8

Секрет успеха "Diablo". Размышления некомпетентного человека

Это статья об игре Diablo от Shaggy
5381 29 16 августа 2015 г. Редакция
В наш (я имею ввиду не только русскоговорящую аудиторию) словарный запас прочно вошло такое словосочетание как "клон Diablo". Лично я его недолюбливаю, так как оно крайне часто используется в значении конкретного жанра. Но это не так важно. Важно другое — а почему такое словосочетание вообще возникло и почему все hack and slash сравнивают именно с играми из этой серии? Давайте разбираться.

Внаш(яимеюввидунетолькорусскоговорящуюаудиторию)словарныйзапаспрочновошлотакоесловосочетаниекак"клонDiablo".Личнояегонедолюбливаю,таккаконокрайнечастоиспользуетсявзначенииконкретногожанра.Ноэтонетакважно.Важнодругое—апочемутакоесловосочетаниевообщевозниклоипочемувсеhackandslashсравниваютименносиграмиизэтойсерии?Давайтеразбираться.Еслиужиговоритьосерииигр,тоначинатьнадоспервогопродукта.ЧтовDiabloбылотакогоинновационного,чтоонпростосотрясрыноккомпьютерныхразвлечений?Довольнопростойсюжет,вполнестандартныйходпоповышениюреиграбельностизасчётслучайнойгенерацииуровнейипредметов,простаяролеваясоставляющая,всего-лишьтриклассаперсонажей.Всямеханикасводитсякпланомернойзачисткеподземелий,сборулутаиегопоследующейпродаже.Да,погеймплеюDiablo—этосамыйчтонинаестьобычный"рогалик".Всётак,данесовсемтак...Достаточнобеглоговзгляданаролевыеигры,которыепредшествовалиDiabloдлятого,чтобыубедитьсявихоткровеннойсложности.Впервуюочередь,сложностивхождениявигру.Втовремяролевыеигрычастоиспользовалимеханикунастолок,которыебылиразвлечениемдляэстетов.Оченьразвитая(иногдадажеслишком)ролеваясистема,управлениегруппойигроковразныхклассов(чтоотнюдьнеупрощаетвыбороптимальнойпрокачки),частопошаговыебои.Ночтоделает"Condor"?Онасоздаётказуалку.Да-да,Diabloстановитсяпо-сутипервойпопуляризированнойказуальнойролевушкой.ВзявзаосновугеймплеяAction-RPG(первойигройвэтомжанрепринятосчитатьXanadu:DragonSlayerII,вышедшуюещёв1985году),ониделаютпродуктмаксимальнопростойдляосвоения.Всего4параметрадляпрокачки,трималоотличающихсядруготдругакласса,весьупорсделаннаэкшн.Кликаймышку—бейврагов.Такуюмеханикуможетосвоитьребёноквпятьлетзаполчаса.Ноэтонеглавное.Diabloвыходитв1996году,черезгодпослерелизанеменее"казуальной"простойдляосвоенияОСWindows95,именнодлясистемыотMicrosoft.ИхотявозможностиигрдляОСDOSнатовремянеуступаливозможностямдляWindows,изданиеDiabloпод"устаревшуюсистему"уженерассматривалось,вероятно,из-зацелевойаудитории.Итак,чтомыимеем?ГрафикаАААкласса,упорналюбителейэкшена(инелюбителейдолговникатьвправилаигр),выборподходящейплатформы,наличиеподходящегорежимаигры—мультиплеера.Последнейиважнейшейсоставляющей(начтоBlizzardEntertainmentникогданескупилась)оказываетсярекламаигрывСМИ.Такпоявляетсявсемиузнаваемыйбренд"Diablo".Чтохарактерно,еслирассматриватьDiabloпосоставляющим,торазработчикаминебылопредложеноничегоноваторского:изометрия,спрайтыизотрендеренных3dмоделей,сеттинг,ролеваясоставляющая,классыперсонажей,навыки.Всёэтобылоизвестноидо1996года.Дажетакаякомбинацияоказаласьстаракакламповыйтелевизор.Важнеевсегооказался,матьего,маркетинг.Надосказать,чтоуспехBlizzardEntertainmentобусловленневпоследнююочередьграмотнойстратегиейизданияигр.Вместотого,чтобытутжевыпускатьсиквелнабравшейпопулярностьигры,разработчикиоткладываютэтодело"напотом".Засчётэтогоимудаётсяподстраховатьсебяоткоммерческогопровалавслучаевыпускадовольнопосредственнойигры.Счемэтосвязано?Атутделокроетсявтакомфеноменечеловеческойпсихологиикак"брендоваязависимость".Вчёмеёсуть?Хорошораскрученный,успешныйбрендстановитсяпоказателемуспехаичеловекаегоиспользующего.Самокачествотовараприэтомстановитсямалозначимым;напервыйпланвыходитимя.Вот,чтоговоритсявисследованиипетербургскихпсихологов(доцентакафедрыобщейпсихологииСПбГУОльгиЩербаковой,старшегопреподавателякафедрыЯниныЛедовойивыпускницыСПбГУ,маркетологаипсихологаЕкатериныШоман)касательновыборабрендовойодеждысредиженщин:"Оказалось,чтонекоторыемолодыеженщины,акцентирующиевниманиенабрендахпривыбореодежды,осознаютиописываютсвое«я»,ориентируясьнавнешниепризнакисоциальнойуспешности.Ониносятбрендовуюодеждусцельюсоответствоватьпредполагаемымценностямреферентнойгруппы,получитьееодобрение.Приэтомсобственныевнутренниеценностидлянихотходятнавторойплан".Таквобществескладываютсямаркеры,покоторымможноопределить,находитсяличеловеквтвоейгруппеилинет.Бренд"Diablo"сталровнотакиммаркером.Тот,ктонеигралвэтуигру,был"невтеме",был"чужаком",был"неудачником"инаоборот.Следующийпродуктвэтойлинейке,дажееслионбудетпосредственногокачества,будетвосхваляться.Иначетырискуешьпрослыть"неудачником"иоказаться"изгнаннымизгруппы".Новлюбомобществеестьлюдиснонконформнымповедением.Онибезлишнихопасенийразнесуттовар"впухипрах".Еслиипослеэтоговыйдет"посредственнаяигра",токнимприсоединитсядовольномноголюдей,т.к.тогдапоследниеуженестанутизгоями-одиночками,абудутпринадлежатькгруппе"неудовлетворённых",ранееобразованнойнонконформистами.ВтомчислеблагодаряэтомуDiablo2непроваливаетсянесмотрянакрайнеустаревшуюграфикуижуткоеразрешение640х480.Приэтом,прошуобратитьвнимание,графикавданномжанреигр—важныйаспект,т.к.целеваяаудитория—любителиэкшен-игр.ЕслибыDiablo2иDiablo3вышлиподряд,дабезсерьёзныхзатратнарекламу,томыбы,скореевсего,сталисвидетелямиеслиужнегромкогопровала,тоужточнонеэпичногошествия.НовBlizzardEntertainmentработаютсовсемнедуракидаиисториянеимеетсослагательногонаклонения.Diablo2несмотрянато,чтонепривноситвжанрролевыхигрничегоновогоиимеетустаревшуюграфику,выплываетна"брендовойзависимости"иотличномупиару.Онавходитвсписоксамыхбыстрораскупаемыхигр.Что,согласитесь,безтяжёлойартподготовкимаркетологови"раскрученности"брендадостичьневозможно.Такзадвенеделиразлетелся1млнкопий.БытьобладателемDiablo2—значитбытькрутым,успешным,находитьсявбольшомобществеединомышленников.Итутигрокполучаетфаннетолькоотфактаобладанияданнойбрендовойвещи,ноиотвозможностиэтотфактпоказатьпосредствомBattle.net.Именноэтогофананемоглидатькудаменеераскрученные,но,порою,кудаболеенедооценённыеигрыжанраhackandslashконца90-хначала00-х.Придерживаясьтакойстратегии,BlizzardEntertainmetвыпускалаибудетвыпускатьсвоиигры.Имсовершенноненужнопроизводитькакой-тоуникальныйпродукт,имдажененадопроизводитьотличныеигры.Всё,чтоимтребуется—этопродатьощущение"великой","отличной","шедевральной"игрыточнотакже,какониэтоделали20летназад.Ивэтоповерят.Аесличеловекверит,чтоунегопередглазамишедевр,тоонсамдодумаетто,чегонасамомделеутоваранет.Небудуизлагатьособенностипсихологии.Простопоищитематериалыовлиянииценынавосприятиекачестватовара.Экспериментальнодоказано,чтоесливиноизоднойбочкиналитьводинаковыеграфиныисказатьгруппеиспытуемых,чтовиновпервомграфине—за$10,авовтором—за$100,тотестовойгруппенеоченьпонравится"виноза$10",ноонибудутввосторгеот"винаценоюв$100".Потакомужепринципуработаютитеилииныеэпитеты.Еслиэто"горькийшоколадпремиум-класса",тоонпокажетсявкуснееточнотакогоже"горькогошоколада"толькоиз-заналичиявописаниислова"премиум".Ачтожестермином"клонДиабло"?Пооднойизверсий,этопонятиезародилоськактермин,обозначающийигры,полностьюкопирующиемеханикуоригинальногоDiablo.Вероятно,этотакиесть,ияпридерживаюсьточнотакойжетрактовкиданногословосочетания.Ноунегоестьидругоезначение,возникновениекотороготожевполнелогично:аудитория,котораяжаждалаэкшена,конечножебылакрайнеплохознакомасиграмижанраRPG.Поэтому,"Диабло"сталодлянихчем-тосовершенноновым,чегонебылораньше.Ивсеролевыеигрыразделилисьна2категории—"такиекакДиабло"и"всеостальные".Натыкаясьврецензияхиотзывахнасловосочетание"клонDiablo",ониначалитрактоватьегопо-своему,взначении(тогдаещё,возможно,неимевшегособственногоимени)жанраhackandslashилиAction-RPG.Подобноеужепроисходило,когдав90-еоднаизфирмначаларекламироватьподгузникиподбрендом"Pampers".Народбылнастольковпечатлёнрекламой,что"Памперсы"сталисинонимомслова"подгузник".Тогдаэтобылпо-сутипровалмаркетинговойкампанииP&G.ВслучаежесDiabloэтобылогромныйуспех.Иразвеможнообвинятьпользователейвнекорректномиспользованиитерминовпослетого,каконибылиобработаны,перемолотыиприготовленывнедрахвеликойиужасноймашиныподназванием"маркетинг"?Встатьеиспользованыматериалыизследующихисточников:wikipedia.orgfontanka.ruhttp://igrotop.com

Комментарии редакции и автора поста

Тут шеф-редактор сообщает о найденых ошибках, дает рекомендации. Автор поста, в свою очередь, тоже может что-то сказать, спросить или уточнить.


Комментариев пока нет.


Добавлять комменты могут только редакторы и автор поста.