СНК-Games-последнийрубеждлягорячолюбимойфанатамисерииКосмическихрейнджеров.Таккакобщалисьмынародномимогучем,авторскаяграмматикасохранена.ДенисВолков:Здравствуйте!МенязовутДенисВолков,иябудубратьувасинтервьюотлицасайтаИгротоп.Ипервыйвопрос:какмнеквамобращатьсяикаковавашарольвкоманде?МихаилБелов:МенязовутМихаилБелов,сейчасяисполняюфункциируководителястудии,таккакинициаторируководительпроекта«РеволюцияHD»ЯковУвароввынужденбылотойтиотоперативногоуправленияиз-занехваткивремени.Д:Расскажитенемногоосвоейкомандеиосебе.Интересуетинформацияотом,каквыпринялисьзаразработкуикаквысамисталиинди-разработчиком?М:СНКизначальноформировалоськаксообществоавторовтекстовыхквестов,которыесталипопулярнысредиигроковпослевыходапервойчасти«КосмическихРейнджеров».Собственно,известнаявсемаббревиатураСНКизначальноиозначала«Союзнезависимыхквестописателей».ДолгоевремяСНКзанималсяисключительноквестами,внесясолидныйвкладв«Космическихрейнджеров2»-примернополовинаквестовпродолжениябыласозданасиламичленовсоюза.ДалееактивноеучастиеСНКпринялоивподготовкеконтентадля«Перезагрузки»-официальногопереизданияКР2.Идеисделатькакие-тосамостоятельныепроектыпосещалиучастниковчасто,носреализациямикаждыйразнеладилось.Впервуюочередьмешалоотсутствиефинансовыхресурсовисложностисорганизациейудаленнойработы–всеучастникистудиибылиразбросаныпопросторамСНГ.Концептыпроектовразнойстепенипроработкиписалисьдесяткамиидесяткамижевыкидывалисьиз-заневозможностиреализации.Впервыеналадитьвзаимодействиеполучилосьприразработкеквестовдляонлайн-игры«Дозоры»,чтодалоопределенныенадеждыиперспективы.Однако,трудностиникуданеделись.ЛичноявступилвСНК,еслинеошибаюсь,в2006году.ДоэтогомоментаябылактивнымучастникомфорумаElementalGames(разработчикаоригинальныхКР),кудапришелсразупослепоявлениядомадоступавинтернет.Активногоучастиявжизнисоюзаявтотпериоднепринимал,новсотрудничествесдругимифанатамипомогалвподготовкенекоторыхпатчейкоригинальнымКР2–занималсянаписаниемтекстовитестированием.ПереломныммоментомдляСНКсталвыходбесплатногомода«Революция»для«Перезагрузки»,которыйразработалБогданЛьвов(натотмомент–ещенеучастникСНК).МодификациявдохнулановуюжизньвклассическийгеймплейисталаотличныммотиваторомдлявсехлюбителеймираКРзадуматьсяовозможностирасширениязнакомойвсемвселеннойиигровоймеханики.Объединившись,БогданиактивныеучастникиСНКвыпустилинесколькообновленийдля«Революции»,которыебылитеплопринятыигровымсообществом.Успех«Революции»привлекзначительноеколичествоталантливыхигроковнафорумСНК,многиеизкоторыхвпоследствиипринялиучастиевразработке«РеволюцииHD».РазработкаHDсталавозможнаблагодаряпрямомусодействиюДмитрияГусарова(автораиосновногоразработчикаоригинальныхКР),которыйобратилвниманиеруководства1Снабесплатноедополнение"Революция",иубедилпродюсеровиздателявтом,чтокомандеСНКможнодоверитьразработкусамостоятельногокоммерческогопродуктанаосновеэтогомода.Впериодслета2010годадомая2011годамеждуСНК,1С,KatauriInteractiveиElementalGamesшлиактивныепереговоры,которыевконечномитогезавершилисьуспехом.Непосредственноработыпосозданию«РеволюцииHD»началисьвиюле2011года,когдаСНКполучилинарукиисходныйкодпроекта,атакженекотороеколичествографическихматериалов.ХотясамапосебеHD-версияидеологическиипроисходитотбесплатногомода,онанесодержитвсебестарогоконтентаиликода,исделанаполностьюснуля.Название"Революция"былооставленокакзнакуважениятемразработчикамбесплатноймодификации,которыевразработкекоммерческойверсииучастияуженепринимали;приставка"HD"вназваниипоявиласьпонастоянию1С-Софтклаб.Д:Втотмомент,когдавашаигра(SRHD:AWarApart)вышлавSteam-чтоэтозначилодлявасикакиечувствавыиспытываливэтотмомент?М:Мы,разумеется,былирады–этоозначалоокончаниебольшогоисамоговажногоэтапанашегопутиразработчика.Однако,есливыпомните,релизнаяверсия,прямоскажем,неотличаласьстабильностьюработы–вылетовиошибококазалосьвразыбольше,чеммыожидали.Сказалосьотсутствиевозможностипровестиширокомасштабноетестирование–т.к.играпредставляетсобойвесьмасложныйopen-world,мыпростонемоглипредвидетьвсевозможныекомбинацииусловийисочетаний,которыеприводиликошибкам.Личноуменядосихпоросталосьпамятьотомуик-эндепослепятничногорелиза–всетриднямыпросиделибезвылазнозасбороминформацииотпользователейибесконечнымтестированиемисправлений,чтобыбытьготовымиужевпонедельниксутравыпуститьпервыйпатч.Нескольконедельподрядпатчивыходиливсреднемразвтридня.Витоге,достаточнобыстроудалосьизбавитьсяотосновныхтехническихпроблемизанятьсядоработкойбалансаидобавлениемновогоконтента.Д:Аправанаразработкуираспространение,ониполностьюпринадлежатвам?Ведьвподавляющембольшинствеисточниковвкачестверазработчикауказываетесьтольковы.М:«Правонаразработку»-определениенесовсемкорректное.Естьавторскоеправо,оноунаспозаконодательствунеотчуждаемоеиостаетсязаавторомнавсегда(ноинедаетемуникакихпривилегийеслионуступилисключительноеправонараспространениетретьейстороне).Естьисключительныеинеисключительныеправанараспоряжение,распространение.ВслучаевселеннойКР–всеисключительныеправанаееиспользование,продажуотносящихсякнейпродуктовпринадлежаткомпании1С-Софтклаб.СНКжепростовыступилоавторомочередногопродуктаврамкахвселенной.Каких-либоправ,кромеавторскихнасвойпродуктунаснет.Д:Выподдерживаетеигруидосихпор,выпускаяобновления,которыеприносятнечтоновое-взять,кпримеру,тотже"Доминион"иновыйкласскораблей"Флагман".Откудавычерпаетесвежиеидеи,еслинесекрет?Икаковасудьбапроектанаближайшееинеоченьвремя?М:Какилюбыедругиелюди,мыбазируемсвоиидеинатом,чтоужегде-товидели,давнохотеливнедритьитворческиперерабатываемконцепты.Крометого,мыучитываемпожеланияигроков,ведьимлучшевсехвидно,вкакомименноаспектеигрануждаетсявдоработке.«РеволюцияHD»будетподдерживатьсяидальше.Покаунаснетплановнановыйконтент,номынеисключаемвозможностиегопоявлениявбудущем.Д:Ачтонасчётрас?Выпланируетерасширятьихсписок?Акакаяизнихбольшевсеговамподушеипочему?М:Мыитакужесделалиполноценнуюновуюсторонуконфликтаизпиратов,асуществующиевКРпятьраскоалицииоченьорганичносочетаютсядругсдругом.Невижусмысларасширятьэтотсписок.Личномнебольшевсегонравятсяфэяне,какдовольноинтересныйварианттехнократическойцивилизации.Д:Мойличный"датчикреиграбельности"простозашкаливаетнавашейигре!Интуицияподсказываетмне,чтоонможетлопнутьвскоромвремени-вы,часом,непланируетекакое-либоуглублениесюжетаиливведениекардинальноотличныхотсуществующихконцовок?М:Покачтотакихплановнет.МыитакзаметнорасшириливариациюконцовокпосравнениюсоригинальнымиКР2.Д:Оперспективах.Вашпроектподдерживаетмоддинготсообщества.ПланируетсяливведениеподдержкиSteamWorkshop?Ачтонасчётпортированиянаконсоли?М:Ксожалению,движокигрыподружитьсоSteamWorkshopневозможно,приходитьсядовольствоватьсясуществующимспособомручнойустановкимодов.Портированиеигрынаконсолитакженевозможно–во-первых,этоозначаетполнуюпеределкудвижка(посутиэторавноценносозданиюигрыснуля),плюсиграсовершеннонеподходитпостилюдляконсольнойаудиториииконсольногожеуправления.Единственныйпотенциальноадекватныйвариантпортирования–намобильныеустройства,ноздесь,опятьже,всеупираетсявкрайневысокуюстоимостьработ.Д:Втемуподдержки.Выпроявляетенафорумезавиднуюотзывчивостькпросьбамигроков.Насколькобольшуюроль,повашемумнению,играютгеймеры,сообщество,вообщевразработкеигривданномслучае?М:Сучетомтого,чтонашпроектна100%сделанименноучастникамисообщества(изначально–форумаElementalGames,затем–форумаСНК),думаю,ответочевиден.Сообществообладаетвнушительнымтворческимпотенциалом,главнаяпроблема–суметьорганизоватьрабочийпроцесс.Д:Задамвамвопрос,которыйвамнаверняказадавалиужедесяткитысячраз."КР3",бытьтомуилинебыть?М:Втекущихусловиях,конечно,небыть.Разработкапотребуетслишкомбольшогобюджета,плюсигрокивыставляютнастольковысокуюпланкуожиданий,чтолюбойитоговыйпродуктбудетпризнаннесоответствующимвысокомузваниюсерии.Д:Насайтевашейкомпании,вычислитеськакучастникивразработкенесколькихигр,новезде(несчитаяКР2:Перезагрузка),васнеуказываютвтитрах.Кактакполучилось?М:ВсерииКРизначальноуказывалисьотдельныеавторы,анеСНКвцелом.Востальныхслучаях–вопроскавторамэтихпроектов.Ясчитаю,чтоэтонеоченькрасиво.Д:Ауваскогда-нибудьвозникаламысльопопытке"воскрешения"распавшейсякоманды?Той,котораяразрабатывалаоригинальнуюсерию?М:Этоневозможно.Малотого,чтомысамикнейпрямогоотношениянеимеем(помимоличногознакомства),такипутиэтихлюдейразошлисьдавноинадолго.Итеперьещёнемноговопросовотнашегошеф-редактора:SAXOHOID:Уваснасайтенаписано:"Мы-инди-разработчикикомпьютерныхигр"-нопритомувасестьиздатель,а"инди"обозначаетнезависимостьименноотиздателей.Этокакое-тонедоразумение,илимычего-тонезнаемовашихотношенияхс1С?М:Партнерствосиздателембылоисключительноврамкахпроекта«РеволюцияHD».Востальномжемыникакотнегонезависим.Этообычнаяпрактика,когдаформальноинди-студиинаходятвитогеиздателейдлясвоихпроектов,нотезанимаютсявосновномвопросамидистрибуции,неособовлезаявсампроцессразработки.S:Увасзаспинойразработкабраузернойигры"Дозоры".Естьливвашихпланахноваяонлайн-игра?Еслида,токакая?НаосновеКР,всвоём,носовершенноновомсеттинге,илиувасестьвозможныевариантысотрудничестваскем-тоещё?М:Натекущиймоментплановпоонлайн-проектамнет.Возможно,что-топоявитсявдальнейшем.S:Естьлиувашейкомандыединодушнолюбимыеигры?Которые,может,иневдохновляютваснатворчество,нозатодаютвозможностьразвеятьсяиподнятьсебенастроение?М:Думаю,вселюдислишкомразные,чтобыделатьтакиеобобщения.УнасмногиелюбятклассикутипасерийC&CилиHalf-Life,новцелом,приоритетыувсехсвои.S:Каквывидитебудущееинди-разработчиковиинди-игр?М:Думаю,стекущимразвитиемсервисовцифровойдистрибуциитипаSteamснизкимпорогомвхождениявсеуинди-студийбудетнормально.Игрокиумеютразбиратьсявкачествепродуктовиголосуютрублемзапонравившиесяим.S:Немоглибывыдатьнесколькосоветовдляначинающихразработчиков?М:Недумаю,чтомысейчасвтомположении,чтоможемотноситьсебякгуруисоветоватьдругим.Влюбомслучае,впервуюочередьжелаювсемтерпенияиупорствавжеланиидовестисвоеделодоконца.S:Желаетечто-либопередатьнашимчитателям?М:Продолжайтеверитьвлучшее,ионообязательнослучится!Наданнойнотенашеобщениеподошлокконцу.ОтсебяличноиотлицаИгротопаблагодарюМихаилаБеловазаответы.Желаюуспеховвразвитиистольшедевральнойигры,аглавное,Здоровья!ОтдельнохочупоблагодаритьSAXAHOID,котораяоказалаогромнейшуюпомощьнавсёмпутиинтервьюирования!
Комментарии редакции и автора поста
Тут шеф-редактор сообщает о найденых ошибках, дает рекомендации. Автор поста, в свою очередь, тоже может что-то сказать, спросить или уточнить.
Добавлять комменты могут только редакторы и автор поста.
Вы были успешно зарегистрированы с логином .
Вы можете указать логин и почтовый ящик прямо сейчас, а можете сделать это позже, нажав кнопку "пропустить этот шаг".