1

Обзор Penumbra: Overture

Это обзор игры Penumbra: Overture от SAXAHOID (перевод)
2270 0 23 января 2014 г. Редакция
Будем откровенны: миру известно совсем немного инди-хорроров, признанных шедеврами. Чаще уж получается слегка совсем наоборот, и после лёгкого ажиотажа о игре забывают все, кроме кучки преданных фанатов. Но с Penumbra: Overture дела обстоят слегка иначе. И пусть она настолько низкобюджетна, что была вынуждена привлекать народ бесплатным тех-демо в 2006-ом. И пусть Frictional Games — вообще какие-то неизвестные ребята. Их дебютный проект всё равно остаётся чертовски страшным!

Будемоткровенны:мируизвестносовсемнемногоинди-хорроров,признанныхшедеврами.Чащеужполучаетсяслегкасовсемнаоборот,ипослелёгкогоажиотажаоигрезабываютвсе,кромекучкипреданныхфанатов.НосPenumbra:Overtureделаобстоятслегкаиначе.Ипустьонанастольконизкобюджетна,чтобылавынужденапривлекатьнародбесплатнымтех-демов2006-ом.ИпустьFrictionalGames—вообщекакие-тонеизвестныеребята.Ихдебютныйпроектвсёравноостаётсячертовскистрашным!Можетемненеверить.Простопопробуйте.Дляфанатовэкшна-кровь-кишкитутврядлинайдётсямногоинтересного,техническихидеалистовнекоторыеглюкибудутраздражать,анепугать...Итемнеменеенеописуемоечувствоодиночестваибеспомощностипереднеизвестнымзаставятмногихещёнесколькоднейпослепрохожденияспатьсосветом.Будьтеготовыкэтому.Аделовтакой,казалосьбы,простойштуке.Атмосфера.НачинаетсявсёвлучшемдухеЛавкрафта:протагонистполучаетнеожиданноеписьмоотдавно(лет30назад)пропавшегобезвестиотца.Тотуказываетсынунакамерухранения,гденашгеройнаходиткучунечитаемыхтетрадейикартусевернойГренландии.Реалистичнаязавязка,правда?Ида,этовсё.Никакогоразвитияперсонажей,никакихбиографийилиобъяснений.Выпростонашликартуитутжеотправилисьпоней.ВГренландию.Вснежнуюбурю,гдечутьнеумрётеспустянесколькоминут.Уважаемыелюбителиподробныхсюжетов,васкинули.Нонеспешитепокавыключатьигру.Может,вашиожиданияипредали.Томуестьпричина:нечёткоеидаже—чегоужтам!—дурацкоеначалозадаётспецифичный"сонный"тондлявсейистории.Еговскоростидополнитогромнаяшахта,напоминающаяскорееужпогребальныекатакомбы,подариввамврезультате"щекотное"ощущениеоторванностиотмираинереальностипроисходящего.НоодновременностемPenumbraухитряетсярасширятьграницывиртуальнойреалистичности.Взаимодействиесвещамивокруг,например,хотьисоответствуетвнешнеболее-менеестандартнойpoint-and-clickсистеме,имеетсвоиособенности.Игроквынужденделатьвсё"вручную":двери,скажем,открываютсянепростымкликом,азажиманиемкнопкимышииоттягиваниемкурсора.Точнотакжеможноподнимать,таскатьивертетьпрактическикаждуювещьэтогомира,откамнейдобочексдинамитом.Геймерамнаконец-тодалитребуемуюужестольколет(почти)полнуювластьнадокружением!Ну,тутключевоеслово—"почти",конечно.Всёравноконцепточеньинтересен.Разработчикипоставилинасвоюидеюоченьмногое,наполнивигруфизическимиголоволомками,инепрогадали.Оченьточноимудалоськоличество:еслибынасзаставляливсёвремякрутитькакие-товентилиилирытьсявящиках,тооригинальнаязадумкабыстропревратиласьбывнадоедливую"диковинку",атак,натыкаясьназагадкилишьизредка,игроксамподдерживаетсвойинтерес.Задачки,которыевампридётсярешать,разнятсяотужеописанногооткрываниядверейивращениявентилейдосооружениямостикаиздосок,чтобыперелезтьсеткуподнапряжением,постройкиплатформизящиков,раздвиганияполокитакдалее.Имеютсявместномгеймплееибоевыеэкшн-моменты.Реализованыониспомощьювсётойжемеханики:хватаетемолоток,доску,камень,что-угодно-ещёидубасите(например)собаку,размахиваямышкой.Напоминаетсимуляторыгольфа.Неожиданноподобныйподходделаетсражениякудаболеенапряжёнными,чемвобычной"кликни-убей"механике.И,какбыпечальноэтонизвучало,благодаритьзатакойэффектнужновпервуюочередьотвратнуюреализациюбоевойчасти.Камеройневозможноуправлять,когдавыдержитечто-томышкой(придётсяпостояннопялитьсяводнуточку).Вобычнойситуацииподобноевызвалобылишьнебольшиезатруднения...НомыговоримоPenumbra.Тутстрашно.Каквамперспективавоеватьскамерой,пытаясьотбитьсяотвсётойжесобакиилипаука,которыемогутбезособыхпроблемзагрызтьперсонажанасмерть?Сдругойстороны,достаточновыработатьвыгоднуютактику(добиватьупавшихврагов,вчастности),ивсёстановитсяпроще,нобылобынамногоразумнееразрешитькамерелочитьсянаврагах.Инамногопроще,конечно.Аэтоужеплохо.Мыиграемв"ужастик",аневсимуляторсупермена,потомудажеискуственноеусложнениебоёв—вполнеоправданныйход.Игрокдолженбоятьсязомби-псин,анеспешитькочередной,надеясьразмятькосточки.БлагодарятакойбоевойсистемегеймплейPenumbraбольшевсегонапоминаетсмеськвеста-адвенчурыистелса.Запервуючастьотвечаютописанныевышефизическиеголоволомки,азавторую—общаяхилостьпротагониста.Онздесь—самыйобычныйчеловек,сделанныйгероемлишьволейсудьбы.Столкнувшисьсопасностями,емуприходитсянеатаковать,апрятатьсявтени,тихонадеясьнаслепостьпреследователей.Ида...Слишкомдолгоразглядывайтемонстров?Ловите-каприступпаники!Вовремянеёобзорзатуманиваетсяивообщепортится,аперсонажвконцеконцоввскакиваетотиспуга,демонстрируясебяврагу.Ноеслипаникиуспешноизбегать,тоспрятатьсяможнобезособыхпроблем:достаточнонезаметноприсестьвтенииподождать,покаглазаприспособятсяктемноте.Фишкас"безумием"былапридуманадляAmnesiaпозже,потомуздесьегонет.ВовсехпрочихотношенияхPenumbraведётсебяподобно.Графикадостаточноскупа,носвоюзадачуисполняетотличноиоченьатмосферно.Болеетого,текстурыиосвещениебудтоспециальноподобраныдляусилениячувства"кошмара".Вотчтояназываю"использоватьсвоислабостидлясвоейжевыгоды"!Звукже—совсеминаяистория.Онпревосходен!Правда-правда.Безмалейшихпреуменьшений.Еслиразработчикиначём-тоиэкономили,тоточноненааудио.Вособенностихочупохвалитьозвучивающегопротагонистаактёра:онпоистиневиртуозносправляетсяспередачейстрахаибессилия.ПроводникомвэтомбезумиижевампослужитнектопоимениРэд,иповерьте,еговызабудетеоченьнескоро.Звукивокруг...Скажемтак,завсюигрувыуслышителишьскрипыдосок,своисобственныешаги,рычаниедохлыхсобачекишорохпауковзауглом.Вамхватит.Особенновсочетаниис"редкой,нометкой"музыкой.Итемнеменее.Даженепрофессионалустановитсяяснопослепервогожевзгляда:Penumbraделаланебольшаякомпания,беззначительныхбюджетов,ипритомбыстро.Этосказалосьинадлинесюжета,которыйбезпроблемпроходитсязашесть-семьчасов.За20$—неплохоепредложение,номожноилучшевсё-таки.Аещёиграоченьчувствительнакнастройкам.Подключениедажевполнебезобиднойвещи("железная"обработказвука,например)способновызватьнепредсказуемыекрашиипрочиенеприятныесюрпризы.Хорошохоть,можнооткатитьсядостандартныхнастроек,простоудаливихфайл.Такжевопрос"Нувотзачемтакоеделать?.."вызываетнедоступностьсохранениявлюбомместеизменюсамойигры.Притомвключитьегоможно—естьотдельныйпараметрвовсётомжеконфигурационномфайле.Отигрокатребуетсявсеголишьизменить"false"на"true"любымтекстовымредактором,ноявсёравнонепонимаю,зачембылоэтопрятать.ЗаключениеДажесучётомвсехпроблемPenumbra:Overtureостаётсяотличнейшимхоррором,какихяужедавноневидел.Физическийдвижок,неповторимотяжёлыйизатягивающийсюжет,"сочная"атмосфераи,наконец,возможностьвлюбоймоментпомеретьоткакой-топрячущейсявтенитвари...Чегоещёнужнодлясчастья?Ида,это—лишьпервыйэпизод.Ну-кадавайтесюдавторой!

Комментарии редакции и автора поста

Тут шеф-редактор сообщает о найденых ошибках, дает рекомендации. Автор поста, в свою очередь, тоже может что-то сказать, спросить или уточнить.


Комментариев пока нет.


Добавлять комменты могут только редакторы и автор поста.