Никогданелюбилгромкихвысказываний,но,темнеменее,прошлаяиграДэйваРидена-StanleyParable-измениламир.Сатирическаяисториясдевятнадцатьюконцовками,высмеивающаямнимую"свободувыбора"всовременныхинтерактивныхразвлечениях,оказаласьглоткомсвежеговоздухаирасширилапривычныегоризонтывзаимодействиямеждугеймеромиигрой.Посленеевыстанетеиначеотноситьсяквидеоиграм—иэтодалеконепустыеслова:посмотритенаневероятноеколичествонаградоткритиковинавосторженныеоткликиотюзеров.Удивительно,ноTheBeginner'sGuideсноваломаетпривычныеграницы,правда,наэтотразговоритсигрокомнаабсолютнодругомязыке.Настарт.Внимание.РыбаОченьчастоиндиигры(даивообщевидеоигры)стараютсярассказыватьличныеисториитак,чтобызацепитьвас"задушу".Одинизяркихпримеровпрошлого-GoneHome-максимальноблизкоприблизилсякэтомуэффекту,но,темнеменее,несмогразрушитьбарьермеждуэкраномичеловеком.ПослеTheBeginner'sGuideэтастенападает.Чтобымаксимальнопростообъяснитьэтотэффект,могуперевестивампример.Представьте,чтовыкаким-тоневероятнымобразомоказалисьвгостяхуДэйва.Выразговорились,ионвамрешилдоверитьоднуисторию,случившуюсяличносним.Онсажаетвасзакомпьютер,запускаетсамодельнуюкартудляCSиначинаетрассказывать:«ЭтоперваяиграКоды,скоторойяиначнусвоюисторию».ПотомДейвзапускаетследующуюигруиначинаетрассказыватьоееструктуреиотехидеях,чтоонанесет.Интересното,чторазговоридетнетолькообинди,ноиочеловеке:егохарактереивнутреннеммире.Историяначинаетзакручиватьсяблагодарятому,чтовывсетеснеезнакомитесьсДэйвомиКодой,ближекфиналууваспоявляетсясмутнаятревога.ГолосДэйваначинаетдрожать.ОнпоказываетвампоследнююигруКоды,ипосленеевыпростомолчите.Знаете,этотакойвидмолчания,которыйвозникаетвслучае:«О,боже,чтотынаделал?».Тебянастигаетволнаэмоций,гдеперемешиваетсяисочувствиекДэйву,и,одновременно,презрениекнему.Дэйвпоказываетвамэпилогиуходит.Выостаетесьодиннаодинсэтойисторией,невсилахпонять,чтосэтиммиромнетак,ипочемувнемстолькоболи.Иливыдумаетеотом,какойжевсе-такиублюдокэтотДэйв.Илидажеваспосещаетмысльотом,чтонеобходимонайтиКодуидействительнопомочьему.Влюбомслучае,домойвывернетесьнемногодругимчеловеком.Именнотакипроходитигра—тысловнопосещаешьвнутренниймирДэйва,туегочасть,гдеживутигрыКоды,ипостепеннознакомишьсясними.Причем,этознакомствонепроходитбезпоследствийдлявасобоих.Тебязадеваетэтаисторияимир,гдеонаслучилась.Послетычувствуешь,чтовтебечто-тоизменилось,иэтонесовсемприятныевпечатленияототличнопроведенноговремени,которыебываютпослеигр,ановаяточказрениянамир.Словнодействительносампережилвсеэто.Барьермеждумониторомиигройразрушен—иэтосамоекрутое,чтоможетвамдатьвамTheBeginner'sGuide.Одновременносэтимкроетсяиглавнаяслабостьигры—онаабсолютно«нишевая»иненесетувеселительныйхарактер,кактотжеStanleyParable.Невсемэтопонравится,иневсеготовыбудутпринятьтакуюконцепцию.Вэтойрецензииянебудумногорассказыватьпросюжет,геймплейилиграфику.Достаточнознатьто,чтовседействиепроисходитотпервоголицаиигровойпроцессстроитсянарешениинесложныхголоволомокипутешествиюпомногочисленнымуровням.ВсеэтосделанонадвижкеSource,которыйтрадиционноотличнопрорисовываетинтерьерыиосвещениевних.Вашазадача-простослушатьрассказДейваи...наблюдатьзапроисходящем.Далеевстатье—никакихспойлеров,сосредоточимсятольконанарративе,которыйвэтойигреуникален(ипронегодействительностоитрассказать).Этотпроект-протворчествоисамовыражениевиндииграх.Мывсезнакомысданнойотрасльювиндустрииразвлечений,номалоктодействительноможетпохвастатьсяличнойсопричастностьюкней.Мыпростогеймеры,которыеиграютвигры.Онимогутнамнравится,илинет-несуть.Важното,чтообычномынезнаемопроисходящем«закадром».МынезнаемосоздателеничегокромеинформациинаегостраничкевФейсбукеилисообщениивТвиттере.Поройдажеличностьразработчиканетакинтересна,какегопроекты.TheBeginner'sGuideцеликомстроитсяименнонаэтоммоменте—мыиграемвсборниквидеоигродногочеловека,гдепрослеживаетсяяркаяличностьегосоздателя,аведетнасвэтойисториирассказчик,готовыйпрояснитьвсеинтересныемоменты.БудущеепозадиЭтаигракакшкатулка,ионадаетвамшансзаглянутьвдушунетолькоразработчика,ноирассказчика.Пожалуй,большениодиндругойвидискусстванедаеттакойвозможности,иярад,чтоэтимнаконец-топравильновоспользовались.То,чтопроисходитпоэтусторонуэкрана(тоестьсвами),гораздоважнее,чемгеймплей.Чужаяисториястановитсявашей-ивыпереживаетееепрямосейчас,вэтотмомент.Всезавязаноконкретнонавас—выидетепоглавам,погружаясьвповествованиеивскореначинаетевырабатыватьсвоесобственноемнениеивидениепроисходящего.Этаигратрогаетзадушу—ичемближекфиналу,темсильнее.Такойподходкореннымобразомотличаетсяотвсехсовременныхвидеоигр,гдевпервуюочередьстараютсясделатьприятнуюграфику,клевыйсюжетимощныйбоевик.TheBeginner'sGuideнетакая,унееестьхарактер,инефакт,чтовыснейподружитесь.Психологизм—краеугольныйкаменьпроекта.Тызнакомишьсясчеловекомчерезегоигры,потомучтоигрывыступаютотражениемегодуши,аизучатьдругогочеловека—этоинтересно,этозаложеновнашейприроде.Любопытство.Тывнимательновчитываешьсяивникаешьвпроисходящеевокруг,ивдругпонимаешь,чтовфиналеКодаобращаетсянекДэйву,аличноктебе.Наступает«шок»истранноеощущениевинызато,чтотыподсмотрелвчужуюдушуиименновтучасть,куданельзябылонаправлятьсвойвзор.Этаиграпрото,какмысльобретаетформу.Вданномслучаеформуигры.Идаженемысль,ахарактерчеловека(еслихотите—егодуша)находитотражениевкаждоммиллиметресконструированногопространства.Думаю,любомутворческомучеловекубудуточеньблизкипроблемыКоды,которыезаключаютсявпоискевдохновенияижеланиясоздаватьновое.Иградаетуникальнуювозможностьувидетьмеханизминдиигр,узнатьпредысториюипобыватьна«внутреннейкухне».Причем,проектыКодыдействительноинтересны:внихестьмысль,закоторуюсразуцепляешься.Этокакпрогулкаповиртуальнойвыставкесовременногохудожника-перфомансера,гдеэкскурсоводличнознакомсавторомизаинтересованвзадачедонестидовассмыслкаждойкартины.Настоящееудовольствиедляума.СейчастывходишьПричемнедумайте,чтовсетакабстрактно,какяописываю.Еслиразобратьигрунасоставляющие,томыувидимчеткуюструтуру:каждаяглава—этоотдельнаяиграКоды,созданнаяимвпериодс2008по2011годы.КаждуюизнихкомментируетДэйв,ивнихдействительноинтересноиграть.Подкупаетещеито,чтомнениеопроектахКодыскладываетсяблагодарявзглядурассказчика—еслибынеон,выврядлибывообщезаметилиипонялибыэтиигры.Отмечуэпилог-оншикарнопоставлен.Давнонебылотакиххорошихэпилогов,которыебыдаваливозможностьсобратьсясмыслямиизадатьвопросужеличносебе:«Ачтобысделалявтакойситуации?»Удовольствиеотэтойигрысильноотличаетсяотпослевкусияболеетрадиционныхигр.Посленеетысмотришьнапривычныевещинемногопо-другому.Этопрекрасно.Вмузыкальнойтерминологии"кода"означаетдополнительныйразделвопределеннойчастимузыкальногопроизведения,которыйнепринимаетсявовниманиеприегостроении.Прощеговоря,кода-это"послесловие"всеймузыкальнойтемы,ее"хвост"илишлейф.Учитывая,чтоиконкаигрысовпадаетсобозначениемкоды-этонаталкиваетнавыводотом,чтотакогоперсонажаникогданесуществовалоионявляетсявсего-лишьплодомвоображенияавтора.
Комментарии редакции и автора поста
Тут шеф-редактор сообщает о найденых ошибках, дает рекомендации. Автор поста, в свою очередь, тоже может что-то сказать, спросить или уточнить.
Добавлять комменты могут только редакторы и автор поста.
Вы были успешно зарегистрированы с логином .
Вы можете указать логин и почтовый ящик прямо сейчас, а можете сделать это позже, нажав кнопку "пропустить этот шаг".