Собственно,когда-тодавноврамкахповышенияквалификациипрочиталстатью,гдеописывалсяметодуниверсальнойоценкиигрлюбыхжанров,атеперьрешилкороткопереписатьеёвам.Вдругкому-тоэтопоможетлучшепредставлятьсебеобщуюкартинупереднаписаниемтехжеотзывовилидажеобзоров.ВНИМАНИЕ!Редакциясайтанастоятельнонесоветуетвампользоватьсялюбымисистемамиоцениванияигр.Используйтеэтустатьюлишьдляознакомления!Прежде,чеммыначнём,хочуваспредупредить,чтоданнаяметодика-простоодинизмногихспособовоценивания,который,впрочем,стараетсяподходитьквопросучутьболееобъективно,профессиональноикомплексно.Частьпервая:Хрустальнаяпирамида"Итак,причёмжездесьхрустальная,даещеипирамида?"-спроситевы.Методназвантак,потомучтокаждыйследующий"этаж"долженстроитьсянапредыдущем;еслижеэтогопредыдущегонетвообще,товсёдальнейшиенадстройкипадаютихрустальразбивается.Каквидно,спервавоснованииидётгеймплей,ананегоуженакладываетсявсёостальное.Действительно,уигрыможетнебытьсюжетаиатмосферы,новосновевсегдадолженбытьпринцип.ВзятьхотябыклассическиеAsteroids,AlienInvaders,ArkanoidилиболееновуюZuma.Такжегеймплей-этоинтерактивныйэлемент(онкакразиотличаетигрыотдругихвидовискусства),включающийвсебяигровуюмеханику,атакжеопределяющийстепеньиспособывзаимодействияигрокаввиртуальныммиром(т.е.чтоикакбудетделатьигрок).Тутвсёпросто:есливигренетгейплея,тоонанеявляетсяигройвовсе,аотноситсяккакому-нибудьдругомуизобразительномужанру.Интерфейсиуправление-этотедваэлемента,определяющиекомфортвзаимодействияигрокасвиртуальныммиром.Первыйобеспечиваетвыводинформации,авторой-ввод.Всё,включаякамеру,индикаторы,всеигровыеменю,настройкиитомуподобное.Конечноже,ниокакойатмосферностиилинаслажденииотсюжетанельзяговорить,еслиигрокневестькакизвращается,чтобывыполнитьсамыеэлементарныедействия.Затемидётсюжет-необязательный,нозачастуюзначительноукрашающийигру,элемент.Представляетсобойсвязаннуюпоследовательностьсценисобытий,обязательноимеющуюмотивированныйсмысл.Этуосновутакжезначительнодополняютхудожественныйподтекст,скрытыйсмысл,изобразительныеприёмыподачииактуальнаяморальнаядилемма,раскрытаявпроизведении.Такжехорошийсюжетподразумеваетпроработанныхперсонажей,качественныедиалоги,кульминациюихорошийфинал.Вершинойпирамидыстановитсяатмосфера,которуюпоройсложнопредставитьбезкакой-нибудьцентральнойистории-"скелета"(скажем,вSkyrimвсёвокругнападениядраконов),новсёжевозможно.Примеромэтомумогутслужить,например,Reassembly(илиflOw).Атмосфера-этостепеньпогруженияигрокавигровоймир.Сложностьвтом,чтоонанеограничиваетсязависимостьюотпростопроработанностиигровыхнесюжетныхдеталей(локации,дополнительныеквестыивозможности,второстепенныеперсонажи),ноизависитотвсехвышеназванныхэлементовпирамиды+звуковойсоставляющей,музыкиивизуальнойстилистики.Ещесюдавходитlore-бэкстори,"глубина"вселенной-атакжетемпигры,сеттингилилюбаядругаявещь,такилииначе"задающаятон"проекту.Частьвторая:АнализАтеперьто,чеговытакдолгождали:методикаоцениваниянаоснове"пирамиды".Максимальнокаждомуэтажумыможемпоставитьпо2балла.Получается8+еще2балланабираютсяподополнительной,независимойотпирамиды,шкале.Начинаемспервойступени-геймплея.Послепервыхнесколькихчасовигрыобычноужечёткостановитсяпонятно,насколькоигроваямеханикакачественна:•0-онапростоужасна,крайнескучна,донельзякриваявтехническомпланеилиеёпопростунет;•1-игратьможно,нонешибкоувлекательно;•2-механикахорошая,интересная.Еслижемырешаемпоставить0,тоиграужеавтоматическинеможетнабратьбольше2баллов,т.к.всяпирамидаразрушится.Далееточнотакжемыпопорядкуоцениваемвсеостальныекритериииподитоживаемоценку.Давайтевкачествепримеравозьмёмпервуюпопавшуюсясмоейполкиигру.ТакойоказаласьBioshock:Геймплей:мнеиграпоказаласьдовольнооднообразной,особенноксередине,поэтому1.Интерфейсиуправление:всёбылодостаточноудобно,нетакли?Ставим2.Сюжет:довольнонеобычноеначало,затем,казалосьбы,обычнаяистория,котораяделаетвнезапныйхукближекконцу(кульминация).Крометого,здесьвсесобытиялогичны,естькачественныедиалоги,сносныйфиналипоражающаяподачасюжета.СтоиттольковспомнитьсамусценуразговорасРайаном,когдатотневозмутимоигралвгольфвпреддвериисмерти.Такжеимееммножествовторостепенныхлиний(черезаудиозаписи)итипичнуюдляантиутопийдилемму-провалившаясяпопыткасоздатьидеальногочеловекавидеальномсообществе.Однозначно2.Атмосфера:однозначно,большинствоигроковсчитаютBioshockзавораживающейигрой.Геймплейпредполагаеттакоесебе"прокрадывание"черезобезумевшийгород,менюииндикаторысделаныпод60-егода,асюжеттолькоещебольшенаполняетигрокавопросамииужасом.Кдеталямтакженетникакихвопросов,равнокакикграфике,музыке(многиекомпозициивигрезаписанывтехже60-х),звуку.Бэксторираскрываетсячерезаудиозаписиилипоройвывесками,асамсеттинг-ретро+местодействиявподводномгороде-вносятдополнительныеокрашивающиеноткивосновнойтонатмосферы.Такжеоднозначно2.Итогопокаполучаем7.Частьтретья:ЛицоПродуктаДалеемыдополняемнаш"хребет"оценкойчистокосметическихкачествигры.Каждыйкритерийздесьстоит0или0,5баллов:•Оптимизация:количествобагов,тормозов,глитчейитомуподобного;•Графикаианимация:чистота,фотореалистичность,детализированностьмоделей,качествотекстур,наличиесовременныхэффектов;•Саундтрек:повторяемостькомпозиций,их"приятность"уху,атакжеподходитлимузыкаподтекущуюдинамикуигры;•Аудиоэффекты:должныбытькачественные,нераздражающие,вписывающиесяватмосферуисеттингигры.Кактольковызакончитесэтим,уваснарукахокажетсяполнаяоценкаигрыот1до10.ПродолжимработатьсBioshock:Оптимизация:баговитормозовмноюзамеченонебыло-0,5;Графикаианимация:достаточнореалистично,красиво,сэффектами,почтиникакой"грязи"-0,5;Саундтрек:музыкацеликомподходитподантураж,конкретнонанеёвообщередкообращаешьвнимание(такидолжнобыть)-0,5;Аудиоэффекты:всёзвучитхорошо,вписываетсяватмосферу-0,5;Прибавляемкполученнойнаэтапе"пирамиды"оценкеиполучаем9.По-моему,методсработалдостаточноточно.(Такжеможно"наглаз",поощущениямоцениватьигрыпоэтойкартинке,нотакойметодменееобъективныйихорошоработает,толькокогдаувасуже"набитглаз")Послелогиличастьчетыре:МоиотхожденияЗдесьхочуотметитьнесколькомоментовличноотсебя.Во-первых,какужебылосказаноранее,атмосферавиграхдалеконевсегдазависитотналичиясюжета.Втакомслучае,освободившиесябаллыможнонаправитьвтукатегорию,накоторуюразработчикиявноделаютакцентвсвоейигре.Например,еслиречьидётобAlanWake,тоэтобудетсюжет.Во-вторых,оптимизациявсовременныхААА-играх(даивообще)частоконкретнопортитигрокумалинудоневероятнойстепени.Всветесего,смелоснимайтесгеймплея,атмосферностии,вособоприскорбныхслучаях,дажесинтерфейсаиуправленияпобаллу.В-третьих,виграхчасто"всплывают"дополнительныекритерии.Например,ИИсоюзниковивраговвшутерах,реалистичностьездывкаком-нибудьDirtилисвязностьгеймплеяпослеслияниямногихжанроввкакой-нибудьFreakingMeatbagsилиSpaceRangers2.Советуювтакомслучаеотбавлятьбаллыотгеймплея.Bioshock:здесьуменяпоявилосьсомнение,достойналиигра9.Мнеличнохочетсяснизитьоценкудо8.5из-зачего-то...фоновоготакого.Никакнемогууловить,чтоэто,ноэтонедаётмнепокоя.Наверное,общеекачествокомпонентов.Илиредкоеиспользованиеплазмидовсвязнососредой(типаврага,стоящеговлуже,покоторойможножахнуть)?Такибыть,сделаемпоправкунаполбалла.Вотмыизакончили.---------------------------------------------------------------МатериалотобраниподготовленспециальнодлясайтаIgrotop.comОригинальнаястатьязапереводомРоманаПероваиавторствомФичера:http://games.mail.ru/pc/articles/feat/hrustalnaja_piramida_kak_napisat_obzor_i_postavit_ocenku_by_perov91_mail_ru/
Комментарии редакции и автора поста
Тут шеф-редактор сообщает о найденых ошибках, дает рекомендации. Автор поста, в свою очередь, тоже может что-то сказать, спросить или уточнить.
Добавлять комменты могут только редакторы и автор поста.
Вы были успешно зарегистрированы с логином .
Вы можете указать логин и почтовый ящик прямо сейчас, а можете сделать это позже, нажав кнопку "пропустить этот шаг".