14

Небольшое эссе об идейном пиратстве

Это информация из тега Иное от SAXAHOID
8083 379 18 января 2015 г. Редакция
Добро пожаловать, дамы и господа!
Сегодня мы рассмотрим бесспорно важную для видеоигрового мира тему — так называемое пиратство — и мой взгляд на неё.

Как кто-то уже мог заметить, я часто поднимаю её в комментариях к подходящим (и не очень) для этого статьям. В чём же суть?

Добропожаловать,дамыигоспода!Сегоднямырассмотримбесспорноважнуюдлявидеоигровогомиратему—такназываемоепиратство—имойвзгляднанеё.Каккто-тоужемогзаметить,ячастоподнимаюеёвкомментарияхкподходящим(инеочень)дляэтогостатьям.Вчёмжесуть?Начнёмспримера.Уменянетниоднойкупленноймноюлицензионнойигры.Те,чтоесть,появилисьлибопопринципу"Ineveraskedforthat!"(тоестькто-томнепростоихподарилнистогониссего—нестанужеяобижатьчеловекаотказом),либопопринципу"Халявымногонебывает"(тоестькто-тоотдавалигру"затак",имнеудалось,простопроходямимо,еёзабрать).Почемутак?Уменянетденег?Отнюдь.Яжадничаю?Сновамимо.Я—идейныйпират.Система"продажи"игрмнесовершеннонепонраву,итакяпроявляюсвоёнеприятиееё.Нижеприведёнбольшойтекст,гдеяпостараюсьподробнопояснитьпозицию,накоторойстою—надеюсь,этопоможеткому-товзглянутьнаситуациюсдругойстороны.Ну,илихотябыуменябудетместо,кудаможноотсылатьсявбудущем,невыписываявсёзаново.Пиратствомвсего-токаких-тодвадцатьлетназадназывалиактнезаконногораспространенияпрограммы.ДажеВикипедияпо-прежнемуговоритобэтом.Инымисловами,есличеловеквзяллицензионныйдиск,скопировалегоначистуюболванку,апотомэтуболванкукому-топродал—человекспиратилпрограмму.Корочеговоря,пират—этотот,ктополучилвыгодувместопроизводителя,безведомапроизводителя.Иянеодобряюдействиятаких"правильных",монетизированныхпиратов.Ноопределениеговорито"распространении"—необязательнопродаже.Именнотакспоявлениеминтернетамыполучаемсовершенноновыйсортпирата,всёещёявляющегося"пиратом"поопределению,нокардинальносменившегосвоюсуть.Этоуженепират—это"РобинГуд",которыйраздаётвсем,ктотолькопожелаетвзять,программусовершеннобесплатно.Действиятакихпиратовяодобряю.Наконец,впоследнеевремяпошёлтрендназыватьпиратамипользователейпиратскогософта,анетолькоегораспространителей.Этоужесовершенно,абсолютно,вкорненеверно.Но...Всетакделают.Иназыватьсяпиратом—зловещеикруто.Такпочемубынет?Краткаясутькускатекставыше:Есть"плохой"пират,которыйпродаётчужойсофтиполучаетзаэтоденьги;Есть"хороший"пират,которыйчужойсофтраздаётвсемжелающимбесплатно;Есть"идейный"пират,которыйникомуничегонераздаёт—затоберётувторого,иотказываетсяплатитьзасофтвпринципе.Казалосьбы,разницымежпервымидвумявариантаминет—вовторомплатапросторавнанулю.Такпочемупервый"плохой",авторой—"хороший"?Ответчрезвычайнопрост.Получаясофту"плохого"пирата,человекотдаётемуденьги.Этомучеловекуабсолютновсёравно,отдаётонденьгипиратуилилицензированномупроизводителю—емунужнапрограмма,закоторуюонготовзаплатить,ипиратпростопопалсянаглазапервым.Взявденьгиутакогопользователя,пиратпомешалпроизводителюихполучить.Фактически,укралэннуюсумму,даещёобманулпользователя(т.к.тоттеперьнеполучитподдержку,какуюполучилбыслицензией,ивообщеосталсябезвсякихгарантий).Воровствоинадувательство—плохо.Потомуипират"плохой".Нополучаясофту"хорошего"пирата,человекемуничегонеотдаёт.Доходыупроизводителясофтанеотбираются,нетемлюдямврукинепопадают.Таквчёмтогдапроблема,ипочемупроизводительвозмущается?Апроизводительвключилжадностьна11,досталкалькуляториподсчитал,чтоеслибывсепользователиегопрограммыеёкупили,тотогдаонбыполучилнастолько-тобольшеденег.Скажем,MicrosoftберутценуWindows(последняястоит$200запро-версию,которуюобычноипиратят),множатнакол-вопредполагаемыхпиратов,получаютсуммувнесколькомиллиардов,задыхаютсяотправедногогневаиругаютбедныхпиратовначёмсветстоит.Забывтемвременем,чтозадвестидолларовсегодняможноцелыйПКкупитьпочастям(пустьиотвратногокачества)—асоответственно,изряднаядоляпиратов,неимеявозможностиполучитьсистемубесплатно,попростуосталисьбыбезсиейпрекраснойОС.Использовавкакую-нибудьтамUbuntu,например,иливообщеотказавшисьотидеипокупатькомпьютер.НопримерсWindows,соглашусь,несовсемкорректен.Сегоднянадоиметьоченьнемаломозгов,дабывыжитьбезнеёвовзросломмире,такчтобольшинствопиратовбылибыдействительновынужденыкупитьсистему.Ачтонасчётигр?Асиграмивсёвеселее.Безнихможнообойтись.Потомупаблишеры,еслинайдуткогда-товозможностьполностьюистребитьпиратство,оченьудивятся,неувидевпрогнозированнойсуперприбыли.Человек,которыйсчитаетигруслишкомдорогой,попростунекупитеё.Еслионможетприэтомпоигратьбесплатно—может,поиграет.Нонекупит—этоточно.Исделатьсвойпродуктчем-тонеобходимымпаблишервидеоразвлечений,вотличиеотмонополистаMicrosoft,физическинеспособен.Краткаясутькускатекставыше:"Плохой"пират"плохой"потому,чтобуквальноворуетденьгиуиздателя."Хороший"пират"хороший"потому,чтоничегониукогоневорует,апростоделаетпрограммудоступнойтемлюдям,ктосчитаетеёслишкомдорогой(ивсёравнонекупилибы),"урон"издателюприносячистоэфемерныйинадуманный."Нопочемувдругчистоэфемерный?!Мыже...Потеряливозможнуюприбыль!Унасвсёравноукралиденьги—простониктоихнеполучил!"—взвоюттутпаблишеры.Господа,этонеспортивно!Какувасчто-томоглиукрасть,еслиэточто-тоисчезлобесследно?Чеговылишилисьпофакту?Ничего.Выпродавалипустоту,еслиеёухитрились"украсть"так,чтовынесталибеднее!Всамомделе.Человек,купившийбатонколбасывмагазине,получилпредмет,являющийсобойэквивалентсуммы,затраченнойнанего.Теоретическиэтусуммуможновернуть,обменявэквивалентобратнонанеё.Человек,купившийабсолютнолюбойдругойматериальныйпродукт(втомчисле"старомодный"либоприставочныйдисксигрой,чтосамоесмешное),точнотакжеполучилнекийэквивалент.Дажечеловек,купившийколлекционныйфантик—простокусокбумаги!—получилэквивалентзатраченнойсуммы,т.к.он(и,возможно,какие-тодругиелюди)считаетэтоткусокбумагидостойнымэквивалентом.Чтополучилчеловек,"купивший"программу(цифровуюверсию,яоцифровых)?Даничего.Уэтойштукинетсебестоимости,потомуеёневозможнопревратитьобратновденьги.Попытайтесьпродатьпрограммукому-то,купивеёуиздателя.Вынарушитезакон,даещёи"плохим"пиратомавтоматическистанете,дажееслисамибольшеникогданебудетеиспользоватьеё!Чуетеподвохуже?"Но!"—вскрикнутиздатели.—"Покупаябилетвкино,вытоженеполучаетеникакогоэквивалента—атолькоправопосмотретьфильм!Причёмодинраз!Мыкудащедрее,ведьнашипрограммыможноиспользоватьсколькоугодно!""Враньё",—отвечуя.Верно,билетвкинонеявляетсянормальнымэквивалентомзатраченныхденег—ноунегохотябыестьсебестоимость.Еслисумму,необходимуюнасодержаниекинотеатрамеждудвумяпоказами,ремонтаппаратуры,зарплатыработниковивсётакоепрочее(втомчисле"зарплату"владельцу)разделитьнакол-возрителей—будеткакразсебестоимостьбилета.Этодалеконесамыйлучшийвариант,носнимещёможномириться.Вслучаеже"покупки"программывсёэто(грубоговоря,содержаниеличного"кинотеатра")пользовательоплачиваетсам.Эквивалентом,вконечномитоге,обладаютлишьправанаигру/программу,которымирасполагаетпаблишер,икоторыйих,чтохарактерно,неспешитникомупродавать,делаяденьгинапустомместе.Краткаясутькускатекставыше:Неворуетничего"хороший"пиратпотому,чтоуиздателянестановитсяменьшечего-то,аупирата—большечего-то,чтопоправудолжнобыбылобытьуиздателя.Поопределениюэтоуженеявляетсяворовством.Воттолькововсехрассужденияхвышеестьслабоеместо.Онооченьпростое:копияигрынасамомделеимеетсебестоимость—этотечеловекочасы,чтовложиливпроектразработчики,разделённыенаколичествокопий.Платазакопиюдолжнабытьсоответствующей,плюсупокупателядолжнабытьвозможностьеёперепродать—тогдавсёстанетчестно."Икакприкажетеэтопродавать,чтобынепомеретьсголоду?"—ироничноспроситиздатель.Атутнадоподумать.Одинвариант—изменятьценукопиивзависимостиотихколичестваиоставшейся"неокупленной"суммы.Скажем,рассчитатьнапродажутолькомиллионкопий.Еслиполмиллионаразметутвпервыйдень—выпуститьещёчетыремиллиона,ноценуоставшейсяполовинкиивсехэтихновыхкопийразделитьнавосемь.Итакдалее.Первымикупятсамыенетерпеливыеиготовыезаплатитьбольшевсего,вторыми—люди,ценящиееёпоменьше,итакдалее.Нотакнеполучитсяперепродать.Второйвариант—раздаватьигрубесплатно,новыпуститьнесколькоособыхкопий,имеющихэквивалент(тоестьперепродаваемых)—скажем,наспециальныхфизическихносителях,неподдающихсякопированию.Намикро-HDD,например,read-only,идлякаждойигрыособенных,подключаемыхпоUSB.ЭдакиеROM-картриджиновоговека.Ценностьбудетиметьнесамаинформация(доступнаябесплатно!),аименноэтиособыеносители.Купятих,конечно,толькоте,ктопокупает"коллекционныеиздания"ипрочуюподобнуюбурду,ноэтобудетужехотябычестно.Иихможноперепродать!Аподумайтетолько,здесьможнопостроитьцелуюновуюиндустрию—популяризироватьименноколлекционированиенастоящихкопий,поднятьценынанихдонебес,притомсохранивэквивалент,такчтовсебудутдовольны!Третийвариантпохожнапервый—продаватьзаопределённуюценупервыеXкопий,авсепосленихраздаватьбесплатно.Всенедостаткиналицо.Краткаясутьтекставыше:Вариантыпродаватьсофтчестноесть.Но,каквымоглизаметить,увсехэтихвариантовестьнеприятнаядляиздателяпроблема:оннесможетсделатьотносительнодешёвую,нопопулярнуюигру/программу,иполучитьгиперприбыль(относительночестныйспособ).Дальшемыповедёмречьконкретнообиграх,потомукакспрограммамиситуацияслегкаиная."Ага!"—скажетиздатель.—"Какжеэтотак?Мы,допустим,окупимся,нопочемуоднинашиклиентыдолжныплатитьзаполучаемоеотнашегопродуктаудовольствие,адругие—нет?!"О,уважаемый,вызавелиречьобудовольствии...Ну,васниктонетянулзаязык.Есливзглянутьнавопроссточкизренияпользователя,то,действительно,онмогбыплатитьзаудовольствие.Новтакомслучаеудовольствиепользователянадоещёоценить.Какдумаете,оностоитодинаководляполомойкивдеревенскойшколе,клерканаНью-Йоркскойбиржеишейхавкаком-нибудьарабскомгосударстве?Наврядли.Но,допустим,проблемакак-торешена,удовольствиеоценено,пришлапораплатитьзаигру...Исколькожеплатить?Еслииграпроходитсяза80часов,мненеобходимооплатитьвсе80?Ачтовнихвключать?Включатьсреднеевремяполученияпопулярныхнынчеачивок?Прогнозируемоеколичествоперепрохождений?Всётакое?Нет,ксожалению,путьздесьтолькоодин:поставитьупользователятаймер,которыйбудетсчитатьпроведённоевигревремя,итребоватьоплатитьегопостфактум(ну,илиантефактум,какмыпредоплачиваеммобильнуюсвязь).Вкакой-томомент(этасуммадолжнабытьфиксированнойдлявсехвнезависимостиотценычасаихудовольствия)играоказывается"полностьювыкупленной",идальшечеловекможетужепроводитьвнейстольковремени,скольковлезет.ТакойфункционалбезпроблемможнодописатьвтотжеSteam(ужесчитающийпроведённоевигревремя).Лишьэтотвариантприемлемодновременноидлятакихлюдей,какя(желающихсначалаопробоватьигру,чтобынепокупать"котавмешке",надеясь,чтоонаимпонравитсяизатянет"навсюсумму"—причёмопробоватьвовсехкрасках,аневопределённойразработчикомдозедемоверсии),идляиздателя.Болеетого,онужедавноиуспешноработаетвостальныхсферах,"продающихпустоту".Телефоннаясвязь,телевидение,коммунальныеуслуги—завсеподобныевещилюдирассчитываютсялибопопредоплате,либопофактупотребления.Япредлагаюлишьдобавитькстолеткакопробованнойсхемеусловие,включающеевопределённыймомент"безлимитнавсегда"(вотличиеотсвязиикоммунальныхуслуг,игруненужновсёвремяподдерживатьврабочемсостояниирукамииздателя,потомуэтобудетчестно).Сейвариант,впрочем,неидеалендлятаких,какя.Мыжелалибыиметьвозможностьсамостоятельнооценитьполученноеудовольствие,ивыплатитьразработчикусоответственно(темсамымпоказав,нужнынамещётакиеигры/развитиеэтой,илинет).Да,примернокакработаетдонатвсфересвободногософта:пользовательнапрямуюоплачиваетпроизводителя,ведьотличнознает,чтоеслинеоплатит—тотсвернётсвоюдеятельность,ипрограммапогрузитсявстагнацию.Нотутнеобходимо,чтобывсебылитакими,какя.Неполучится.Краткаясутьтекставыше:Честнопродаватьможноинетольковсоответствиисзатратамипроизводителя,ноивсоответствиисвыгодойпотребителя.Такзапроизводителемсохраняетсяправополучитьмного,многобольше,чемонвложил,нопритомзапользователемсохраняетсяправочестнозаплатитьровнозастолько,сколькоонполучил.ИтогИтак,мынашлиидеальную,честнуюсхемупродажиигр,покрывающуюинтересывсех,насколькоэтовозможно.Компромисс.Какеговижуя,конечно.Акакнаделе?Анаделениодномуиздателюневыгодноэто.Вместотого,чтобыпроизводитькачественныйконтент,способныйнадолгоувлечьчеловекаипринестимногочестныхдоходов,господаиздателистремятсякакможнохитрееобманутьпотребителя,превратитьегов"покупателя"пустоты,раздеть,выдоитьиоставитьмёрзнутьвснегу,причёмтак,чтобыонничегонепонялиещёрадостался.Потомучтотакдешевле.ПомнитеОруэллаиего1984?Новояз?Язык,придуманныйспециальнодляискажениячеловеческоговосприятия?Такдобропожаловатьвтыщудевятьсотвосемьдесятчетвёртый.Пиратаминазываюттех,ктоиспользуетпиратскиепродукты,анепроизводитих;воровствомназываютто,чтопоопределениюнеможетявлятьсяим;продажей(и"приобретением"—охкакменябеситэтослововэтомконтексте!)—голоенадувательство.Исамипритомнагловоруютденьгипользователей,которымпосле"покупки"игранепонравилась—тоестькоторыеничегонеполучиливзаменсвоейтраты.Намаркетингирекламучастоуходитденегчутьлинебольше,чемнаразработку—притомтрейлеры/скриншоты/демоверсиипостояннонесоответствуютреальномуположениювещей.Почему?Повторюсь:обманутьпользователядешевле,чемчестнозаработатьегоденьги.Людидействительно,буквальнопокупаюткотавмешке.Имеявозможностьлишьспроситьпредварительноузнакомыхлибослучайныхлюдей,понравилсялиимэтоткот,дапрочитатьмнение(подкупленного)профессионалаонёмже.Иименноэтоделаетменяидейнымпиратом.Именнопоэтомуяотказываюсьплатитьзаигрыипрочийсофт.Отказываюсьвпринципе—ялибодостануегобесплатно,либообойдусь.Ноплатитьзато,чтоменяпытаютсянадуть—нетушки.Но,заметьте,янеотказываюсьподкинутьденегразработчикувблагодарностьзахорошийпроект,яотказываюсьименноплатитьзаигрыкакэтосейчасмнепредлагаютделать.Ивсёвышеописанное—хотьосновнаяиглавная,нонеединственнаяпричина.Я,возможно,смогусмиритьсяснею—стем,чтоменяобманываютистремятсязаставитьвыкладыватьсовершеннодикиесуммынаперёднепонятнозачто—еслиэтохотябыбудутделатькрасиво,приятноисулыбкой.Ониделают?Nope.Вместотого"мои"игрыстремятсяобмазатьтолстымслоемDRM(гласныевставьтесами,этонесложно),чтобымненеудалосьзабытьотом,чтонаделеонисовсемнемои.Вместесигроймнестараются,ажлопаются,навязатькакую-тосовершенноненужнуюпрограммутипаSteam,Origin...Продолжитесами,вынаверняказнаетеихбольше,чемя.Нет,господа,либодавайтевсёделайтечестно(тогдаясмирюсьсДРМипрочеймерзкойдрянью—еёиспользованиебудетоправдано),либоделайтебесчестно,ночтобымнебылохотябыприятно(тогдая,возможно,смирюсьстратами).Еслисовместитеоба(незнаю,как)—ябудувообщенаседьмомнебеотсчастья.Steam—отдельнаятема,яркое,сияющееследствиеифинальныйвитокэволюциивсистеменадувательстваиобмана.Оноченьсильноменябесит—иневпоследнююочередьтем,чтовсевокругдовольныэтоймягкойудавкойнашееисчитаютегокаким-тоблагословениемснебес.Янехочудаженачинатьперечислятьвсененравящиесямневнёмвещи.Простоукажулишнийраз,чтопроблеманевсамомСтиме,автом,чтоонвоплощает—вработающейнынчегнилойсистемеигровойкоммерции.Бытьможет,этодействительнолучшийвозможныйдлянеёвариант—воттолькомнененравитсявсясистема,внезависимостиотспособаеёреализации.Остановлюсьнаещёодной,затрагивающейнетолькоСтим,аивообщевсюиндустрию,проблеме.Кросплатформенность.Еёнету.Давайте-катеперьподумаемвоточём.Допустим,янепирачуабсолютноничего.Вэтомслучаеясижуналинуксе(чтояиделаюсейчас)ииграювопенсорсные/бесплатныеигры.Может,покупаюлинуксовыеплатные.Иневякаю.Разработчикжекакого-нибудьAudiosurf(да,моялюбимаяигра)смотритнаменяидумает:"ЯсделаюсвоюигрутолькоподWindows,потомусиёсуществовнеёпоигратьнесможет".Ивсамомделе.Ведь,чтобысыгратьвпресловутыйАудиосёрфбезпиратства,мненеобходимокупить"Окна",потомкупитьАуд,потомещёсидетьнаWindowsвсякийраз,какязахочувнегопоиграть.Янежелаюэтогоделать,налинуксевсёитакнеплохо=>янекуплювинду=>янекуплюАуд=>разработчиксознательносказал,чтоемумоиденьгиненужны.То,чтояимеювозможностьзапуститьАудввайненалинуксе(предварительнозапустиввнёмжевиндовыйстим,потомучтоскачать"мою"игрустимизлинуксовогоклиентанепозволяет!)—ужесовершеннодругойвопрос.Разработчикигрыничегоабсолютнонесделалдляэтого(асделал,скорееуж,дваждыпротив,выбравтакуюсистемураспространения).Такзачтомнепредлагаетсяотдатьденьги?Запрограмму,которуюуменяпо-хорошемунедолжнобытьникакойвозможностизапустить?ЭтовсёравнокакеслибыиздательотказалсяотпоставоксвоегопродуктавстрануX,сознательнолишиввсехеёгражданлегальногоспособаполучитьсейпродукт,апотомначалбывозмущаться,чтогражданеегоспиратилиинезаплатили,даещёподсчитыватьутерянныйдоход.Уважаемыйиздатель!Тысамотказалсяотэтогодохода.Поди-какчёрту!БесплатноескачиваниеWindows-onlyигрнаотличныеотWindowsОСявижуболеечемзаконнымвэтомсвете.Напоследокяхочурассказатьободной-единственнойигренамоейпамяти,имеющейхорошуюдемоверсию—нопритомкрайнемерзкуюполитикумонетизации.ЭтоStarcraftII.Кактак?Оченьлегко:выможетепрямосейчасзарегистрироватьсянаBattle.NetисовершеннобесплатноскачатьStarcraftIIStarterEdition,вкоторыйпотомигратьбуквальноскольковлезет.Вмультиплеер.Ссамымпоследнимэкспаншном(HotS).Правда,наладдеривматчмейкингваснепустят—затоможноустроитьматчсдрузьями,либослевымилюдьмиизсети(создатьоткрытуюкастомнуюигру).ЛибопоигратьсИИ,сложностькоторогорастёттемвыше,чемчащевычиститеемуегоцифровоерыло.Ахда,ещёсюжетнедоступен,иприкаждомзапускеигранапоминает,чтонеплохобыеёкупить.Ноэтоможностерпеть.Отличнаядемоверсия.Позволяетопробоватьбуквальнопочтивсё,аплатитьтребует,вобщем-то,толькозато,начёмиздательреальнонесётпотери(поддержкусерверовдляладдераивсётакое)+сюжетещё.Тогдапочемуяназываюполитикумонетизациистаркрафтамерзкой?ПотомучтоStarcraftII—этооднаигра,разрезаннаянатрикуска,каждыйизкоторыхстоит(вСША)20баксов.ПритомесливыкупитетолькоWingsofLiberty,тоостанетесьсболеестарыммультиплеером,чемпредоставляетбесплатныйСтартер!Витогевампридётся-такивыложитьвсе60долларов,либосидетьскак-тоурезаннойигрой(либостарый,нополнофункциональныймультиплеерWoL,либоновый,нонеполныймультиплеерСтартера).Особеннофанатампротоссов:последнийпакнельзякупитьбездвухпервых,асюжетзаэтурасуименнотам.Стоит,впрочем,отметить,чтодляменя,какдляимеющегоукраинскийайпиклиента,полнаяиграобойдётсявтесамые20долларов,идажечутьменьше,потому,бытьможет,ядажекогда-нибудькуплюеё.Этасуммавудовольствиимнеужедавно,думаю,окупилась.Аможет,инекуплю,из-заэтоймерзкойполитики.Чистоизпринципа.Явредныйчеловек.Дисклеймер:япрекрасноотдаюсебеотчётвтом,чтосделатьпофактуничегонемогу,амогутолькожаловаться.Нопо-моемулучшеужпростожаловаться(иподниматьвопроспроблемы,осуществованиикоторойдаженекаждыйдогадывается),чемрассудить"Ничегонеизменится"исделатьвид,будтовсёкакнадо.Всёнекакнадо.

Комментарии редакции и автора поста

Тут шеф-редактор сообщает о найденых ошибках, дает рекомендации. Автор поста, в свою очередь, тоже может что-то сказать, спросить или уточнить.


Комментариев пока нет.


Добавлять комменты могут только редакторы и автор поста.