4

Боги, люди и Греция - обзор Apotheon

Это обзор игры Apotheon от Cherenkov
4990 11 7 февраля 2015 г. Редакция: отлично, оплачено
Двухмерными навороченными экшн-платформерами уже никого не удивишь: вспомнить хотя бы какие-нибудь Trine или Starbound. Но, в отличие от этих, Apotheon и не претендует на чрезмерную оригинальность. Её идея проста: дать игроку эпичные сражения, необычную визуальную стилистику и... относительную свободу действий.

Двухмерныминавороченнымиэкшн-платформерамиуженикогонеудивишь:вспомнитьхотябыкакие-нибудьTrineилиStarbound.Но,вотличиеотэтих,Apotheonинепретендуетначрезмернуюоригинальность.Еёидеяпроста:датьигрокуэпичныесражения,необычнуювизуальнуюстилистикуи...относительнуюсвободудействий."Отчаянный,брутальныйи...нарисованныйнагреческойвазе"Нонеподумайте,игравовсенепримитивнавсвоихначинаниях.ApotheonпереноситнасвальтернативныевременаДревнейГреции.БогиОлимпаотвернулисьотлюдей:землясталадаватьлишьпыль,леса-ветер,аморяненаполняютсетиничем,кромеводы.Вдополнениековсемнесчастьямвэтотсмутныйпериоддержавуатаковаливарвары.Мы-какой-тогрек,имякотороговызабудетеужечерез10секундпосленачала-приходимвсебякакразпосредиэтойбойни,атакаяпочва,наскольковсемизвестно,какразлучшевсегоиподходитдляпоспешноговзращиванияновенькогогероя.Ивот,мынеуспеваемдажеглазоммигнуть,кактолпывражинскошены,гражданевбезопасности,аголоваглаварянаколотанакопьё."Нозачемженаэтомостанавливаться?"-думаетнашглавныйгеройиотправляетсянаОлимпвыбивать(вбуквальномсмысле)благословенийроднойматушке-Греции.Наскольковсёэпично?Начнусразустакойштуки:представьтесебяОдиссеемилиГераклом,которыйубиваетциклопа,сатиров,русалокилидаже...богов?!ВотобэтомвсяApotheon.Никакихубер-мечейнацепяха-ляGodofWar,никакоймагии:толькокопья,дубины,лукиисилач-герой.Вобщем,стараяшкола.Конечноже,необошлосьтакжебеззелийивзрывоопасныхсмесей,но...мыотходимоттемы.Невозможнопередатьвсюатмосферумомента,когдавысражаетесьсАресомвегонаполненномловушкамиподземелье,кидаетекопьёвглазциклопуилипротивостоитедвуммифическимвсадникам-ФобосуиДеймосу-надовольнонебольшойкарте.Такие"боссы",толькорадикоторыхуженесомненностоитпоигратьвApotheon,-всегдаиспытаниеловкостииуменийигрока(аособеннонаповышеннойсложности"чемпион").Постепенноиграраскрываетсяподобноцветкуиначинаеточаровывать.Этосправедливо,например,длялокаций,пейзажей.Кактолькогородипрочиезакрытыеуровниначинаютподнадоедать,нассразужевыводятвсадАртемидыилиморяПосейдона.МыпобываемивподземномцарствеАида,инавинныхвечеринкахДиониса,идажеразграбимпарочкузатопленныххрамов-всё,очёмтолькоможномечтать,читаямифыДревнейГреции,естьздесь.Астилистикас"закосом"подхудожествотехвремёнкакнельзялучшепогружаетвэтотсоблазнительный,наполненныйприключениямимир.Простой,нопроработанныйгеймплейПоначалуигракажетсянесколькопримитивной(покаидётобучение),но,помереоткрывающихсявозможностей,всёстановитсянакругисвоя.Мы,какивомногихдвумерныхплатформерах,можембегать,прыгать,приседать,перекатываться,цеплятьсязауступы,атакжебитьнесколькимиатаками,прикрыватьсящитоминаэтомвсё.Перемещенияминеобходимопользоватьсяоченьактивно,ибоподлыйумныйИИвраговлюбиткомбинироватьдальнобойноеихолодноеоружиесдовольновысокойточностью,атакженападатьгруппамиилииспользоватьловушки,взрывчатку,различныезелья.Благо,всеэтиприспособлениядоступныинам.Вообще,еслиговоритьоборужии,тоApotheonвполнеспособнаутолитьжаждулюбогосреднестатистическогоигрокавэтомплане.Здесьестькопья,булавы,мечи,ножи,дубины,топоры-всёэто,помимообычногоопусканиянаголовусупостата,доступнодляметания.Конечно,копья(приэтомвсём,конкретноэтиихвидысчитаютсяоружиемименноближнегобоя)лучшеподходятдляэтойцели,ноничтонемешаетвоспользоватьсятакимобразоммечом,чтобы,например,нагнатькакое-нибудьубегающеетрусливоесоздание.Естьтакжесолидныйнабордальнобойногооружия:различныестрелы,метательныетопоры,дротикиидажезаколдованныйдиск-бумеранг(Ксена,тылиэто?).Третьягруппаварсенале-этобомбы,зажигательныесмесииразногородаловушки,вродемедвежьегокапкана.Нуи,наконец,под№4идутлечебныеснадобья,зельяневидимости,яростиитакдалее.Такжесодноручныморужиемможнокомбинироватьщитилифакелдляосвещениятёмныхпещер,атакжедругихмалопривлекательныхместностей.Переключениемеждуэтимипредметами,кстати,сделановсегооднойкнопкой,чтооченьудобно.Приятно,чтокаждоеоружие"ощущаетсяпо-своему":копьямедленные,носильные;мечибыстрые,нослабые;стрелыдалеколетят,нослабее,чемметательныедротики.Этотмоментпозволяеткаждомуигрокувыбратьтактикубоя"подсебя"илисменятьонуюпринеобходимости.Моя,например,-ходитьскороткимкопьём,кидаяегопринеобходимостиилипереключаясьнабулаву,чтобыдобитьлучников.Такойвещикак"мана"вигренет.Естьтолькошкалыздоровья,брониистамины,затрачиваемойнаудары.Кактолькопоследняязакончится,геройуженесможетстольрезвонаноситьудары,апосемунеплохобыучитыватьэтотфактор.Золото,магазиныи...крафт?Сразухочууспокоить:никакогокрафтанаманерMinecraft,TerrariaилиStarboundздесьнет(hallelujah).Мыможемготовитьзельяимастеритьловушки,нопроцессэтотмаксимальноупрощён.Естьнеобходимыекомпонентывинвентаре-кликнимышкойпонужнойиконке,изажигательнаясмесьготова.Подобратьингредиенты,ровнокакизолото,можноснекоторыхвраговиизразрушенныхэлементовинтерьера/экстерьера:комодов,мешков,ящиков,кустовитакдалее.Иеслисовсякимикогтями,листьямимыужеразобрались,зачемононадо,тодрагоценныйаурумможнопотратитьнапокупкуновогооружия(староеломаетсяпослеопределённогоколичестваударов),разучиваниеновыхрецептов,усовершенствованиебронииповышениемастерстваобращениясовсевозможными"катанами".Естьдажеторговецчёрногорынка,продающий"запрещённое"вооружениесособымисвойствами.Взрывающиесястрелы,молот-громовержецилиосвещающийщит-всё,чеготолькодушапожелает.СвободадействийиисследованиеПриятнойновостьюдлялюбителейнелинейногопрохождениябудетто,чторазработчикиApotheonнепомещаютнасвжёсткиерамки:обычноуровнидовольнобольшие(можно"быстроперемещаться"черезспециальныйалтарь)исделанытак,чтодойтидонужногоместаможно3-5разнымиспособами.Причёмразработчикистаралисьнеставить"невидимыестены"награницахлокаций,прибегаякэтомуметодулишьтогда,когдапо-другомунельзя.Иногдаигрокутакжепопадаютсясекретныеходыилизамаскированныетайникиссокровищами.Далееобычноунасестьнесколькозаданий,которыемыможемвыполнятьвлюбомпорядкеиливообщеотложить,чтобыпограбитьоблазитьчужиедома,склады,храмы,сокровищницыилипростопобродитьпоуровню.Да,вApotheonэтонедикость(язнаю,этостраннозвучиткакдля2D-платформера)-здесьпоройдействительноинтереснопогрузитьсяватмосферуигры,аособенновтакихместах,какзатонувшийхрамПосейдона,которыймыбудемисследоватьверхомнаморскомконьке(ой,спойлерненарокомвышел).Естественно,интерескмируигрывознаграждаетсяснаряжением,деньгами,особымивещами(которыепотомстановятсядоступныначёрномрынке)илисайдквестами.Например,наслаждаясьвозможностьюзайтивдомтогосамогоКастора(изарубитьего),яподобралсегоокровавленноготрупаненарокомнашелсписок"жертв",хранящихпечалиГермеса.Этимичуднымивещицами,такжененарокомнайденнымисмёртвыхтелприспешников,потомможнораспечататьхрамдревнегреческогобога.Илидругойпример-запискаморяков,выбросившихключотзолотойшахтырядомсоднимостровом.ЕщеодназамечательнаявещьApotheon-такиеквестынеотображаютсянакарте.Еслиигрокуинтересно,тоондолженсамразобратьсяинайтинужноеместо.РеалистичностьОсобохочетсяотметить,чтоиграхотьинепретендуетнастопроцентнуюреалистичность,разработчикивсёжеоченькропотливоотнеслиськсемуаспекту.Падениесвысотынаноситперсонажамурон,нашгеройустаёт,стрелыподводойнелетят,аутонувшиепредметывсплываютнаповерхность,еслионидостаточнолёгкие.Мелочь,ноприятно.Чтополучается,еслисобратьвсёвоедино?Аполучается,чтомыпутешествуемпооткрытымуровнямигры(нанихчастоестьнейтральныекнамперсонажи),дебоширим,крадёмзолото,накотороепотомразучиваемрецептыилиулучшаемброню,азатем,когданадоест,идёмнадело"влогово"кочередномубогу,которого,чащевсего,приходитсяубивать(воттольконеговорите,чтотитул"убийцабогов"нельститвам!ЕщеоднажемчужинаApotheon-реакциявселеннойнанас:послепарочкигромкихделвперсонажабудуттыкатьпальцаминаулицах.Охранники,кстати,тоженададутпростотакграбитьиубиватьвсвоёмприсутствии).Подобнымобразоммыпродвигаемсяпосюжетуиоткрываемновыелокации.Воттакая,казалосьбы,простаяидея,новкупесвизуальнойстилистикойипрекраснымсаундтрекомоназавлекаетнуоченьсильно.Особоеудовольствие,кстати,доставляетохотаиистреблениевсякихмифическихсуществ,вроденимфилирусалов(именнопарнейсплавниками).Японимаю,чтоэтозвучиткак-топо-садистски,новтакиемоментыдействительночувствуешьсебянепобедимымГераклом,такимсебемускулистымборцомсозлом.Damn,Iloveit!НегативныестороныВо-первых,разужApotheon-играпомифологииДревнейГреции,товыаприориморальнодолжныбытьготовыковсяким"артефактам",вродесатировсторчащимичленами,иликтому,чтовседевушкивигреизображеныголыми(впрочем,взоруоткрытатольковерхняяинтимнаячастьихтел).Еслижеваснепугаютподобногороданебольшиестранности,томожетесмелоприступатькознакомлению.Главныйпотенциальныйнедостаток(неуверен,чтоэтопростонеспецификаигры)-самжанр2D-платформера.Деловтом,чтоонсампосебесводитвсесражения(даидругиевещи)кнаборуповторяющихсяпаттернов.Хотьразработчикиинемногоменяютстильгеймплеяпочтинакаждомуровне,некоеоднообразиевсёжеощущается.Сдругойстороны,многолитрёхмерныхигрмогутпохвастатьсяна100%разнообразнымигровымпроцессом?Изтойжеоперывизуальныйстиль:длянекоторыхонможетбытьслишкомпёстрымибыстроутомлятьглаза.Кмелкимнедочётамтакжеможноотнестинеудобствовпереключениимеждуоружиемодноготипа.Дляэтогоприходитсяколёсикомлистатьнанужное,авовремябитвы,каквыпонимаете,когдатамоколо15разныхнаименований,этоделатьнеоченьприкольно.ВыводБезусловно,то,радичегообязательнонужнопоигратьвApotheon-этодаженестольковизуальнаястилистика,сколькоуникальныеощущенияотслияниясглавнымгероем.Оэточувство,когдаметкоброшенноекопьёпрошиваетчерепушкуАресапосле20-минутнойбеготниотнего!Покателодревнегреческогобогавслоу-мопадаетназемлю,ты-нектоиной,какбрутальныйгрек;жесткиймужчина,ловкийвоин,крушащийголовыбессмертныхобычнойгрубойдубиной.Ода,всявластьмиравтвоихрукахвэтотмиг.Ноивнешнеиграоченьнеплоха:такоеощущение,чторисункисвазгрековкаким-точудоможилииразыгрываютпереднамиэпическоепредставление.Всёэто,конечноже,слабобывсплыло,еслибгеймплейApotheonнебылбыдостаточнохорошоотшлифован.Оннесложенинепрост-всёровновтакихпропорциях,вкоторыхононеобходимо,чтобысделатьеёприятной.Ипустьданнаяигранеизлеченаотвсеобщегопорокаиндустрии-некойоднообразностигеймплея-онатемнеменеезаслуживаетвниманиявсехлюбителейжанра,авозможно,икаждого.

Комментарии редакции и автора поста

Тут шеф-редактор сообщает о найденых ошибках, дает рекомендации. Автор поста, в свою очередь, тоже может что-то сказать, спросить или уточнить.


SAXAHOID (шеф), 8 февраля 2015 г.

-в отличии от этих
"В отличие".
-останавливаться?", - думает
-образом, мы продвигаемся
Запятая не нужна
-магии: только // Вместо двоеточия
-стороны - много // Вместо тире
А тут нужна
-но по мере открывающихся возможностей, всё
Либо убрать запятую, либо ещё одну где подчёркнуто
-двухмерных
двумерных
-Моей, например, была - ходить с...добить лучников.
Либо "Моя, например, — ходить...", либо тире убрать и подчёркнутую часть в кавычки.
?секретные хода
Ходы, нет?
-знаю, это странно звучит, как
"знаю, странновато звучит как" — обязательно только убрать запятую
-погрузится в атмосферу
Ться.
?потом стают доступны
"становятся" же
-громких дел, на нас будут тыкать
"громких дел в персонажа будут тыкать" — обязательно только убрать запятую
-как-то по-садистки
"по-садистски"
-никто иной
"не кто иной"
?возможно и каждого.
Запятая? А ещё советую "возможно, и вообще всех", чтобы лишних вопросов не возникало.

+которого вы забудете
"которого забудем"
+как раз посреди этой бойни, а такая почва, насколько всем известно, как раз
Повтор.
+копья (при этом всём, конкретно
/при этом всём/
+для этой цели
Лучше "такой цели"
+пещер, а также других
"пещер и других"
+или сменять оную
Либо "менять", либо "сменить"
+резво наносить удары
"атаковать" либо "нападать"
+когтями, листьями
"когтями-листьями"
+громовержец или освещающий
"или" на запятую бы заменить
+места можно 3-5 разными
"позволяют" лучше
+что игра хоть и не
"что хоть игра и не"
+(вот только не...своём присутствии).
По-моему, это жирновато для всего одной пары скобок
+он сам по себе сводит
"он автоматически сводит"

?в подземном царстве Гедеса
Кого?.. Вы имеете в виду Hades'а? Так это "Аид" на русском... Ну "Гадес" в крайнем случае, но я вам гарантирую, что "Аид" — куда более знакомый читателю вариант.
?Переключение между последними, кстати, сделано всего одной кнопкой, что очень удобно.
Последние — это у вас по тексту "местности". Между местностями можно переключаться одной кнопкой?
?мечи быстрые, но медленные
Чего-чего?..

Хм. Кажется, 100/100. Правда, прочие ресурсы говорят ещё о метроидвания-стиле, но вы вроде бы что-то там пишете про исследования — считается, наверное.

И бонус за актуальность +50%.
Если игра не выходила ранее во всякие альфы, конечно. Она ведь не выходила, да?

Cherenkov, 8 февраля 2015 г.

"В отличие". - ух-х. Ну ничего, когда-нибудь я исправлю себя в этом.

-магии: только // Вместо двоеточия - мне кажется, чисто для визуального восприятия лучше оставить двоеточие. Его ведь можно использовать для отделения пояснения ранее написанного, верно?

"не кто иной" - А..? Или..?

Она ведь не выходила, да? - такие игры обычно в early access не выходят, ведь смысл тогда будет покупать её полную? Она же одиночная.

SAXAHOID (шеф), 8 февраля 2015 г.

>Его ведь можно использовать для отделения пояснения ранее написанного, верно?
По-моему только в случае возможной замены словами ", ведь" или ", а именно". Хотя я не гарантирую, что всё действительно так. Можете поискать правило
>А..? Или..?
Ну и? По первой ссылке:
(см. также в других словарях) не кто иной — не кто/ ино/й (друго/й), как..., но никто/ иной (друго/й) Никто другой не мог это сделать
По второй ссылке:
2. Сочетания «не кто иной, как», «не что иное, как», «не кто другой, как», «не что другое, как» имеют значе­ние противопоставления, и здесь пишется отрицательная частица не (раздельно). Можно ориентироваться и на следующее за местоимениями слово «как» (оно отделяется за­пятой):
Это был не кто иной, как сам директор школы.

Cherenkov, 8 февраля 2015 г.

А, точно.

Двоеточие:

§ 161. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:
а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении, например:
Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.
Пушкин

Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили ее: то кормление грудного ребенка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей.
Л. Толстой

Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.
Лермонтов

SAXAHOID (шеф), 8 февраля 2015 г.

Первые две цитаты — ", ведь", третья — ", а именно", тут всё верно.
А у вас я даже не знаю чем можно двоеточие заменить... Ну можете оставить, если вам очень хочется

Cherenkov, 8 февраля 2015 г.

Тогда я оставлю, с вашего позволения

SAXAHOID (шеф), 9 февраля 2015 г.

Оплачено

Добавлять комменты могут только редакторы и автор поста.