0

Обзор Cossacks 2: Napoleonic Wars

Это обзор игры Cossacks 2: Napoleonic Wars от ElfDwarf (перевод)
2604 0 25 февраля 2015 г. Редакция: хорошо, оплачено
Мне нравятся исторические игры, особенно те, действие которых происходит в Новое время: то есть это уже и не Средневековье, но и не современная война. К сожалению, таких продуктов очень мало, поэтому приходится довольствоваться тем, что есть. Особенно это касается предыдущих Казаков: хоть у них и были довольно-таки веские недостатки, я не мог их бросить, так как другие разработчики в этом сеттинге игр не создавали.

Мненравятсяисторическиеигры,особенноте,действиекоторыхпроисходитвНовоевремя:тоестьэтоужеинеСредневековье,ноинесовременнаявойна.Ксожалению,такихпродуктовоченьмало,поэтомуприходитсядовольствоватьсятем,чтоесть.ОсобенноэтокасаетсяпредыдущихКазаков:хотьунихибылидовольно-такивескиенедостатки,янемогихбросить,таккакдругиеразработчикивэтомсеттингеигрнесоздавали.Cossacks2:NapoleonicWars–это,посути,тежесамыеКазаки,носновымиинтереснымиидеями,которыеихзаметноукрасили.Атотфакт,чтосозданомалоигрповойнамXIXвека,какразтакизаставляетбытьболеетерпимымкомногимнедостаткамигры.Получаетсятак,чтотевещи,которыевродебыдолжнывасотпугнуть,становятсянетакимиуживажными.Нолучшепоговоримохорошихсторонахигры.Можноотметить,чтонемногоизмениласьсистемаресурсов—онасталаболееавтоматической.Да,вамвсётакжепридётсянаниматьгорожан,нотеперьонибудутотвечатьтольколишьзадеревоикамень.Всёостальное(еда,золото,уголь,железо,порох)добываетсявдеревеньках,разбросанныхповсейкарте.Причёмпроизводитьчто-либоонибудуттольковтомслучае,еслинаходятсяподвашейзащитой.Покавыконтролируетеэтистроения(вблизинетвражескихсолдат),деревенькибудутотправлятьресурсыввашгородскойцентр,адальшевыужеможетепотратитьихнасозданиеновыхюнитов,строений,атакженаразличныеапгрейды.Некоторыевидыресурсов(еда,порох)используютсявашимивойскамидаженаполебрани.Что-тозакончится—ивыможетезабытьопобеде.Кстати,деревенькитожемогутобороняться.Внихестьнебольшойгарнизон,которыйбудетсдерживатьвражескиевойскавтечениекакого-товремени.Ктомужедружественныеюнитывэтихпоселенияхмогутпополнятьсвоиряды.Концепцияуправленияресурсамиоченьхорошовыполнена.Естьстариннаяпословица,котораягласит:“Любителиобсуждаюттактику,апрофессионалы—логистику”.Любойидиотпонимаетважностьпопаданиявтылврага,атех,ктоможетэтосделать,намногоменьше.Итолькореальныйгенийсможеттакорганизоватьснабжение,чтобыбойцысохранилисвоюэффективностьвбою.Ксчастью,этамеханикаснабжениявКазакахотсутствует.Мыможемвидеть,какидуткараваныотдеревенькгородскомуцентру,адальшеужевсёраспределяетсяавтоматическиимолниеносно.И,хотьяирад,чтонеттакойморокисдоставкойснабжения,мнехотелосьбы,чтобыбылавозможностьвыставлятьхотькакой-нибудьприоритетпоресурсам,ведьеслизакончитсяедаилипорох,тоэтокоснётсясразувсейвашейармии,разбросаннойпосамымразнымуголкамкарты.Былобыхорошо,еслибыбылавозможностьснабдитькакой-либоособыйотрядедойилибоеприпасамиотдельноотдругих,особенноеслиониграетважнуюрольввашейигре.Такжебылобыхорошоотдатьитакскудныезапасыпорохакакому-нибудьотдельномуорудию,стреляющемуповражескимукреплениям,таккакэтобыпомоглопробитьдырувоборонепротивникадляпоследующейатаки.Но,ксожалению,такогоздесьнет.Новсёженоваямодельресурсовпозволяетбольшевременипроводитьименнозауправлениемармией,анекрестьянами.Аеслиещёиучесть,чтодеревнинадозахватывать,томожносказать,чтоуправлениеармией–ключевойкомпонентэкономики.Именноспособтого,каксвязаныэкономикаивоенноеделовCossacks2,являетсялучшейособенностьюигры.Даикампаниякакразосновананаэтом,даваянамразличныевозможностипозащитересурсодобывающихдеревеньилиженападениинаних,втожевремясовершаявоенныеманёвры,направленныепротивврага.Сдругойстороны,вкампаниинеткакой-либосерьёзнойистории,аскриптовыецелинеоченьпонятны.Еслижевамхочетсяпобыватьвменеепредсказуемых,ностольжемасштабныхбитвах,можетепопробоватьсыгратьврежим“БитвазаЕвропу”.Вампотребуетсявыбратьоднуизшестиевропейскихнацийипривестиеёкпобеде.Здесьестьдварежима:стратегическоекомандованиегосударством,атакжебитвывразличныхевропейскихпровинциях.Перемещениевойсканавражескуютерриториюприведётксражениювней.ВцеломэтовсёвыглядиткакупрощённаяверсияTotalWarилирежимзавоеванияизRiseofNations.Каждаяизпровинцийпроизводиткакой-либоизвидовресурсов,чтооченьвампригодитсявсозданиикрепкойисильнойармии,атакжевпроведенииразличныхдипломатическихопераций.Хотяэтотрежимидовольноинтересенвкачествечего-нибудьновенького,выбыстропоймёте,чтоувасдовольно-такималостратегийразвития.Напервыхпорахэтовсёдаженемногоутомительно,учитываяещёито,чтовстолицахнаходятсяоченькрупныегарнизонывойск,чтоделаетихвэтовремяпочтинеприступными.Еслижевынеготовы,нуилинехотитеучаствоватьвэтихкрупныхрежимахигры,можетепопробоватьсвоисилыводиночныхмиссиях.Вампридётсяразвиватьсвойгород,производствоимобилизоватьсилыпротивоппонента.Правда,ябылдаженемногоразочарован,узнав,чтонебудетпоказаноникакихэкрановстатистики,гдеможнопосмотретьсвоидостижения,атакженетниредактора,нислучайногогенераторакарт.Новсёжеразработчикипостаралисьудовлетворитьпотребностивсехлюдей,поэтомуестькаккартысразвитиемсвоегогорода,такипростосражения,гдевамипротивникубудетданаармия.Никакойморокисресурсамиипрочим,толькобитва.Именноэтибольшиеармииявляютсяключомкпониманиюигры.Битвывтедалёкиевременакакразпроисходилимеждустройнымирядамипехотывяркомобмундировании,марширующимивстрогомстрою,атакжекавалерией,клиномврывающейсяврядыврага.Казакипытаютсяпередатьигрокувесьмасштаббоевыхдействийтехвремён,атакжепредоставляютудобныйконтрольвсехдействийподчинённыхюнитов.ВКазаках2мыужебудетуправлятьнесотнямииндивидуальныхюнитов,аполноценнымиотрядами,причёмдовольнокрупными.Например,мушкетёрыивольтижеры–основныетипывойск–сражаютсяотрядамипо120человек,кавалерийскиеподразделениянасчитываютпо45юнитов.Нуаболееузкоспециализированныеотряды—например,сапёрыилистрелки—состоятвсеголишьчеловекизпятнадцати.Да,можноуправлятьисотнейединичныхюнитов,нопроцесссозданияотрядаоченьпрост.Ктомуже,такзначительнолегчекоординироватьдействиявашихподопечных.Вигреоченьмногоразличныхвидовюнитов,причёмвсеониимеютсвоиособенностиииграютособуюрольвовремябитвы.Горцы,например,являютсямастерамирукопашногобоя,нопроигрываютмушкетёрамвдальнихперестрелках.Сдругойстороны,онитратятнавыстрелыменьшепороха,чтоделаетихоченьважнымипринизкихзапасахресурсов.Коговывыберете:слабых,ноэкономныхюнитов,илижемощныевойска,пугающиеоднимсвоимвидом,носострахомтого,чтоонистанутнамногослабее,кактолькозакончитсяпорох?Нодажесучётомреальныхвидоввойск,атакжеразнообразиястратегий,можносказать,чтоCossacks2непредлагаютнампрактическиничегоизтого,чтомымогливидетьпятьлетназадвиграхнаподобиеAntietam.Есть,конечно,приятнаяособенность,позволяющаявыбирать,какомуизтрёхрядовстрелятьповрагу,но,ксожалению,этореализованонемногогромоздкоинеудобнодляиспользования.Дажепростыепередвижениявойсквыглядяттруднойзадачей,особенновтомслучае,еслиэтоприходитсяделатьсомножествомотрядов.Представьтесебетакуюситуацию:вашотрядохраняетперекрёсток,анагородсовершенонападение.Послетого,каквыотправитеотряднаподмогу,придётсяотслеживатьвсеегоперемещения,таккаквовремясвоегомаршаподорогеоннебудетпредприниматьникакихдействий,дажеесливстретитврага.Конечно,играпредупредитвасостолкновениидружественногоотрядасврагом,нобольшеничегонепроизойдёт.Аесливысейчасследитезасерьёзнойбитвой?Есливыпростонеуспеваетеуделитьвсемувнимание?Хотелосьбы,чтобыдружественныйИИбылбыхотьчуточкуумнее.Конечно,приказыможноотдаватьивовремяпаузы,нохотьэтоиоблегчаетуправление,теряетсяритмигры.Есть,правда,различныенастройки,например,отом,накакойдальностидопротивниканачинатьстрельбу,ноэтоопятьжеплохореализовано.Сделатьэтоболеечемдляодногоюнитасложно,адлявсейармии–простоневозможно.Небольшойпереключательпоустановлениюавтоматическойдистанции,накоторойнужнооткрыватьогонь,оченьбыпомогврешенииэтойпроблемы.ИИнеоченьхорошвпоискепути.Учитываято,чтоподорогамвойскапередвигаютсябыстрееименьшеустают,оничастопытаютсявыбратьнаиболееудобныйпутьдоцели.Аиногданужнозаставитьвоиновидтипосовсемдругомупути,чтобысоздатьтактическоепреимущество.Внекоторыхслучаяхприходитсяоченьдолгосидетьсними,чтобызаставитьихделатьто,чтонужно.Аиногдаслучается,чтоэтадиверсиявтылврагаоборачиваетсяпотерейбойцовиз-заихжеглупости.ГрафикавCossacks2невыполненавполном3D,аосновананаспрайтах.Дляменяэтонеявляетсясерьёзнойпроблемой,нопростоестьлюди,которыхтошниттолькоотодногоупоминанияслова“спрайты”.Да,соглашусь,юнитывыглядятнемногоразмыто,новцеломнеплохо.Учитываябольшоеразнообразиетиповвойск,выпотратитемноговремени,разбираясь,ктоестькто.Анимациятожерадуетглаз.Наблюдатьзаперезаряжающимисвоимушкетыстрелкамиилиподготавливающимиорудиекстрельбепушкарямиоченьинтересно.Окружающиймиртожевыполненнеплохо.Выоценитетотфакт,чтодеревьякачаютсянаветру,илижето,чтоможнобуквальнососчитатьколичествочерепицыназданиях,новсёжечего-топоистинепотрясающегосредифоновнет.ГлавнойособенностьюКазаков,сохранившейсяиздесь,являетсято,чтовигремогутодновременносражатьсясотниюнитов,правда,иногдаотэтоговозникаютнебольшиелагиипадениефпс.Нуи,конечноже,нельзянеотметитьпревосходныероликиизфильмов-реконструкцийтехсамыхсражений,которыепоказываютсявнебольшихокошкахснизуэкрана.Тоестьвыможетесблизкогорасстоянияувидеть,чтоделаетвданныймоментнужныйвамотряд.Это,конечно,немногонеобычно,нонаблюдениезареальнымилюдьми,стреляющимиизмушкетов,апотомначинающимиперезаряжатьих,сближаетвассигрой,ссобытиями,происходящиминаэкране.Такжемнеоченьпонравиласьмузыка.Онаотличноподходиткэтойигре.Звуктакженеплох,новсёжеонневызываетчувствавеликойбитвыввидускудностимаршейизвуковименнооружейнойстрельбы.УслышавкавалерийскуюатакувRome:TotalWar,янепонял:неужелиразработчикамКазаковбылотактруднодонестизвукибитвыдоигрока?НуареальныйпровалCossacks2состоитименновозвучкедиалогов.Самитекстынаписаныдовольновысокопарно,нодоводятсядоигрокаониневсамомлучшемвиде.Нуачтодействительнораздражает,такэтото,чтотекствременамипростонесоответствуетозвучке.ЗаключениеКазаки2выполненынемноголучше,чемперваячасть,нуаAlexander’уоттехжеразработчиковивовсебессмысленноснимитягаться,какминимумиз-затого,чтоэтаиграотноситсякгораздоболеезахватывающемувременномупериоду.Даивнешнийвидвыполненнамноголучше.Есть,конечно,некиешероховатости,новсёCossacks2:NapoleonicWarsможноназватьлучшейигройсерии.Сложностьуправлениявойскамивовремябояявляетсяосновнойидеейвстратегияхреальноговремени.ИвнекоторыхсмыслахКазаки2действительнохороши.Вамненужноуправлятьсяскрестьянами,строитьразличныесооружения…Толькобой,толькотактическиеманёвры.Однако,несмотрянаэто,этивещивсёжеважны,ивполнесебеудобнывуправлении.Этохорошийдизайн.Сдругойстороны,тактическаячастьCossacks2страдаетоттого,чтотребуетсяуделятьслишкоммноговниманияотдельномуотряду,иначебойцыневыстрелятвовремя,атакжепобегутнапротивникасломяголову,находясьподградомпуль.Вообще,временаНаполеоновскихвойн,атакжеГражданскойвойнывАмерикеоченьпритягиваютигроков.Но,ксожалению,многиеразработчикиотвернулисьотэтойэпохи,поэтомуКазакипритягиваютнамногосильнее,чемэтодолжнобыть.Да,будет,конечно,разочарованиедажедляветерановкомпьютерныхбаталий,нодругихигрпростонет,соответственно,нетиконкуренции,соревнованиямеждуразработчиками.

Комментарии редакции и автора поста

Тут шеф-редактор сообщает о найденых ошибках, дает рекомендации. Автор поста, в свою очередь, тоже может что-то сказать, спросить или уточнить.


Pache (редактор), 25 февраля 2015 г.

-раз таки
-особенно, если
-например, сапёры или стрелки, состоят
-стратегий можно
-могут одновременно могут
-есть вы, можете
-сблизи увидеть
-минимум, из-за
-почти любой


+ресурсов, она
Тире вместо запятой.

+доставить снабжение
Ммм... Лучше наверное "организовать".

+же стороны
/же/ - повтор же.

+и производство
"и" желательно заменить на запятую.

+свои силы
/свои/

+подконтрольных юнитов
"подчинённых" - иначе повтор.

+также неплох
Повтор. "Аналогично".

+прост, к
Думаю, лучше разбить на два предложения.

Перевод:
-Но хоть эти битвы и выглядят как диверсии, вы всё равно поймёте, что у вас довольно-таки мало стратегий развития.
В данном случае "diversion" имеет смысл "отвлечения/развлечения на стороне"... Вот как-то так: "Хотя этот режим и довольно интересен в качестве чего-нибудь новенького, вы быстро поймёте, что у вас довольно-таки мало стратегий развития."

+Представьте себе такую ситуацию: ваш отряд охраняет перекрёсток, а на город совершено нападение. После того, как вы отправите отряд на подмогу...
В оригинале пример, как мне кажется, заключается в том что игрок послал отряд сторожить перекрёсток, то есть юнитам до него надо ещё добраться. Но ваш перевод всё равно иллюстрирует проблему достаточно понятно.

-Битвы являются ... весь абзац.
Не совсем так. "Сложность управления войсками во время боя является основной идеей в стратегиях реального времени. В некоторых смыслах Казаки 2 действительно "попадают в яблочко". Например, вам не надо возиться с крестьянами, экономикой и производством юнитов, что позволяет во всю заняться тактическими манёврами. Однако, не смотря на это, эти вещи всё же важны, и вполне себе удобны в управлении. Это хороший дизайн. С другой стороны, тактическая часть игры страдает от излишних требований к контролю войск, особенно в плане приказов о том, когда открывать огонь и когда не кидаться на врага под градом пуль." Хотя у меня тоже вышло плоховато... Воспользуйтесь моим текстом, чтобы сами подправить своё.

Оценка...
Ммм... Я брошу десятку по одной причине - автор с ИГН почему-то избежал темы мультиплеера, вообще. Это не хорошо, хотя и не критично, вобщем-то, ведь это считай такая же игра, как обычно, только не против AI, а человека. В остальном всё вроде хорошо.

Оплата вам тоже максимальная, 80%. Никаких придирок не имею к вам ^_^

ElfDwarf, 26 февраля 2015 г.

-раз таки
По-моему, это пишется без всяких дефисов.
___
-например, сапёры или стрелки, состоят
Я просто хотел выделить это, сделать как уточнение. Убрал двоеточие перед "например". Пойдёт?
___
-стратегий можно
Сам, когда писал, долго сидел на этом месте, но, как мне кажется, можно сказать здесь не является вводным словом.
Употребляется в смысле: "Но даже с учётом всего этого я могу сказать, что..."
___
-сблизи увидеть
Здесь не понял. Это из-за того, что нет слова "сблизи"? Изменяю.
___
-минимум, из-за
Ну, мне всё время кажется, что здесь есть интонационная пауза, а следовательно, нужны запятые. Исправил.
___
-почти любой
Здесь я не понял.
___
-Битвы являются ... весь абзац.
Ну, вроде бы исправил.

Pache (редактор), 26 февраля 2015 г.

По-моему, это пишется без всяких дефисов.
Верно, моя ошибка.

Я просто хотел выделить это ... Пойдёт?
Нет-нет, двоеточие можно было оставить. Нужны были тире вместо запятых для выделения "сапёры и стрелки". Наверное, я махнула слишком большую цитату для ошибки...

можно сказать здесь не является вводным словом.
Моя мысль была скорее что "а также разнообразия стратегий" надо выделить запятой и спереди, и сзади, без возни с вводными словами. Спросим это у шефа, пожалуй.

Это из-за того, что нет слова "сблизи"? Изменяю.
Именно.

-Некоторые уровни как раз созданы для этого.
Нет-нет... М. В данном случае слово "level" имеет смысл... Ну тоже "уровень", но как в сочетании "наши отношения вышли на качественно новый уровень", понимаете? Автор, я думаю, говорил о том, что в некоторых смыслах Казаки 2 делают всё очень правильно и хорошо, как должно быть в хорошей РТС. Надеюсь моя ахинея хотя бы частично понятна.

ElfDwarf, 26 февраля 2015 г.

Нуу... Вроде бы всё.
___
А ваша ахинея совсем не ахинея))
___
-Моя мысль была скорее что "а также разнообразия стратегий" надо выделить запятой и спереди, и сзади, без возни с вводными словами. Спросим это у шефа, пожалуй.

А зачем её выделять то? Мне тоже иногда при большом количестве однородных членов хочется выделить их запятыми, но ведь такого правила нет, насколько я помню.

Pache (редактор), 26 февраля 2015 г.

Ох... Вот что значит быть не внимательной.

-отряды: например — сапёры или стрелки — состоят
"отряды — например, сапёры или стрелки — состоят"
Вот это точно. Извините меня за рассеянность.

ElfDwarf, 26 февраля 2015 г.

А, вот оно как. А то я и сам не понимал, почему там тире нужно.
По-моему, всё-таки такие ошибки (где тире вместо запятой, например) нужно пояснять, потому что иногда тяжело понять, что же от тебя требуют.

Pache (редактор), 27 февраля 2015 г.

Ну, вот неделя прошла, я думаю, шеф как-то даст возможность всем выразить свои мысли по поводу системы нашей.

ElfDwarf, 27 февраля 2015 г.

Ну, посмотрим)

SAXAHOID (шеф), 27 февраля 2015 г.

По-моему тоже надо выделять, с обеих сторон. Но правил я вам не предоставлю, как обычно
Оплачено, впрочем

ElfDwarf, 28 февраля 2015 г.

Запятую поставил.

Добавлять комменты могут только редакторы и автор поста.