Страх вовсе не в опасности, он в нас самих. ©

Давно хотелось поделиться своим мнением о играх жанра horror, да и просто обсудить их. Собственно, к написанию поста меня подтолкнула недавняя бесплатная Amnesia: The Dark Descent. Я не большой любитель играть в хоррор игры (дальше я расскажу почему), но раз такое дело, почему бы и не попробовать?

Итак, запускаем. Эмбиент в меню звучит мрачно и сурово, намекая на далеко не веселое прохождение. Начинаем новую игру, бродим по темным интерьерам замка,вникаем в сюжетную линию, потихоньку выполняем паззлы и... Все. Страха нет абсолютно никакого. Нет даже напряженности, которую порой испытываешь в одиночестве. То есть, все пугающие элементы на месте: бегающие тени, завывания ветра, внезапно распахивающиеся двери, монстры и так далее. Но при этом я чувствую, словно играю в простую адвенчурку, просто она немного "темновата". Я не виню саму игру, наоборот, она скорее даже хороша - своим дизайном, атмосферой, звуковым сопровождением. Но лично на меня, как "пугалка" Амнезия не работает.

Я подумал: "А когда я последний раз пугался в играх подобного жанра?" Перед глазами пронеслась Penumbra, которую я забросил где-то в самом начале, множество простеньких инди-хорроров, которые смотрелись как нарисованная страшная рожица на картонке, Slender, Five Nights at Freddy's, да и пожалуй все. И абсолютно ни одна игра не смогла меня напугать, ни одна. Многие скажут, мол, ты обязательно должен играть ночью, в наушниках, один, бла-бла-бла... Конечно я так делал, но опять же, просто бросал из-за скуки, потому что играть в хорроры ради сюжета уж простите, но я не могу (правда, та же Амнезия меня немного заинтересовала).

И тут у меня возникает вопрос: "Почему происходящее на экране не вызывает того самого ощущения страха?" Ответ кроется уже в самом вопросе. Все происходит на экране. Не со мной, а с другим, вымышленным персонажем. Это его, случись что, сожрут монстры или растворит в себе темное нечто. Это его проблема, что он один оказался в *insert_your_fearful_place_here* и ему надо выбраться живым/найти определенное кол-во предметов/решить пару паззлов. И уже моя проблема, что я не могу поставить себя на его место. Печально, но это так.

Но вы не подумайте, что ни в одной игре я не испугался ни разу, нет-нет. Просто все эти случаи происходили либо когда я был еще юн, либо с головой погружался в атмосферу игры. Я навскидку составил небольшой списочек, прошу ознакомиться:

1) S.T.A.L.K.E.R. - Shadow of Chernobyl, Подземелья НИИ.

Сама по себе локация не из радужных, а тут еще я впервые встретил кровососа, от вида которого я выделил такое кол-во кирпичей, на которое можно было второе НИИ рядом построить.

2) Postal 2 Apocalypse Weekend.

Был там момент, когда у ГГ проявляются последствия травмы головы и стены вокруг превращаются в движущееся месиво из крови и плоти. Бр-р-р.

3) DOOM 3

Плохо помню что там вообще было, но что-то заставило меня тогда выключить игру и тихонечко запустить Uninstall.

4) Harry Potter and the Philosopher’s Stone.

Да-да, вам не показалось. :3 Я был маленький и боялся Пивза. Очень уж неприятный у него голосок и страшная морда, хе.

5) Resident Evil 4.

Этот хлопчик испугал меня сильно.

Далеко не полный список, конечно. F.E.A.R., Silent Hill, но там скорее чувствовалась напряженность, нежели страх.


В общем-то, это все, что я хотел сказать, хоть и кривовато изложил. Хотелось бы узнать ваше мнение насчет хоррор игр в целом, или же просто взглянуть на ваш список моментов в играх, от которых мурашки по коже бегут.
Комментарии
  • 1Usernm | 17 сентября 2015 г.
    Мне в этом плане хорошо (хорошо?), на меня хорроры вполне действуют, потому что если игра не увлекает, я просто забью на нее, а не буду зевая проходить дальше.

    В сталкере мне запомнились больше не кровососы, а контролер в этой же подземке нии. Иду спокойно, никого не трогаю. Сзади точно знаю что все зачистил. И тут он начинает меня шатать об стены. Я забегаю за укрытие, ожидая, что это какая-то фигня впереди меня, или очередная ловушка, а он меня снова шатает. Разворачиваюсь, а там этот белый силуэт. Я на адреналине в него весь рожок с калашникова высадил и понимаю что он нифига еще не умер. Высадил понятное дело большинство в стены вокруг, потому что ручонки затряслись. Ну дальше понятно, за укрытие, аптечку, высовываемся и пытаемся короткими по три выстрела добить. В итоге после первого прохождения осталось впечатление, что контролер это босс какой-то сильный.

    Когда я второй раз проходил игру и отправился в эти подвалы, я помня про прошлый раз, я оглядывался в длинных коридорах. А когда таки затриггерил его, оказалось что там еще и эффект визуальный есть, когда он появляется, просто развернулся, 2 выстрела ему в голову и все...

    Еще помню момент, в другой подземке, дальше по сюжету есть зал с живой плотью и гранатометом. Первый раз я гранатомет как водится не нашел, в панике бегал вокруг коробок и расстреливал ее. Второй раз я на него наткнулся раньше, чем на эту тварь, ну и понятно, что использовал его, как только ее нашел.

    Снорков еще понмю. Неприятные твари, вроде никого не было рядом и тут тебя уже за ногу кусают.

    Из не своих страхов помню партию в project zomboid. Мы сидели вчетвером наверно на одном сервере, общались в тимспике, казалось бы что могло быть страшного? Объясняем одному из игроков, как пройти к нам на склад в восточной части города. Но из-за изометрии видимо слово восточный было не самым правильным, потому что по карте он был в правом верхнем углу. Ну и в итоге этот товарищ несколько заблудился и оказался среди ночи в густом лесу с топориком в руках. Зона видимости 1 тайл от персонажа и кругом воют зомби, которые неизвестно где именно. В общем этот парень верещал там как пятилетняя девочка, чем всем безумно доставил.
  • 0Wanderbraun | 16 сентября 2015 г.
    По поводу Сталкера - плюсую. В детстве я забросил играть именно после этого момента.
  • 0Shaggy | 16 сентября 2015 г.
    И уже моя проблема, что я не могу поставить себя на его место.

    100% так. У меня с эмпатией туго, поэтому хорроры (как игры так и фильмы ужасов) на меня не действуют. А ещё я флегматик или меланхолик — не знаю, но напугать меня чем-то внезапно появившимся из темноты архисложно. За всё время пугался только в DOOM 3 в одном-единственном месте. Всё остальное — скучный отстрел предсказуемо появляющихся монстров. Бросил играть не пройдя.

    И да, наверное, поэтому я терпеть не могу большинство инди: там слишком часто упор делается на чувства, страхи и прочую белиберду. Взять тот же LIMBO. Самый банальный платформер, неплохо нарисованный, но не более того. Или Исаака. Чушь на 3-4 часа. Побегали-постреляли, но динамики высокой нет, много монотонных действий.
    • 0MrStrateg | 17 сентября 2015 г.
      >Взять тот же LIMBO. Самый банальный платформер, неплохо нарисованный, но не более того.

      Подписываюсь под каждым словом. Стилистика - да, хороша, но на этом все заканчивается. Забросил где-то на середине.
  • 0FruitGish | 17 сентября 2015 г.
    А как же игры по крипипасте? (Вроде Sonic dot EXE). Меня вот очень пугает.
  • 0Reidea | 17 сентября 2015 г.
    Наверное полетят в меня камни, но я например принципиально стараюсь избегать играть в те игры которые позиционируют себя как ужастики. Они меня как-то не цепляют, логики происходящего обычно там нет (хотя в редких случаях безусловно есть). Уточню ещё раз, речь идет именно о тех играх, которые ПОЗИЦИОНИРУЮТ себя как ужастики, т.е. которые заявляют о том, что весь смысл их существования это напугать. Хотя на ряду с этим мне очень нравится вселенная "Чужого против Хищника", или например в Старкрафте есть раса Зергов, очевидно что проектировалась она как "страшная внеземная хрень", но там есть логика, есть изюминка и в Старкрафте нет цели кого-то напугать, там есть цель отстраивать базу, вести свою стратегию и т.д.
    • 0Forest_Swamp | 17 сентября 2015 г.
      Alien Isolation.

      Just Do It!
      • 0Reidea | 17 сентября 2015 г.
        Играл) Логика поведения Чужого мне не понравилась.
  • 0Pache | 17 сентября 2015 г.
    Кроме Silent Hill 2, который меня пугает до сих пор (ну... Не то что пугает. Просто потом, когда я ложусь спать, я лежу и понимаю, что кое-кто сейчас придёт со своим тесаком <"""<), я мало помню чего-то очень пугающего в играх. Рейвенхольм, может быть? Но он был страшный лишь первые три-четыре раза, до того как я выучила игру наизусть.
    Ещё был F.E.A.R., особенно тот момент в конце, когда Альма выбирается на свободу. Кадры, когда она ползёт прямо в камеру на опасной скорости меня здорово перепугали, потом возвращаться к этому моменту было неуютно.

    Вообще, я в играх обычно боюсь... Ну как это сказать? Пустоты. Мне становится жутко когда я, скажем, вываливаюсь за пределы уровня, играя в полноэкранном режиме. Играть в Yume Nikki с её бесконечными полями было тяжко. Похожие чувства у меня вызывала такая старая игрушка, как Ecco (про дельфина) - не прошла я её не столько из-за сложности, а сколько из-за того, что этот чёртов океан пустой вокруг ничего нет только вода и пучина морская за что вы сделали игру такой страшной черти?!

    Эх, сделал бы кто игру по той крипипасте про Годзиллу и красного монстра...
  • 0janna070 | 17 сентября 2015 г.
    "Harry Potter and the Philosopher’s Stone."
    Прочитав название этой игрушки, словила себя на мысли, что она интересна для меня. В своё время проходила её с удовольствием. Этот жанр - аркада, квест с мистическим уклоном (про мальчика с волшебными навыками) - для меня открытие. С нескрываемым любопытством также смотрела фильмы о Гарри Поттере и даже читала книги Дж. К. Ролинг (писательницы). До сих пор представляю визуально, как Гарри Поттер со своими друзьями с небывалой волшебной ловкостью проходил сквозь стену, чтобы очутиться на волшебной платформе (чтобы ехать в Хогвардс), а так же их приключения в школе для юных волшебников. :) Пугающие моменты также были в этой игре.
    • 0Reidea | 17 сентября 2015 г.
      Видимо потому, что вы фанатка этой вселенной ))
      Фильм по книге действительно сняли хорошо. (Также хорошо как Властелин колец).
      • 0Cherenkov | 17 сентября 2015 г.
        Также хорошо как Властелин колец - звучит как сарказм, ведь что "Властелин колец" ругают за недостаточный уровень фэнтези, что "Поттера" за малый охват событий. Речь о фильмах относительно книг, естественно.
        • 0Reidea | 17 сентября 2015 г.
          Ну, я не знаю более фэнтезийного фильма чем трилогия Властелин Колец. Орки, гномы, эльфы и т.п... ни в одном другом фильме нет такого количества рас.
          "Малый охват событий" - это тоже претензия слишком натянутая. Фильм имеет свои строгие временные рамки в которые можно уложить ограниченное количество событий поэтому очевидно, что чем-то придется пожертвовать.