6

Почему мне так нравится "Ранний доступ"

Это статья из тега Steam Early Access от Darya
2812 37 9 июля 2015 г. Редакция: отлично, проверено
В данной статье я постараюсь разобрать все плюсы и минусы Steam Early Access.

ВданнойстатьеяпостараюсьразобратьвсеплюсыиминусыSteamEarlyAccess.Начнуиздалека:думаю,всепрекраснознаютотакомсвоеобразномситевSteamкакGreenlight.«Зеленыйсвет»должныбылиполучатьпродукты,закоторыепроголосовалоопределенноечислопользователей.Такимобразомлегкоможнобылоотсеятьмножествоигр,сделанныхпростоужасно.Идопорыдовременивсеработалокакнадо.ВSteamблагодаряэтомупоявлялисьтакиеигры,какCryofFear,Betrayerидругиенеменеедостойныетайтлы.Однаковремяожиданияпоявлениясамойигрыпослеполученияею"зеленогосвета"затягивалось.Иждатьприходилосьдовольнодолго.Какойжевыходизсложившейсяситуацииможнобылонайти?"Апочемубынеплатитьзаальфа-версии?"-решилитоварищиизValveи20марта2013годапервые12"недоделанных"игрсталидоступныдляпокупкипользователям.Практикапродажиальфа-версий-явлениеобычное.Кпримеру,Factorio,котораяпокаещенепоявиласьвSteam,досихнаходитсянастадиитестирования,нокупитьигруужеможно.Сдругойсторонывсегдасуществовалаисуществуетвозможностьзагружатьсвоидемо-версиинасайтытипаIndieDB,аужеоттудагеймерымоглиихскачатьирешить,стоитиграпокупкиилинет.Некоторыеразработчикидлясвоихдетищделалицелыесайты.ДемоInVerbisVirtus,кпримеру,можнобылоскачатьсофициальногосайтасовершеннобесплатно.Теперьжезадоступкомногимиграмприходитсяплатить.Чтож,теперьнепосредственнок«раннемудоступу».Какужебылосказаноранее,разработчикиполучиливозможностьвыставлятьсвоипроектывSteam,минуястадиюGreenlight(еслиигруодобрят).Помимоэтого,всёещёможнополучить"зеленыйсвет",азатемвыпуститьигрув"EarlyAccess".Итутначинаетсясамоенеприятное:практическивсеранниесборкисодержаточеньмалоконтента,даикрометого,снабженыоптимизациейуровняBatman:ArkhamKnight,атоиещехуже.Инесмотрянато,чторазработчикизаботливопишутчутьневзаголовке«играпредназначенадляразработчиков,иполнаяверсиявыйдеттакого-точисла»,геймерыактивновыкатываютнегативныеотзывы.Впрочем,этодажехорошо,эдакийбагрепортвыходит.Нуаеслиигракажетсясовсемужнеиграбельной,томожновернутьзанееденьги.БлагоSteamсейчастакоепозволяет.Впрочем,многиегеймерыактивнопомогаютразработчикамвпоискахбагов,асамиразработчикиблагодарятигроковновымконтентом(втеории).НапримереHardlandмогусказать,чтопервыеверсиипредставлялиизсебяпарулокаций,ибесконечный,нопустоймир.Сейчасжеиграпреображаетсянаглазахиразработчикистарательнофиксятбагиизаполняютсвоёдетищеинтересностями.Яужедаженемогусказать,чтовHardlandскучнонаходиться.Теперьдавайтепройдемсяпосамымочевиднымминусам,которыеждутгеймеров,купившихигрувстадии«раннегодоступа».Яихдажеразделиланаместа.Разумеется,насамомпервомместестоитбанальныйвыпускнедоделаннойигрыилижезабросразработки.Всездесьзависитоттого,какмноголюдейкупитальфу-версию.Еслилюдейбыломало,тоибюджетбудетдостаточномал,азначитвозможностейдляполетамыслиуразработчиковпрактическинет.Впрочем,некоторыеигрыпростоостаютсявраннемдоступебезобновлений,несмотрянамножествораспроданныхкопий.Далекозапримерамиидтиненадо,тотжеStarbound,собраввосемьмиллионов,благополучнолегвспячкупочтинацелыйгод.Хотясейчасразработкапродолжилась.Даипроблемазабросаигрысейчасоченьважна.Кпримеру,SpaceBaseDF-9былблагополучнозаброшениотданнарастерзаниемододелам-любителям.ТутужекамушеквогородТимаШейфера,которыйисвойнедавнийMASSIVECHALICEсделалмаксимальнопохожейнаX-Com:EnemyUnknown,добавивпару-тройкуфишек(утрирую)ипридавсвоемутворениюособенныйвизуальныйстиль.Вообще,ТимстановитьсяпохожимнаПитераМолиньевтомплане,чтослишкоммногоегообещанийоказываютсяневыполненными.Нообэтомкак-нибудьвдругойраз.ДальшеможносказатьоStardrive.Несмотрянато,чтопервуючастьможнобылодорабатыватьидорабатывать,разработчикплюнулнанеёизанялсявторой.АеслиобратитьсякKerbalSpaceProgram,товсетигуляломножествопостов,чьяглавнаямысльзвучаланеиначекак«Унихпростозакончилисьидеи».Аведьигравышла20марта2013года.Тоестьона-однаизтойдюжиныпервооткрывателей.Навторомместерасположилисьбаги.Этодействительносерьезнаяпроблема.Постоянные«провалысквозьтекстуры»,просадкифпснатоповыхкомпьютерахивылетыигрыбудутпреследоватьигроковнапротяжениивсейстадии«раннегодоступа».Hardlandвэтомпланепостояннолихорадит.Иныесборкипрактическинеиграбельны,адругиеработаютбезфризов.ЕсливзятьStonehearth,тотутвсеещеинтереснее:несмотрянатридцатую(вродекак)альфу,иградоотказазабитабагами,решитькоторыеможнолишьперезапустивигру.Натретьемместестоитнесоответствиеконечногопродуктастем,чтобылопредставленоразработчикамивтрейлерах.Этоможноотнестикаккнедостаточномубюджету,такиктому,чтосоздателиигрызамахнулисьначто-тонепосильноедляних.Здесьяпозволюсебеотвлечьсяиобратитьвашевниманиенашутеры,сделанныенебольшойкомандойразработчиковилижепростооднимчеловеком.КакпримерможнопривестиRedLake.Кнеопытностиразработчикадобавляетсяещеиужаснаябоевка.Недаромговорят«Еслиделаешьсвоюпервуюигру,тонеделайеешутером».Начетвертомместеидеттакназываемая«вечнаяальфа».ВкачествепримераидеальноподойдутDayZилиRust.Неточтобыэтобылоплохо,нопостояннаяправкабалансавконцеконцовбудетсерьезнораздражать.Ктомуже,этисамыеразработчики«вечныхальф»действительномогутзаниматьсялишьправкойбаланса,недобавляяпрактическиничегоновоговигруилидобавляякастомизациюдля,кхм…половыхорганов.Анекоторыеизстудийвоткрытуюзаявляютотом,что,мол,вы,ребята,самивиноватыинечегобылопокупатьпродуктсейчас.Есливыподождетедо2015…Хотянет,подождитедо2016итогдаберитеготовыйпродукт.Нечегожаловатьсянабаги.Соднойстороны,разработчиквсеговоритверно,асдругой–онжедемонстрируетнаплевательскоеотношениекобладателямданнойигры.Пятоеместоипостоянныевайпы.Правкабалансаидобавлениечего-тонового-задачинеизпростых.Сохранитьработоспособностьсохраненийизстарыхсборокнановых-задачаещетруднее.ИдавайтерассмотримтакуюигрукакTheForest.Доверсии0.18встарыесохраненияигратьбылонельзя.Ониотказывалисьгрузитьсянановыхбилдахигры.Приэтомучтем,чтодовыходаследующейверсиипроходитот20до30дней,иполучаем,чтовсепостроенноезамесяцпростостираетсяиприходитсяначинатьсначала.SecretsofRaeticonтакженеобошладаннаяпроблема.Нотутвсепросто:разработчиквкаждомобновлениидобавлялновуюлокациюилижеулучшалстарую.ОбновленияStarboundтаквообщечутьлинекаждуюнеделюзаставлялиигроковначинатьвсесначала.Теперьпоговоримоплюсах.Казалосьбы,окакихположительныхсторонахможноговорить,когдавигрепочтилюбогоигрокаждетогромноечислоглюковибагов?Азапросто!Издесьятожеподелилавсенаместа.Напервомместестоитпотенциальныйконечныйпродукт.Разработчики,какправило,несвязаныникакимиобязательствамисиздателямиифактически«самисусами».Тоестьпродукт(скореевсего)непредставляетизсебябесконечныеповторыуспешныхигр(вспоминаемрасчудесныйконвейернекоторыхкрупныхстудий).Хотяэтоговоритиотом,чтоиграненаправленанамассовогопользователя(жанрSurvivalможнозанестивкачествеисключения-вэтитворенияиграютвсе,комунелень).Исписокможнопродолжатьпочтидобесконечности.ТутилюбимыемногимиRustилиForest,своеобразныйLongDarkипрочее,ипрочее.Разумеется,геймплейно«раннийдоступа»разительноотличаетсяотигрААА-класса.Да,этомогутбытьвесьмасложныевизучениивещивродеKerbalSpaceProgramилиBesiege,гдепредстоитдостаточнодолгодумать,чтобывыполнитьтуилиинуюзадачу.Впрочем,илёгкиедляпониманияигрытожеимеются.Например,Hardland,гдевседостаточноинтуитивно.Навторомместеплюсовраннегодоступанаходитсяболеевнимательноеотношениекгеймерам.Запримеромтожененужнодалекоходить.ФранцузскаякомпанияAmplitudeStudios(выходцыизUbisoft,кслову)вэтомпланенепростопреуспели,адажепредлагалигеймерампомочьимвсозданииопределенныхклассовперсонажейилирасвсвоихиграх.Единственное,чегонедостаеттворениямэтойстудии–популярности,таккакнафонеконкурентов(даженеудачнойCivilization:BeyondEarth)тайтлыэлементарнозатерялисьпопричинамкакнедавнегопоявлениястудии,такинедостаточнойрекламы.Натретьемместеидетподачаистории.Изапримероммыобратимсяктакимиграм,какDarkestDungeonиSunlessSea.Обехарактеризуютсяиособеннымвизуальнымстилем,иоригинальнойподачейсюжета.ГдекакневDarkestDungeonмрачныйрассказчикповествуетомрачныхсобытияхигрыигдекакневSunlessSeaвасбережноокутываетогромныйпласттекста,написанныйвпрекрасномстиле?Ковсемуэтомуприлагаетсянепередаваемаягнетущаяатмосферанависшегонадголовойкошмара.Виделалиячто-топодобноевиграхААА-класса?Недумаю.Такпочемужемненравятсяигрыиз"раннегодоступа"?Дляначаласоберемвсеплюсы,написанныемноювпрошломабзаце,затемвозьмемтотфакт,чтоявопределенномсмыслепринимаюучастиевразработкеигры,сообщаяобагах(тешимсамолюбие,тольконеоченьсильно).Кпримеру,вStonehearthкфункциибагрепортаприходитсяобращатьсяедвалинекаждыйчас.Тоигравылетит,тожителидеревнивстаютнаместе,ипрочее,ипрочее.Кромеэтого,яокончательноразочароваласьвиграхААА-класса.Иделоздесьлишьвисключительномвниманиикигрокам.ИможноскольугоднодолгообращатьсязапримерамикUbisoftикихрасчудеснымгеймплейнымтрейлерам,которыепроцентовнавосемьдесятотличаютсяотконечногопродукта(дажеCDProjektREDэтимгрешила),даивконцевасожидаютбаги,багииещеразбаги.Можносказать,чтопереносоднойигрыизсериисдвинетвсюлинейку,запланированнуюнагодывперед,нопочемумненужноплатитьподвеилитритысячирублейзатужеальфу…хотянет,все-такибету(людиведьстарались)?ИладнобыэтимгрешилатолькооднаЮби,нотакихстудийсейчасморе.Черт,дадаженедавнийBatman:ArkhamKnightнавелтакогошорохусвоейоптимизацией,чтоникакомуUnityнеснилось!Аведьпрошлыеверсиибылихорошегокачества.Приэтом,дажеотбросивфактбаговисмирившисьсосвоейунылойконфигурациейкомпьютера,завсетежедвеилитритысячирублейярискуюполучитьпродукт,идентичныйчему-топредыдущему.О,чертовBorderlands:ThePre-Sequel(которыйнаделенеболеечемDLCковторойчасти,даещеисконцовкой,начавшейсяссамойсерединыигры)!Отдавзанегопочтивосемьсотрублей(иэтопоскидке)яполучилатолькооднуновуюпушку.Приэтомибольшинствопродуктовв«раннемдоступе»хотьиполныбаговноонихотябыневторосортны.Поценетаквообщедешевлемногихкрупныхпроектов.Аеслинетразницы,зачемплатитьбольше?Такчтоялучшевыберу«раннийдоступ».Уменявсе,спасибо.

Комментарии редакции и автора поста

Тут шеф-редактор сообщает о найденых ошибках, дает рекомендации. Автор поста, в свою очередь, тоже может что-то сказать, спросить или уточнить.


Комментариев пока нет.


Добавлять комменты могут только редакторы и автор поста.