0

Phantasmagoria, одной из лучших хоррор-игр, исполняется 21 год

Это обзор игры Roberta Williams' Phantasmagoria от The_Red_Borsch (перевод)
4391 4 10 января 2017 г. Редакция
В юбилей известной новаторской компьютерной игры жанра хоррор Роберты Уильямс, мы взглянем на то, что сделало Phantasmagoria такой особенной.

ВюбилейизвестнойноваторскойкомпьютернойигрыжанрахоррорРобертыУильямс,мывзглянемнато,чтосделалоPhantasmagoriaтакойособенной.“Молись,чтобыэтобыллишьночнойкошмар.”Когдамыдумаемобжанрехоррор,мыобычновспоминаемсерииигрвродеResidentEvil,SilentHill,DeadSpaceилидажечто-товродеClockTower.Игра,оставшаясябезвнимания,дажееслибыэтобылопервообразноеназваниедлятакихигр,ипродавшаясятакжехорошо,какиигрыизвышеупомянутыхсерий-Phantasmagoria,созданнаяSierraOn-Line.В90-ежанрквестовиприключенийpoint-n-clickбылоднимизсамыхпопулярныхнаигровомрынке,аLucasArtsиSierraбылисвоегорода“NintendoиSEGA”нарынкеПК-игр.РобертаУильямсбылагениальнымгеймдизайнероммножествапопулярныхигрисерий,например,King'sQuest,MysteryHouseиTheColonel’sBequest.Кстатиговоря,еёсамымогромнейшимвкладомвигровуюиндустриюбылосозданиепервогографическогоинтерфейсавквестовыхиприключенческихвидеоиграх(созданногонаинновационномдлятоговремениAdventureGameInterpreter(позжепеределанномвболеекачественныйвпланеграфики,управленияизвукаSierra'sCreativeInterpreter),который,всвоюочередь,разработалКенУильямс,мужРобертыУильямсисо-основательSierra-прим.переводчика).Ноизвсехигр,надкоторымиработалаУильямс,еёлюбимой,поеёжесловам,сталаименноPhantasmagoria,являющаясяпервойипоследнейигройжанрахоррорэтогоразработчика.Phantasmagoria,несомненно,являетсяоднимизвеличайшихшедевровигровойиндустрии,особенноактуальнымв1995году.Наэтуигруушлооченьмногоденег,и,какиположеноигрестакимкрупнымбюджетом,онавышлавбольшихкоробкахажна7компакт-дисках(8вверсииSEGASaturn)из-забольшогоколичестваFMV-видео.Дажеописаниекигренаобратнойсторонекоробкибудетболеепугающим,чемлюбыедругиеслова,которымитолькоможноописатьэтуигру.“Ячувствуюегоприсутствие,еголедяныепальцынамоёмгорле.Яслышуегожуткиезвуки,тревожащиемоёсознание.Янапраснопытаюсьвздремнуть,таккаквмоиснывселяетсянеистовыйужас.Моёединственноеспасение-внезапноепробуждение.Что-тоздесьявнопошлонетак.”(ПримерныйпереводтекстаспотерейрифмывописаниинаобратнойсторонекоробкисPhantasmagoria)Нетрадиционныеэлементы,вродеэтого,отличнопередаютатмосферуужасаPhantasmagoria.Вообще,Уильямсдолгоевремяпланироваласделатьигружанрахоррор,нокакиДжеймсКэмерон,ейпришлосьждать8летдовыходатехнологии,котораябыпришласьгеймдизайнерупонравудлясвоегопроекта.ДляPhantasmagoriaУильямснаписаласценарийиз550страниц(кпримеру,типичноекиноимеетсценарийоколо120страниц),былонанято25актёров,всъёмочнуюгруппубылонанято200человек,атакжепотребовалось2года,чтобыполностьюразработатьвсеаспектыигры,и4месяца,чтобыотснятьвесьматериал.ИзначальныйбюджетPhantasmagoriaсоставлял$800.000,нокконцуразработкиисъёмокондошёлдоотметки$4.500.000(приусловии,чтокиностудия,созданнаяSierraспециальнодляэтойигры,стоила$1.500.000).Такжевигребылиоченькачественныеспецэффекты,аещёспециальнодлясаундтрекакигребылнанятхоризболее,чем100человек.Несмотрянабольшиериски,PhantasmagoriaсталасамойуспешнойигройкомпанииSierra,собравсвыше$12.000.000запервыевыходныепослерелизаиставоднойизсамыхпродаваемыхигр1995года.Болеетого,акцииSierraстоимостью$3.875вырослина$43,25сиюнядосентябряименноиз-заожиданияивлиянияPhantasmagoria,этобылопростоневероятнымсобытием.Этаиграявляетсяидеальнымпримеромтого,чтоприпоявленииновойтехнологииабсолютновсеначалиеёиспользовать,неговоряужеотом,чтоэтатехнологияFMVоставилазначительноевлияниевигровойиндустрии.SierraтакжеиспользовалаэтутехнологиюприсозданииTheBeastWithin:AGabrielKnightMystery,а,темвременем,некоторыеразработчикииздругихкомпанийдаженачалибеспокоитьсяиз-замысли,чтоэтоогромнейшееповремени,тратесредствиприкладываниюсилсозданиеигрс"раскидыванием"нанесколькокомпакт-дисковстанетпривычнымделомвближайшембудущем,пугаятем,чтоигрыпотеряютсвоюосновнуюсутьвугодупроизведениявпечатления.Естественно,Phantasmagoriaнебылапервойигрой,использующейтехнологиюFMV,нозатовнейбыласмеськаккат-сценсреальнымиактёрами,такиихдействийвотрендереннномпространстве,чтобылодовольнолюбопытнымявлениемвтовремя,таккаквтовремякаквдругихподобныхиграхбылолибоодно(The7thGuest,TexMurphy),либодругое(Toonstruck).Большаячастьтакихвидеоигрпоказывала80-100заднихпланов,ноPhantasmagoriaсодержалавсебебольше,чем1000таковых.Сценынасилия,показанныевигре,привеликнекоторымспорам:еёсодержимоешокировалолюдейтак,чтонекоторыедистрибьюторыотказалисьпродаватьPhantasmagoriaчерезсвоиторговыесети,атакжеонабылазапрещенадляпродаживАвстралиииз-заместногозаконодательства.ВPhantasmagoriaбылаопциональнаясистемародительскогоконтроляввидепароля,ставящаявездецензуру,авЕвропеиграужевышлазацензуренная,ноPhantasmagoriaневышлавАвстралиидажевцензурномвиде(вотличиеотсиквела-прим.переводчика).Неудивительно,чтоиз-завсегоэтогоогораживаниявокругPhantasmagoriaфанатыжанрахоррорзахотелисыгратьвнеёещёбольше.Этобылидеальныймаркетинговыйход.СюжетвPhantasmagoriaврядлиможноназватькаким-тоособенным.МолодожёныАдриенниДональд(вигреупоминаетсякакпростоДон-прим.переводчика)переезжаютвштатМассачусеттс,вдом,принадлежащийранеечеловеку,практикующемучёрнуюмагию.ЗлойдухберётподконтрольДона,аАдриенндолжнапережитьэтоткошмариузнать,чтожезатайнастоитзавсемэтим.ЕслибыУильямснесталабыпозднееговорить,чтоеёосновнымисточникомвдохновениябылоСияние(TheShining),всёравнобылобыявноочевидно,чтоиграбылавдохновленакакой-токлассическойкнигойилифильмом.ОдержимостьДонаоченьпохожанатаковуюДжекаТорренса,таккаконтожепостепенностановитсянеуравновешенным,втовремякакдухвнутриберётнаднимвсёбольшийибольшийконтроль.Впланегеймплея,Phantasmagoriaособонеотличаетсяотдругихквестовыхиприключенческихpoint-n-clickигртоговремени:онзнакомвсем,ктоигралвдругиеигрыотSierraпервойполовины90-х.НоголоволомкиздесьуступаютместоFMV,вобщейсложности,немногоразочаровываяиснисходядоуровнявышедшейчутьранееKing'sQuestVII.Честно,то,чтовытакмалоуправляетесамойигрой,оченьсильнорасстраивает;просматриваябольшуючастьвременипрохождениярядFMV-видео,увасбудеточеньмаловозможностейделатьчто-либововремяигры.Phantasmagoriaявляется,своегорода,огромнымпоказомвидео,вкотором,скорее,сюжетдемонстрируетсябольше,чемвы,собственно,играетевсамуигру.Естьмнение,чтовсёэтопростительноиочаровательноиз-запредставленныхграфическихинновацийвPhantasmagoria.Правда,этомнениесразужедостаётсякурамнасмех,когдаужессамогоначалаигрывысмотритевэкран,находящийсявещёодномэкране,ивовнутреннемэкране(очевидно,чтосменьшимразрешением)ипоказываетсявидео(даещёипикселизированное,особеннонабольшихэкранахивсценахскрупнымпланом-прим.переводчика),иэтовсёнельзяникакимобразомоптимизировать.Вогромнойрамкесменюразмеромпочтистретьэкранастолькопотраченногозряместа,чтосразужестановитсятрудносконцентрироватьсянавидео.Ктомуже,вначалеигрывидеовообщепоказываетсявмалюсенькомокошечкев2разаменьшеитакмаленькогоокна,хотяэтоможноисправитьвнастройках.Phantasmagoriaдоводитвсюэтудемонстрациювтакихусловияхдоненормального.Например,воднойсценемывидим,какАдриеннстоитиразглядываетоткрытыйконвертсписьмомцелых3минуты,простотак,бесцельно.Такиевещипроисходятвигрепростопотому,чтокомандаразработчиковверилавто,чтообычныйпросмотрFMVбудеточаровывающиминоваторским.Вигреестьещёоднаоченьдлиннаясцена,вкоторойАдриеннразбиваеткаменнуюстенку,чтобыпройтичерезнеё,ивсюэтусценуАдриеннтолькоиделает,чторазбиваетстенку.Большаячастьтакихмоментоввигресконцентрировананаразличныханимацияхиэлементах,которыенеособоважны,чтооченьстранно.Хорошийпримертому,чемдействительноявляласьбольшаячастьFMV-игрвтовремя:геймерыбыстрофанателиотэтихигр,азатемтакжебыстрозабрасывалиих.Героивсегдаявлялисьключевойчастьюигры(илифильма)жанрахоррор,и,какужебылосказаноранее,длявыходаPhantasmagoriaвсвет,вигреУильямсбылсделансписокиз25странныхперсонажей.Приятновидеть,чтоУильямсуклониласьотстереотиповприихсоздании,несмотрянаштампованныйсюжет.Несамаяпередоваявещь,ноэтотподходдействительноработаетвхоррорах.Особенно,ввидеоигре,созданнойв1995году.Ктоунастогдабылсамымглубокопроработаннымигровымперсонажем?CrashBandicoot?НекоторымиизвыделяющихсяигровыхдополненийявляютсяСайрус,которыйпревосходитпосвоейнатуредажеЛенниизОмышахилюдях(OfMiceandMen)(воднойсценеонтолкаетдеревособрыва,превращаяеговмост,иговорит:“Яэтасделал!Яжисильный!”),иегостраннаяматьХарриет,котораяпостоянноегопопрекает.Затем,воднойсценеСайрускалечиткошку,итутжевесьшокирующийконтентстановитсянемногофальшивымиз-заFMV-фильтра,черезкоторыйвсёэтопоказывается.Позжевыясняется,чтоглавнымзлодеемвигреявляетсяжестокийчародейЗолтанКарноваш,которыйиустраивалвсякиенепотребствавтомжесамомдоме,вкоторыйпереехалиглавныегерои,чтооченьсильнопохоженапредыдущуюигруУильямс,King'sQuestVII,таккактамтожебылазлаячародейкавролиантагониста.Небеспокойтесьнасчётслишкомбольшогоимени,таккакдалееябудуназыватьегопростоКарно-егосценическимпсевдонимом.Послетогокакмагическоепредставлениенесработалотаккакнужно,Карноушёлвкому,апослеэтоговнеговселилсязлойдух,которыйоченьсильноисказилегосознание.Те,ктовнимательноследилзаработамиУильямс,моглизаметить,чтоонасталаизвестнойзанепрощающиеошибокквестовыеиприключенческиеигры,вкоторыхигрокимоглизапростобытьнаказаныиубитывовремяпрохождения,поэтомуэтиигрыпроходилисьоченьнапряжённо,асохранятьсяприходилосьоченьчасто(кстатиговоря,темабылаактуальнаидлямногихдругихигрSierra,чемона,собственно,иотличаласьотсвоегоглавногоконкурентанаигровомрынке,LucasArts-прим.переводчика).КонцептPhantasmagoriaопределённочувствуетсясфокусированномименнонахорроре,анеприключениях,ноприэтомоннесовсемпохожнадругиеработыУильямс,вкоторыхглавныегероипостоянноумираютиошибаютсявовремясвоихприключений.ЭтоделаетPhantasmagoriaоченьатмосфернойигрой(особенноскачествомпроработкиэтихнелепыхсценсмерти).Правда,основнаячастьвсегоэтогоприпасеналишьподсамыйконецигры,ноэтисценыопределённопроизводятвпечатление.Упоминаятемусценсмерти,стоитобсудитьмногочисленныеубийствавPhantasmagoriaвболеетщательнойстепени,таккакимеютособоезначение.КарнодействуетвстилеФреддиКрюгерасчёрнымюмором,что,помоемумнению,никогданебылочем-топлохимвфильмахииграх.Каждаяказнь,совершённаяим,содержитэлемент"охужизвините",вкоторыевыпростонеможетеповерить.Например,воднойизсценвигрепоказываетсяубийствовтеплице,вкоторойдевушкунакормилиземлёй,акогдаонасталазадыхаться,ейначалисоватьсадовыйсовоквнаполненныйротдооснования.Другая,казалосьбы,совсемневиннаясценапроисходитмеждуКарноиегоженой;начинаетсяонастого,чтоонипьютвино,азаканчиваетсятем,чтовыглядиточеньнелепо.Этотмоментпревосходит“трюксручкой”ДжокераизТёмногорыцаря(TheDarkKnight),ктомуже,ондополняетсяидеальнойфразой“Нет,этотебе!”Впроисходящихздесьубийствахнастолькосадистскоевеселье,чтотруднонедуматьотом,чтоУильямспопроступосмеиваласьнадэтойтемойссерьёзнымвидом.Вчастности,воднойизжестокихсценДонсажаетАдрианннаТронУжаса,бьётеёполицу,неоднократноназываетсукойизатемсновабьётполицу,напоминаяТебеконец(You'reNext).Этовсёдействительноработает,потомучтовыглядитвыразительноиагрессивно.Другойпревосходныйпример-сценасубийствомчерезвыламываниешеи,котораяявляетсяоднойизсамыхбудоражащихивыразительныхсценвPhantasmagoria,несмотранавсёто,чтоупоминалосьранее.Использованиенастоящихлюдейипростойжестокостиделаетвсеэтисценыещёжёстче.ЭтомоглобысмотретьсякаклагерныйфильмкатегорииB90%прохождения,ноиз-заэтихсценваминогдаможетпоказаться,будтобывыпопаливфильмжанраснафф.Лучшаясценасмертиизвсех-атакжеоднаизтех,которыемнедосихпортяжелосмотреть-вкоторойКарноубиваетРегину,засунувворонкуейвротивпихиваятудаедупрямоейвгорло.Апод“едой”яимеюввидутакиевещи,кактребухуи“взбитые”мозги.Еслисамасценаваснепробирает,товасужточнопроберётеёзвуковоесопровождение.Этооднаизлучшихсценвигре.Впоследнейглавежеестьдовольнонелепыймомент,вкоторомвывидитеогромногоксеноморфоподобногодемона,ноесливынебудетевсёделатьдостаточнобыстро,тоэтоприведётваск,возможно,самойлучшейанимационнопроработаннойсмертивовсейPhantasmagoria(из-закоторой,кстатиговоря,игруизапретиликпродажевАвстралии-прим.переводчика).СмертивPhantasmagoriaопределённоявляютсяоднимизосновныхпунктовэтойигры,из-закоторыхонаизаслужиласвоюрепутацию,новсёжевнейестьнемногоидругихстранностей.1995годбылещёсовсемраннейстадиейразвитияхорроравиграхкакжанра,ноужетогдабылоинтереснонаблюдать,какиевещинасамомделепроизводиличувствострахаинасколькожевонючейбылаэтанеуклюжаяпосредственность,демонстрирующаясявних.Преждевсего,стоитьпонятьодно:Phantasmagoria-нестрашнаяигра,иэтодаженемногоразочаровывает;учитываяеёразмер,“раздутый”до7компакт-дисков,заметно,чтоколичествонастоящиххоррор-элементовзаметноменьшевсегоостального.ОцениватьPhantasmagoriaкакфильмжанрахоррорвместоигры,вэтомслучае-интереснаяпопытка.Честноговоря,ябылоченьудивлён,чтониктовсетиИнтернетнепопыталсявыложитьвсюисториюввидеодногоFMV-видео(судяповсему,авторобзорабылоченьневнимательным,иискалнетам,гденужно-прим.переводчика).Полагаю,чтоPhantasmagoriaвыгляделабынамноголучше,еслибыбылафильмомжанрахоррор.Онанебылабыхорошимфильмомжанрахоррор,нобылабывеликолепнымфильмомжанрахорроркатегорииB,иябысудовольствиембыпосмотрелтакойвлюбойденьнедели,особенноеслибыактёрскаяиграбылабытакаяже,какиздесь.Phantasmagoriaначинаетсястого,чтоАдриеннвидитнелепыйкошмар,которыйбольшеудивляетисмущает,чемпугает.Конечно,вступлениевыглядитхорошо,отсылаявасобратнов90-еивсюэту“странность”эпохи.Насамомделе,онопохоженанелепуюмешанинукомпьютернойграфикиимрачногохоровогопения;вобщем,смотриминадеемсяналучшее.Спустянекотороевремя,появляетсяисюжет,апочемубыинет?Периодическипоявляетсянекийконцепт“страха”,создаваяхорошуюкартинубеспорядочнойструктурынекоегохоррора90-х.Втовремякакэтовсёпроисходит,Харриетначинаетблевать,аизэтойблевотинывыходитразумныймонстр,которыйтоженачинаетблевать,азатемговоритьлюдям,чтожездесьделать.Музыка,звуковыеэффектыиголоса,насамомдележе,довольновпечатляющиедлятоговремени,настолькоженелепые,насколькоивеськонцепт.УдивительнымобразомэтовсёоченьпохоженаВосставшегоизада(Hellraiser).Ещёодинудачныйконцепт-смотретьвзеркалобезкакой-либоцели,иприэтомвкакой-томоментиграудивляетваснеожиданнойсценойвтотмомент,когдавыужерасслабилисьипривыкликэтому.Этипустяковыепримерыиявляютсятемимоментами,вкоторыхPhantasmagoriaисияет.PhantasmagoriaтакжедемонстрируетодержимостьДонавесьмаинтереснымипутями,показываяневероятноеактёрскоемастерствоуровня“вышепредела”.Воднойсцене,ближекконцуигру,он,впрямомсмыслеэтогослова,гримируетсебясдикимсмехом.Этовыглядитпростостраннои“страшно”безкакой-либопричины.Также,чутьпозже,показываетсясцена,вкоторойАдриенннатыкаетсянаколлекциюфотографийДонасизображеннойнанихАдриеннсотрезаннойножницамиголовой,иэтасценавесьманекомфортнодействительнодействуетнаигрока,но,вконечномсчёте,быстросдаёт.ОдержимостьДонатакжеприводитксценеизнасилованияАдриенн,котораяибыласамойглавнойпричинойзапретаигрывнекоторыхстранах,включаяАвстралию.Исновачувствуется,чтоУильямсидётва-банк,демонстрируяполнуюпротивоположностьеёMixed-UpMotherGoose.Кстати,вPhantasmagoriaестьмомент,вкоторомвамговорят“найтидракона”,из-зачегокажется,чтоУильямснавремязабыла,чтоонаделаетигружанрахоррор,анемирДавентрая.Возможно,самаястранноевигре-послетогокакАдриеннспасласьоттогоогромногодемонаипокинулаэтотпроклятыйдом,вдемонстрирующейсяконцовкеонапростоидётпрочьвполубессознательномступоре.Итакдотитров.Этовыглядиточеньстранно,обрываявесьнастольконапряжённыйконецигры,из-зачегохочетсяразмолотьвсёився(ибольшевзбитыхмозгов,пожалуйста).Неудивительно,чтокэтойигретакжебылсделансиквел,новэтотразбезпривлеченияУильямс.Примечательно,чтоУильямсвыразилаинтересксозданиютретьейчастисерии,нобылоочевидно,чтопоездужедавноушёл.СюжетPhantasmagoria2:APuzzleofFlesh(каким-тообразомэтоназваниетакиневошловодинизсиквеловHellraiser)несвязанспервойигройивыглядитненастолькоочаровывающим,какоригинал.ВигреприсутствуеттотжевизуальныйстильFMV,но,врезультате,играоказаласьболеенеуклюжей,аеёсмертиврядлипревзойдутсмертиоригинальнойигры(однако,естьинемногодругиемнениякасательноAPuzzleofFlesh-прим.переводчика).Phantasmagoria-страннаявещьвисториихорроров,котораяопределённозаслуживаетвашеговнимания,еслиувасестьвозможностьотвлечьсянанеё.Честноговоря,этототтипигры,которыйидеальноподходитдлятого,чтобыпосидетьсдрузьями,девушкой,парнем,женойилимужемзаней,поглумившисьипосмеявшисьнаднейвсюночьнапролёт(какиAPuzzleofFlesh,Уильямсыэтогарантируют-прим.переводчика).Онавыполненавстиле,согревающимностальгирующуюдушуисодержитодниизсамыхотвратительнейшихсценсмертивигровойиндустрии.Ктомуже,онасодержитогромнейшийакцентнасредстведляпрочисткитруб,чегоябольшеникогданевиделниводнойвидеоигре.

Комментарии редакции и автора поста

Тут шеф-редактор сообщает о найденых ошибках, дает рекомендации. Автор поста, в свою очередь, тоже может что-то сказать, спросить или уточнить.


Комментариев пока нет.


Добавлять комменты могут только редакторы и автор поста.