиселпривязанныйцепямикпотолкуисвязанныйремнями.Дляменяэтобылсамыйкомшарныйденьзавремясъёмок,покаябылоблачёнвовсёэто.Меняпришлосьподниматьиприкреплятькпотолкуцепями4-5людямизсъёмочнойгруппы,ипосле30-40минутсъёмки,висетьтакимобразомбыломучительнонеудобно.Иэтобылосовершеннонесексуально.Актёр,которыйигралмоегопапувсценахсфлешбеками,былженатнаРагне(Тереза)втовремя,иунихбылакрасивая4-летняядочь.Есливспомнить,вовремяэтойсценыуКёртисабылаужаснаягаллюцинация,вкоторойпризракегопапыпоявляетсяоколокроватиисобираетсяотвратительнопоцеловатьего.Таквот,этобылдовольносюрреалистичныйинеловкиймомент,таккакяучаствовалвэтойколоритнойBDSM-сцене,втовремякакеёмуж(играющиймоегомёртвогоотца)стоялисмотрелнанас.МногожеЭдиповогодерьматамбыло.ЧтоособенновыделилСтетлер,такэтодиалоги,которыеоноценилкаксмехотворныевлучшихслучаях,такиужасающиевхудших.Какяужеписал,я-негеймер(нуладно,якупилWiiивремяотвременииграювMarioStrikersсосвоим7-летнимребёнком),такчтояабсолютнонеимеюпонятия,какбыэтобылооцененовгеймерскомсообществе.Но,честноговоря,моёличноемнениенасчётбольшейчастидиалогов-онибылидействительноужасны.Таккакячиталклассическиепроизведения,написанныевеличайшимиписателямивсехвремён,япомнюкакуставлялсяврепликиКёртисавсценарииидумалпросебя:“Какжеясмогусказатьэтисловатак,чтобыонизвучалиестественно?”Этобыла,несомненно,самаясложнаячастьзавсесъёмкидляменя.КогдаянашёлвсетиИнтернетнекоегочеловека,которыйсделалсвоегородапародиюнаAPuzzleofFlesh,посмеявшисьнадперсонажами,сюжетомипрочим,ябылпотрясён.Этаиграоднозначнозаслуживалаименнотакойпародии.Втовремя,какмногиелюдимоглибыпредставить,чтокто-нибудьможетбытьвзволнован,играявигру,вкоторойонявляетсяглавнымгероем,Стетлерчёткодалпонять,чтоэтоемусовершеннонеинтересно.Янешутил,когдаписал,чтоя-негеймер...ЯникогданеигралвAPuzzleofFlesh.Темнеменее,явиделмноговидеозаписейикускидемо-записейсмоимучастием,нонаэтомвсё.Какимногиеактёры,янелюблюсмотретьнасамогосебявкино.Всё,чтоявижувтакихслучаях-ошибки,которыеясовершилприсъёмках.Янехочузаострятьособомноговниманиянасценарии...То,чтопридумалаинаписалаЛорелей,вцелом,былоабсолютноэпическим.То,каконадержалавсесюжетныечастиусебявголове,икаквсёэтовылилосьвабсолютнодругуюразвязку,взорваломнемозг.Ихотядиалогиунеёбылинеочень,ябысказал,чтоядумаю,чтонекоторыедиалогиКёртисаипсихиатра,например,былиоченьхорошонаписаны.Былооченьприятноигратьименноэтисцены.Когдасталозаметно,чтоСтетлеруестьчтосказатькасательнокритикиAPuzzleofFlesh,онбыстродалпонять,чтоунегосохранилосьмногозамечательныхвоспоминаний,связанныхсобщимполученнымопытомвовремясъёмки.Вобщем,этобылвеликолепныйопыт.РежиссёрЭндиОйосработалнепокладаярук,авсясъёмочнаягруппабылакучеймолодыхребят,толькочтовышедшихизUSC,изкоторойсейчасвыпускаются,насколькояпредставляю,всеглавныелюдиГолливуда.МнеоченьпонравилосьработатьсПоломМитри,МоникойПерент,РагнойСигрунардоттир,ядосихпорпомню,какмывсевместеоченьмногосмеялисьмеждудублями.Кстатиговоря,о“междудублями”...Япомню,чтовзелёнойкомнатевстудии,гдемыработали,былпинбольныйавтоматСемейкаАддамс,исъёмочнаягруппаторчалатамцелуюкучувремени,дожидаясьследующегодубля.Ядумаю,чтовсягруппавложилавэтотавтоматнеменее$1000.Ячестномогусказать,что,несмотрянато,чтоя-негеймер,тогдаянемногопобылнастоящим“мастеромпинбола”.Пересматриваяигрувпервыйразспустястольколет,японимаю,чтоона-небезупречна,кактольконепредставляйеё.Ноэто-всёещёплотнособранныйизкусочковвоединотриллер,которыйсодержитвсебекучувсего,чтоможнопредложитьлюбомуфанатуквестовыхиприключенческихигр,приправленныххоррором.Глядявпрошлоеглазаминастоящего,ядосихпоршокировантем,чтоSierraсмогласделатьнастолькопередовуюигрувтовремя.Ямогулишьнадеяться,чтосовременныеразработчикиигрнайдутвремядляознакомлениясPhantasmagoria:APuzzleofFleshи,вдохновившись,сделаютчто-тонаподобиеэтогоилилучше,взявнасебярискиииспытавнашивзглядынавещи,идеалыиубежденияссерёзностьюиобязательством.20леттомуназадPhantasmagoria:APuzzleofFleshвышланарынок.Проблемы,которыеонапринеслаирешила,являютсятеми,скоторымимыборемсядоэтогоднябескончено.Из-заэтогоясчитаюэтуигруоднойизсамыхважныхигрсредитех,которыекогда-либобылисозданы.

Комментарии редакции и автора поста

Тут шеф-редактор сообщает о найденых ошибках, дает рекомендации. Автор поста, в свою очередь, тоже может что-то сказать, спросить или уточнить.


Комментариев пока нет.


Добавлять комменты могут только редакторы и автор поста.