5

Что такое Survival?

Это статья о жанре Выживание (Survival) от Darya
5213 43 28 июля 2015 г. Редакция: отлично, проверено
Выживание (Survival) – это жанр компьютерных игр, где главной задачей игрока является сохранение жизни своего персонажа в сложных условиях. Расплывчатое определение выходит, не так ли? Сюда же можно включить и РПГ (там все время мир приходится спасать, чем не выживание?), и даже шутеры (спасаем персонажа от пуль вражеских солдат). Другое дело, что обязательным атрибутом «Выживания» является крафт и открытый мир (по крайней мере, на данный момент).

Выживание(Survival)–этожанркомпьютерныхигр,гдеглавнойзадачейигрокаявляетсясохранениежизнисвоегоперсонажавсложныхусловиях.Расплывчатоеопределениевыходит,нетакли?СюдажеможновключитьиРПГ(тамвсевремямирприходитсяспасать,чемневыживание?),идажешутеры(спасаемперсонажаотпульвражескихсолдат).Другоедело,чтообязательныматрибутом«Выживания»являетсякрафтиоткрытыймир(покрайнеймере,наданныймомент).СамоеначалоКаксформировалсяданныйжанр?Чтож,выделитьчеткуюдатунельзя.Можнолишьпроследитьмомент,когдачертыSurvivalсталипроявлятьсявигровойиндустрии.ТутследуетобратитсякигреHauntedHouseнаAtari2600иSweetHomeAlabamaнаNES.Обенесливсебеэлементвыживания,авпоследнейтаквообщебылииРПГ-элементы.ОднакоHauntedHouseбыладовольнопримитивна,аSweetHomeникогданевыходилазапределамиЯпонииидолжногоэффектанамировойрынококазатьнесмогла.Такилииначе,началожанрубылоположено.ДальшепоявиласьAloneintheDark,ResidentEvilиSilentHill.ЭтиигрыпородилижанрSurvivalHorror(терпение,скородойдемидосути).Впрочем,идоResidentEvilсуществовалиигры,вкоторыхвыживаниестоялонапервомместе.Кпримеру,MadMaxпомотивамодноименнойсериифильмоввышлав1990годуисочеталавсебенесколькожанров,втомчислеиSurvival.Выраженонбылввидесобиранияпатроновитоплива.Самаиграбылаподеленанаэтапы.Вконцекаждогоуровнявстречалсябосс(собственно,главнаяцельигры–победитьвсехглаварейбанд).ФормированиежанраКомпанияSilmarilsбылаизвестнатем,чтовыпустилавсередине90-ыхнесколькоигр,основукоторыхсоставлялоименновыживание.Robinson'sRequiemтаквообщесчитаетсяпервойSurvival-игройв3D-окружении.ГлавногогерояигрывыбрасывалонапланетеЗаратустра(здравствуй,Ницше),гдеемупредстояловыжитьвусловияхинопланетнойсреды.Критикиосталисьпрохладнывоценках,сказав,чтосистемныетребованиябылизавышеныдляуровняграфикина1994год,асамаиграмоглапоказатьсяскучнойиз-запостояннойнеобходимостиделатьодниитежедействия:ходитьпокартеисобиратьнужныедлявыживаниявещи.Крафтпризнавалсяскучным,аGUI–слишкомзагруженным.Нофанатскуюбазуиграсформироватьсмогла,иSilmarilsдажезадумалапортына3DOиAtariJaguar,нониодинизнихвсветтакиневышел.В1996годуSilmarilsвыпускаетсиквелкRobinson'sRequiem,названныйDEUS(нет,неEX).Главныйгеройпрошлойигрыперекочевалвэту,вместеснемноговидоизмененнымGUI.DEUSтакжебылхолодноприняткритиками.Всепрошлыеошибкикомпаниивновьпроявились.Этобылиунылыйкрафт,изапутаннаясистемадействий,икучаэкранов,которыеотвечализацелыйрядпараметров.Должногоодобрениянепроявилосьивстанеигроков,поэтомустудияпереключиласьнасозданиедругоготипаигр.Кслову,Silmarilsипросуществовала-тонедолго:в2003годукомпанияобанкротилась.Далеенаступилоотносительноезатишье,связанноекакразсиграмижанраSurvivalHorror,описаннымивыше.Послетого,каквниманиеплавнопереключилосьнасмешениеActionHorror,напереднийпланвновьвышелчистыйSurvival.Втомже2003годупоявилисьсразудвеигры:NotriumиStranded.Последняясталадовольнопопулярнойвопределенныхкругах.ВStrandedбыливсечерты,присущие«настоящему»Survival–крафтинг,строительство,охотаипрочее.Изсамыхзапоминающихсявозможностейможновыделить«школу»дляобезьян.Обученныеприматымоглипомочьвамвомногоми,главное,создатьсвоюстранускокосамиибананами!.Занимаясьфермерством,стоилообращатьвниманиенаугрозусосторонынасекомых.Срубленныедеревьяросливновь,асобранныебабочкиоблегчалиношуглавногогероя.Иградорабатываласьаждо2008года.Многимнасайте,наверное,вспомнитсятотвосхитительныйлев,которыйдаженепередвигаллапами,прогуливаясьвокруг,амордойиненамекал,чтоглавномугероюугрожаетопасность.Непрямоеуправлениеюнитами?Новперечисленныхпроектахигрокнапрямуюуправлялперсонажем.Ачтододругихигр?В2001-омгодувышлаDiggles:TheMythOfFenris,запомнившаясятем,чтогномыздесьнебыликартоннымифигурами–каждыйперсонажобладалсвоимхарактеромижеланиями.ВDwarfFortressэтаособенностьтакжеимеется.ИдейныйпродолжениемDiggles:TheMythOfFenrisможносчитатьCrafttheWorld-развечтовозможностейтамчутьменьше.ВStonehearth,кслову,тожеестьэлементывыживания(иворохсвоихпроблем).НебольшаяпаузаSurvivalвновьвзялпередышкунапериод2005-2009года.СвязанаонаспоявлениемтакихигркакCallofCthulhuиPenumbra.Здесьтакжеможноотметитьэлементывыживаниявсложныхусловиях-поискпредметов,необходимыхдлясохраненияздоровьяилирассудка(главное-поменьшеморфия).ВCallofCthulhuможновыделитьособуюсистемуздоровья,гденетпоказателяжизней.Простоперсонажсизображеннымиранами.Тутипорезы,ипереломыимеются.Кромеэтогозаслуживаетвниманияпроработаннаясистемарассудка,вкоторойсдесятокэффектовимеется,начинаяотглухотыизаканчиваягаллюцинациями.НечтопохожееимеетсяивAmnesia:TheDarkDescent.Ночто-тоязаболталась.НадовозвращатьсякSurvival.СовременныереалииВ2009годунаигровойсценевозниклафигуралысоватогомужчинысбородойившляпе(шуточкипроБоярского,ага).ЗадумкасделатьклонInfiniminerсгеймплейнымиэлементамивродетех,чтобыливDwarfFortress,привелаксозданиюMinecraft.Примерносэтоговремениможноговоритьотом,чтожанрSurvivalобрелсвойнынешнийоблик.Minecraftжесталнастолькоуспешным,чтототсамыйгосподинвшляпеумудрилсяпродатьегоза2,5миллиардадолларовкомпанииMicrosoft.Игра,будучиещевстадиибеты,породилабесчисленноемножествоклонов,пытавшихсязаработатьхотябычастьеепопулярности:Moonforge,ManicDigger,ипрочее,ипрочее.Ихчислонасамомделебезгранично.Разработчикихвалилисьтоболеереалистичнойфизикой,тоболееприятнойграфикой,товообщеС++,анеJava,восновепроекта.Такилииначе,всеониосталисьнисчем.ДажевоВконтактепоявилисьприложения,похожиенаMinecraft.Самоеизвестноеизних–КопательонлайнилижеDiggerOnline,какегонынчекличутвSteam.Minecraftтакжепородилимодунатакназываемый«кубизм».Тутужедалекозапримерамиидтиненадо-достаточнозаглянутьвSteamипонять,что«кубических»игртамоченьиоченьмного.ПричемонинеобязательноотносятсякжанруSurvival.ТутестьиРПГ,идажестратегии.В2011годувыходитTerarria.Ивэтотжемоментрождаетсяизвечныйспор:«TerarriaилиMinecraft?»Насамомделе,TerarriaкопируетнестолькосамотворениеНотча,сколькосамуидеюиосновныефишки,присущиежанру«Выживание».ИграстудииRe-Logicтакжесмоглапородитьцелуюволнуклонов.ЧастьизнихможноувидетьвSteam;некоторыенаходятсяв«раннемдоступе»,анекоторыеуспешноизнеговышли.Частьвзялалишьидею2D-мирасдвумяуровнямиблоков(назаднемипереднемфоне).КакпримерможнопривестиStarbound.СамаTerarria,кслову,досихпоробновляетсяиобрастаетконтентом,привлекаявсеновыхиновыхигроков.Периодс2013годаипонастоящеевремяможноназватьнастоящимрасцветомжанра.Связанонкакразспоявлением«раннегодоступа»вSteam.Да,идо2013годаигрвжанреSurvivalбылоболеечемдостаточно,нобольшинствоизнихоставалосьлишьтуманноймечтойразработчиков.Большиекомпаниинегорелижеланиемтрудитьсянад«выживалками»,оставляяихинди-разработчикамнапотеху.Учитываядовольноскромныебюджетыинаполеоновскиепланыпоследних,проектыобычновыходиливстадиюальфы,сталкивалисьспроблемойнехваткифинансовиблагополучнозабрасывались.«Раннийдоступ»жепозволялразработчикамвыставлятьвмагазинеSteamкакразальфа-версииичто-тозанихполучать,продолжаяразработку(втеории).ЭтосталонастоящимпрорывомдляSurvival.Patternsсталаоднойизпервыхигрв«раннемдоступе».20марта2013годаонапоявиласьвместесоStarForge,UndertheOceanипрочимипервопроходцамиEarlyAccess,около15процентовизкоторых–«выживалки».АужигрсэлементамиSurvivalещенамногобольше.Очем-тоэтодаговорит?ВтечениетогожегодавSteamпоявилисьидругиепредставителижанра-RustилиProjectZomboid,например.Такиеигрыдалисвоегородатолчокдругимразработчикам-жанр-то,мол,прибыльный,иигрокипокупаютранниесборкивместесушнойлапшой,котораячастенькопоставляетсявкомплекте.ТакимобразомвSteamдажеметка«выживание»появилась.Нажавнанее,выоткроетеогромныйсписоквсего,гдеэтосамое«выживание»имеетместо.Можноипростозаглянутьвпопулярные-напервомместетамнескольконедельгордокрасоваласьARK:SurvivalEvolved.ЧутьнижерасположиласьRust,занимавшаялидирующиепозициивтопеещедоARK,аещениже–H1Z1идолгостройвлицеDayZSA,которыйврелиздолженвыйтитеперьужв2016году.Стоитлипослеэтогоещеговорить,чтожанрпопуляренсредигеймеров?Думаю,нет.Однотипноилинет?Инди-разработчикинестоятнаместеипостоянносоздаютчто-тоновое.Вкаждомпроектемеханизмвыживаниясвой.Возьмем,кпримеру,LongDark.Визуальноиграужевыглядитдовольноинтересно,ведьпокамногиестудиипытаютсясоздатькинематографичнуюкартинкувсвоихиграх,LongDarkсмотритсянесколькомультяшно.Сеттингтуттакжеособенный–вечнаямерзлота.И,соответственно,элементывыживаниясвои.Нужноследитьзатемпературойтелаикалориями,чтобынезамерзнуть.ВTheForestнеобходимопостоянноиметьввидунабегиаборигенов,адлязащитыотнихустанавливатьтотемыиливозводитьвысокиестены.ВStrandedDeepнеобходимопостояннобороздитьморскиепросторыипереправлятьсясострованаостровдлядобычинеобходимыхдлявыживанияресурсов.ВSubnauticaтаквообще-мирцеликомпогруженподводу.Главномугероюприходитсяпостоянноследитьзауровнемкислородаиопаснымихищниками,обитающимивогромномокеане.Внекоторыхиграх,напримервSpaceEngineers,игратьприходитсявоткрытомкосмосе.Физикавиграхсподобнымсеттингомзависитлишьотвыбораразработчиков.Ктостремитсякреалиям,делаяуправлениеподобноигреPioneer,акто-тооставляетегоаркадным,подобноEmpyrion-GalacticSurvival.Приэтомнестоитзабыватьпрозомби-тематику.Здесьигрпростовеликоемножество.Ихвсеинесчесть.Заглянемвбудущее?Перспективыжанранасамом-тоделедовольнотуманны.Да,сейчасонпрактическинапикепопулярностиуигроков,нонафонехорошихигртипаLongDarkилиTheForestвSteamпоявляетсяиоткровенныйтреш,сделанныйнаколенкедлялегкогозаработкаденег.ВкачествепримераможнопривестиTheDistrict,которыйсейчаснаходитсявстадии«раннегодоступа».Отзывыигроковкрайнеотрицательные,даивсвоюочередьмогуброситькаменьвадресразработчиков-онитакинеотдалиключипользователям,проголосовавшимзаигрувGreenlight.Итакихподелоквпоследнеевремясталопоявлятьсявсебольшеибольше,причемпрямехоньковмагазинеSteam.Разработчикичастенькобросаютсвоитворениянедоделанными,хватаясьзадва,атоитрипроектаодновременно.Этонеможетнесказатьсянакачествепродуктов.Вместооднойхорошейигрыврезультатевыходитпарочкаполовинчатых.Ичембольшетаких«недоделок»появляетсявSteam,тембольшебудетнегативныхотзывовитембольшенегативныхсловбудетсказановадрессамогожанраSurvival.Даикромеэтого,идейустудий-разработчиковнеможетбытьбесконечноеколичество-когда-нибудьихпотокиссякнетинаступиткризисжанра.Предположу,чтовближайшиенескольколет«выживалки»будутпродолжатьрасцветать,апотоминтересигроковпойдетрезконаспад.Надеюсь,былоинтересноипознавательно.Спасибозавнимание!

Комментарии редакции и автора поста

Тут шеф-редактор сообщает о найденых ошибках, дает рекомендации. Автор поста, в свою очередь, тоже может что-то сказать, спросить или уточнить.


Комментариев пока нет.


Добавлять комменты могут только редакторы и автор поста.